Существует ли православная психология, почему клиенты ищут верующих психологов и когда это действительно необходимо? Разбираемся в этих вопросах вместе с Мариной Филоник, психологом, психотерапевтом и соучредителем Ассоциации понимающей психотерапии; супервизором, лектором психологической службы храма Космы и Дамиана в Шубине, руководителем проекта «Психология для Церкви».
Фактор доверия
– Почему ищут православного психолога?
– Православного психолога ищут по очень разным причинам. В основном, конечно, из желания безопасности, доверия, ценностного созвучия. Возможно, зная, что психолог его ценности уважает, но не разделяет, клиент будет чувствовать себя менее уютно.
Православие психолога для клиента бывает важным фактором доверия, безопасности и уверенности. Можно спорить с тем, объективен ли такой фактор. Но доверие к специалисту однозначно способствует успеху работы.
Принципиально важной православность психолога становится тогда, когда клиент хочет обсуждать какие-то вопросы, связанные со своей верой, образом Бога или, например, свои отношения с Богом.
То есть, практический религиозный опыт терапевта становится важным, как только и клиент, и терапевт начинают обсуждать вопросы, в которых Бог фигурирует как реально существующий, а не просто какая-то «фигура жизненного мира клиента».
– Может ли неправославный психолог успешно работать с православным клиентом?
– На самом деле, если психолог достаточно профессионален, он будет соблюдать уважение к ценностям клиента, даже если не будет их разделять.
Такова профессиональная этика – ценности и религия клиента под сомнение не ставятся.
В ряде случаев можно сказать, что искать православного психолога – это все равно, что искать православного хирурга. Конечно, приятно, если врач будет одного с тобой мировоззрения, но гораздо важнее, чтобы он умел хорошо делать операции.
Если вопрос клиента касается понимания себя или отношений с другими людьми, пойти он может к любому специалисту. Даже если проблема – в отношениях с прихожанами или внутри религиозной общины, то есть, вопросы вроде бы церковные, на самом деле, суть проблемы, как правило, такая же психологическая – везде люди.
– Почему верующие иногда боятся неправославных психологов? Что именно может настораживать?
– Во-первых, есть немало мифов о психологах. Например, клиент может бояться, что неправославный психолог будет давать советы вроде «заведи любовника», «разведись», «сделай аборт».
Обычно психолог советов вообще не дает, но очень многие клиенты об этом не знают. Такие предложения говорят о том, что психолог просто не профессионален. То есть, беда не в том, что он неправославный.
Есть отдельный миф, что психолог будет использовать какие-то методики, которые не разрешены православным. Очень боятся Фрейда, просто потому, что в массовом представлении он тесно связан с тематикой сексуальности. Боятся гипноза.
При этом более чем за столетие своего существования психоанализ очень далеко ушел от какой-то акцентированности на сексуальных вопросах, сейчас это – одна из самых уважаемых психотерапевтических школ мирового уровня.
В Русской Православной Церкви нет ни одного постановления Собора или решения Межсоборного присутствия о том, какие методы недопустимо использовать православным. Есть частные мнения отдельных священников, которые, скорее всего, плохо разбираются в предмете; где-то такие мнения стали приходской традицией.
Еще двадцать лет назад в православных кругах всерьез обсуждалось, что православным нельзя обращаться к психологу вообще. В разнообразных руководствах по подготовке к исповеди можно было увидеть строчку: «Обращалась к астрологу, экстрасенсу, психоаналитику».
Сейчас противостояние священников и психологов стало гораздо мягче, все чаще священники стали направлять людей к психологу или психиатру, я лично знаю много таких священников, причем не только из тех, кто у нас учится.
Психолог советов не дает
– Как правильно расставить границы между психологом и духовником?
– Грамотный психолог, как мы уже говорили, советов не дает. Он понимает, поддерживает, помогает клиенту взглянуть на себя и проблему со стороны и самому найти решение.
Психологическая работа способствует тому, что человек становится более осознанным, более личностно зрелым. Он лучше понимает, что он чувствует и хочет, и лучше выстраивает отношения с другими людьми. Все это оздоравливает и духовную жизнь. Ведь для человека, которому трудно быть искренним с самим собой, искренние отношения с Богом тоже затруднены.
Условно считается, что священник обсуждает с человеком его отношения с Богом, а психолог – отношения с собой и другими людьми.
Но все-таки случается, что человек много лет ходит в храм, и при этом в его поведении сохраняются, например, невротические модели поведения.
