Круглый стол по вопросам реабилитации и соцадаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, прошел 31 мая в рамках всероссийской выставки-форума «Православная Русь». За круглым столом собрались представители общественных (правозащитных) организаций, православные священники и миряне, занятые на тюремном и реабилитационном служении, и сочувствующие. Задачей круглого стола была констатация важности проблемы, обмен опытом и выработка путей сотрудничества всех заинтересованных сторон.
Как и планировали организаторы, коллектив участников оказался неоднородным, что позволило представить достаточно далекие точки зрения. Очень ярким и наиболее спорным стало выступление известного публициста иером. Макария (Маркиша), сотрудника тюремной миссии Ивановской епархии. «Лучший способ помочь заключенному – вырвать его из привычной развращающей среды любым способом. Возможно, пожизненное заключение – это чересчур, но долгий срок, безусловно, предпочтительнее короткого: за долгий срок больше шансов, что его собутыльники и друзья сопьются, сядут сами или потеряют к нему интерес. Однако тюремная среда также не способствует духовному росту. Я регулярно посещаю зоны, и знаете, в чем каются члены тамошних православных общин? В содомии, пристрастии к порнографии, наркомании и алкоголизме, драках и воровстве – православные заключенные, сознательно вставшие на путь исправления и духовного роста! Поэтому, предпочтительнее коллективного заключения – заключение одиночное, разумеется, не в каменном мешке, где кормят свиными объедками, а при значительном улучшении условий содержания, постоянном общении – личном, или по средствам связи – с персоналом учреждения, психологом и т.д.» – считает о.Макарий.
Рефреном на круглом столе повторялась фраза о существующих тенденциях к взаимному отторжению между православным и правозащитным сообществами; отчасти тезисы о. Макария, категорически не принятые большинством присутствовавших правозащитников, проиллюстрировали эту тенденцию. Однако, по словам одного из первых докладчиков, куратора от Комиссии проекта социального сопровождения освобождающихся из Новооскольской ВК Михаила Агафонова, несмотря на распространенное предубеждение в отношении правозащитников, в жизни часто повторяется коллизия притчи о милостивом самарянине, когда светские организации, состоящие иной раз из безрелигиозных людей или из инославных, охотнее, оперативнее и действеннее откликаются на чужую беду, чем призванные к этому Самим Христом православные. Это, к сожалению, подтвердилось составом круглого стола: если приглашенные представители правозащитных организаций пришли в полном составе, представителей епархий и приходов было совсем немного – несмотря на то, что анонс предстоящего мероприятия был загодя размещен на нашем сайте, в день открытия выставки-форума по всем стендам была распространена информация о круглом столе, а в день его проведения в помещениях Гостинного двора прозвучало несколько радиообъявлений.
Надуманным противостояние православных и правозащитников считает и председатель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин. В своей речи он отметил, что и Церковь и правозащитное сообщество ориентировано на помощь одной категории лиц – нуждающихся, отверженных обществом, неспособных самостоятельно найти свое место в жизни, а правовое и социальное сопровождение освобождающихся заключенных без духовно-нравственного является совершенно недостаточным. «Дело в том, что люди, выходящие из мест лишения свободы – это люди пострадавшие, люди, обозленные на весь мир, но это люди – нераскаявшиеся, не способные осознать, что корень их проблем в них самих» – сказал правозащитник. По словам А. В. Бабушкина, в качестве одной из мер реабилитации таких людей Комитет за гражданские права приглашал их в свои ряды волонтерами, из 500 сотрудников Комитета 240 – люди, не менее года проведшие в местах лишения свободы. Из этих людей пятеро снова вернулись туда, причем по своим прежним статьям. «Неспособность людей к раскаянию, к самоанализу, к выявлению собственных слабых сторон – что возможно только в случае духовного развития личности – это, вероятно, проблема номер один в деле их реабилитации, – заключил докладчик – На теоретическом уровне человек все понимает. Но так как искреннего раскаяния он не испытал, переживания о своих жертвах он не перенес, понимания того, какое бремя ответственности после преступления он несет, к нему не пришло, он снова совершает то же преступление. Поэтому Церкви и правозащитным организациям необходимо найти такой алгоритм взаимодействия, который позволит социальное и правовое сопровождение дополнить сопровождением духовно-нравственным».