Например, человека никогда не хвалили в детстве, постоянно ругали в школе. У него сформировалась низкая самооценка. До прихода в церковь он считал себя просто плохим и никчемным. И вдруг, придя в храм, узнает, что «самыми грешными» себя именовали святые, что он с таким самоощущением здесь практически «в тренде». В итоге человек остается все в том же невротическом ощущении своей «плохости», но называет это «смирением».
То же самое происходит, например, с созависимыми отношениями, которые со стороны и самим человеком могут восприниматься как «мой крест».
«Психолог, православный человек»
– Когда специалист представляется именно как «православный психолог» – это хорошо или плохо?
– Не могу сказать, потому что каждый в этой ситуации руководствуется какими-то своими соображениями.
Вообще «православной психологии» как отдельного специального направления не существует. То есть, если я говорю, что являюсь экзистенциально-гуманистическим психологом или психоаналитиком, то я обозначаю принадлежность к определенной школе и профессиональному сообществу со своими взглядами на психологическую работу, своей методологией, методами, пониманием проблем и т.п.
«Православной психологии» или «православной психотерапии» как отдельной школы не существует. Это – острая тема, которая широко обсуждается в профессиональном сообществе и его окрестностях уже более двадцати лет.
Если отдельные работы можно условно причислить к христианской психологии, то «православная психология» – это понятие из разряда «православная физика».
При этом есть довольно много людей, которые считают себя православными психологами. Так довольно часто называют и меня, я соглашаюсь на это отчасти вынужденно, поскольку на это есть большой спрос.
Я открываю инстаграм и вижу огромное количество людей, которые учились совершенно в разных местах, работают в совершенно разных методах, но при этом именуют себя «православными психологами». Как правило, такое словосочетание означает «психолог, православный человек» – это корректно и честно.
А дальше начинаются разночтения. Кто-то, именуя себя «православным психологом», работает обычными психологическими методами. У меня, например, много коллег, которые, являясь православными людьми, свою веру в консультацию не вносят, даже не будут ставить иконы в кабинете. Такова их принципиальная позиция.
Кто-то, напротив, активно вносит элементы своего мировоззрения в психологическую практику – будет говорить о необходимости воцерковления, направлять к конкретным священниками, отправлять в паломническую поездку или приложиться к мощам. Такие психологи считают, что именно в этом проявляется православность их метода.
Смешать консультацию с религиозной практикой могут не только православные. Те же особенности мы можем видеть и у представителей других религий или верований – когда в психологическую консультацию могут быть внесены элементы астрологии, эзотерики. И все это будет называть психологией, что неверно.
Чаще всего в консультацию вносят какую-то эклектику – смесь отрывков из разных традиций. И очень можно понять правомерное желание христианина, чтобы ему под видом психологии не подсовывали какую-то чуждую религиозную практику. Но здесь мы опять упираемся в некомпетентность специалистов, потому что гадать на картах или составлять гороскоп добросовестный психолог не должен.
При этом, понятно, что клиент должен очень четко смотреть, что именно предлагает специалист, к которому он идет, и выражать свои запросы и желания.
– Но у нас не принято открыто формулировать желание: «Я хочу». И считается невежливым говорить: «Нет!»
– Да, это проблема. Но, в конце концов, учимся же мы выбирать врачей в последнее время. То есть, мы найдем, к кому пойти, если терапевт у нас на участке нам не нравится.
– А если психолог православный, но ни в своем резюме, ни в своей работе этого не афиширует, как мне узнать об этом?
– Спросите. Хороший специалист поймет, что это важно для вашего ощущения безопасности. Он сам может спросить, важно ли для вас, чтобы психолог с уважением относился к вашей вере и разделял ваши ценности. Это может стать хорошим вопросом для начала совместной работы.
У квалифицированного психолога должно быть высшее психологическое образование.
Активный в профессии специалист регулярно повышает квалификацию, у него есть сертификаты об участии в семинарах, конференциях.
Сертифицированный психолог сам провел не меньше пятидесяти часов в качестве клиента; иногда информацию об этом указывают на личном сайте.
У сертифицированного психолога есть практика супервизии. Супервизор – более опытный психолог, к которому психолог обращается по поводу сложных случаев в своей работе с клиентами.
Хорошо, если психолог состоит в каком-то психологическом сообществе или ассоциации – такие сообщества предъявляют требования к своим участникам и заботятся о профессиональном уровне своих членов.