Участники круглого стола особо отметили недостаточность и недоработанность существующего законодательства в области социальной реабилитации освобождающихся из мест лишения свободы.
В адрес правозащитников прозвучал и ряд упреков. Начальник отдела ФСИН России полковник Виктор Давыденко сказал что, по его мнению, только Русская Православная Церковь ведет в колониях тюремное служение, тогда как «различные фонды» работают только до тех пор, пока получают гранты, а в случае прекращения финансирования «немедленно забывают своих подопечных, свои обязательства»… Посетовал он и на косность православных. «Мне как православному человеку – отметил он – очень обидно, что реабилитационные центры есть у баптистов, у Союза христиан-евангелистов, а у Православной Церкви их нет». Укорил он и организаторов круглого стола — Комиссию по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы, отметив, что непропорционально большую долю обсуждения занимает вопрос об освобождающихся несовершеннолетних девочках (именно таким заключенным пока помогает Комиссия), хотя их среди тюремного населения России – меньшинство.
С другой стороны очень искренне прозвучала речь сотрудника Центра содействию правосудия фонда ИНДЕМ Виктории Шмидт. «Я – человек очень далекий от церковности – сказала она – но мы делаем общее дело и должны воспитать в себе терпимость друг к другу». Особенно она подчеркнула необходимость профессионального образования волонтеров в колонии, так как, по ее словам, незнание техники общения с заключенными, или психологических особенностей этой категории лиц, могут привести к неудачам и разочарованию либо в своих силах, либо в своем деле. По словам Шмидт, в работе с заключенными и освобождающимися подростками ей очень помогают ее профессиональные навыки: Виктория Рудольфовна – кандидат педагогических наук, сотрудник Института коррекционной педагогики.
Из других сообщений следует отметить презентацию сотрудником Центра поддержки православных общин в заключении во имя прп.Ефрема Сирина Татьяной Орловой проекта создания православного реабилитационного центра в Москве, детальное изложение социальным работником Центра содействия реформе уголовного правосудия Ольгой Маркович последовательности действий при осуществлении дистанционного социального сопровождения освободившихся подростков и разбор наиболее часто встречающихся при этом трудностей, выступление клирика Майкопской и Адыгейской епархии о. Петра Гайдука, отметившего важность введения практики ювенального правосудия, рассказ сотрудницы Рязанской женской ВК Елены Чечеткиной о существующем за стенами колонии реабилитационном центре для освобождающихся девушек, который в перспективе будет преобразован в «реабилитационную деревню» и, наконец, взволнованный спич сотрудников группы поддержки заключенных при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно о пагубном влиянии СМИ на юношество и, в частности, на освобождающихся из мест заключения подростков.
В скором времени ожидается появление резолюции круглого стола, в которой найдет отражение необходимость доработки существующего законодательства в области социальных гарантий освобождающимся из мест лишения свободы, необходимость более широкого освещения проблемы в светских и – особенно – церковных СМИ, необходимость активизации реабилитационной работы в епархиях Русской Православной Церкви и другие упоминавшиеся на круглом столе моменты.
Слева направо: Михаил Цыганов (Центр содействия правосудию фонда ИНДЕМ), сотрудники Центра содействия реформе уголовного правосудия: Ольга Маркович, Наталия Дзядко и Елена Гордеева, Лариса Василенко (СПб фонд «Возвращение»)
Татьяна Орлова (Центр духовной поддержки православных общин в заключении имени прп.Ефрема Сирина) и свящ.Петр Гайдук (Майкопская и Адыгейская епархия)
Руководитель направления по работе с освобождающимися из мест лишения свободы при Комиссии Наталия Кузнецова
Соб. инф.