Православный портал о благотворительности

Православная семья нуждается в просвещении

Православная семья (то есть такая, в которой хотя бы один из супругов воцерковлен) переживает точно такие же кризисы и трудности, как и любая другая. Но там, где невоцерковленные люди видят выход (справедливо или нет) в разводе, христианам обычно батюшки советуют просто терпеть. Накануне конференции Наталья Владимировна «прошерстила» Интернет, пытаясь найти православно ориентированные книги и статьи, которые могли бы помочь семье в решении различных проблем

22 января в рамках XIX ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского университета прошел круглый стол «Миссия и современная христианская семья: задачи, методики, проблемы»

Так уж получается, что ПСТГУ проводит свою богословскую конференцию обычно во время студенческих каникул, а круглые столы выпадают на рабочие дни, поэтому поговорить о христианской семье пришло всего лишь человек около двадцати. «Ну, и хорошо, такой междусобойчик», – улыбались участники перед началом. Разговор получился откровенным, острым и не очень-то радостным.

Наталия Пономарева, сотрудник миссионерского факультета ПСТГУ

В своем выступлении организатор круглого стола, сотрудник миссионерского факультета ПСТГУ Наталия Пономарева отметила, что, православная семья (то есть такая, в которой хотя бы один из супругов воцерковлен) переживает точно такие же кризисы и трудности, как и любая другая. Но там, где невоцерковленные люди видят выход (справедливо или нет) в разводе, христианам обычно батюшки советуют просто терпеть, что может стать причиной для еще более серьезного личностного кризиса. Накануне конференции Наталья Владимировна «прошерстила» Интернет, пытаясь найти православно ориентированные книги и статьи, которые могли бы помочь семье в решении различных проблем, но, по ее словам, среди массы информации много – поучений святых отцов и мнений известных священников, материалов конференций и т.д. – конкретных практических советов нашла не так уж много, и с трудом. Церкви надо больше уделять внимание семейным проблемам своих членов, стараться помочь улучшить им условия жизни – убеждена Наталья Пономарева – и делать это не только в декларативной форме, но стараться давать конкретные рекомендации.

Сотрудник Центра Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре Юрий Белановский

Сотрудник Центра Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре Юрий Белановский, постоянно общаясь с православными юношами и девушками заметил, что часто у них встречается «мистическое» отношение к браку: «Бог даст мне идеального мужа/жену». Когда же оказывается, что вторая половина не столь идеальна, как хотелось бы, юным супругам это кажется окончательным крушением всех их надежд и планов. Если бы они были хоть немного знакомы с основами психологии, возможно, процесс «притирки» друг к другу проходил бы более мягко и плавно. Но в православной среде не очень-то любят психологов – посетовал Юрий и присутствовавшие на встрече психологи его поддержали.

Как на еще одну проблему Юрий Белановский указал на то, что канонические правила взаимоотношений супругов часто известны им меньше, чем мнения и частный опыт разных более или менее современных авторов. По его мнению, в «Социальной концепции РПЦ» затронута лишь часть острых вопросов, но далеко не все, а литературы, которая поясняла бы подросткам и молодым людям, что такое отношения мужчины и женщины, в православном книгоиздании пока нет, хотя такой опыт есть у протестантов, католиков и даже мусульман.

Коллега Юрия по Центру духовного развития молодежи Александр Баженов рассказал о конкретных проблемах, с которыми сталкиваются семьи с детьми. Верующие люди стараются найти работу в соответствии со своими религиозными взглядами, и в большинстве случаев она оказывается низкооплачиваемой. Запросы – нормальная школа для ребенка, отдых летом в хорошем лагере, различные услуги специалистов – не могут быть реализованы, так как и школа, и лагерь, и прочее сегодня не дешевы. Жилищный вопрос часто приводит к столкновению интересов поколений. Разобраться с нестыковками в семейном укладе помог бы опытный духовник, но зачастую супруги не имеют возможности вести и полноценную приходскую жизнь – им приходится по очереди «бегать» на службы, а большинство храмов не приспособлено для посещений с детьми. «Приводя ребенка за двадцать минут до Причастия, сами родители не дерзают причащаться», – сказал Александр. О какой же церковной жизни тогда речь? Нерешенные проблемы приводят к тому, что начинают распадаться и православные семьи. «Раньше это было редкостью, – отметил Александр, – чтобы верующий муж бросил жену и четверых детей, а теперь это встречается довольно часто».

Руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, иеромонах Димитрий (Першин)

Участники круглого стола вспомнили несколько примеров попыток решения перечисленных проблем – это и психологические центры при храмах, и финансовая помощь многодетным семьям на приходах. Руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, иеромонах Димитрий (Першин) рассказал об опыте организации удобного для родителей и детей храмового пространства. В некоторых церквях манеж сделали прямо в притворе, в других – организовали специальные комнаты, где за малышами следят девочки-подростки, что полезно также и для них самих, а мамы и папы могут спокойно помолиться на службе. «То есть, прецеденты есть, есть практические решения, но их мало применяют», – отметил отец Димитрий.

Вспомнил он и об осуществленных уже и довольно удачных попытках обобщения канонов и опыта. Например, отец Даниил (Сысоев) сделал подборку канонических текстов об интимных отношениях супругов, и в продолжение этой работы были публикации в изданиях «Альфа и Омега» и «Фома». Теперь стоит задача все существующие наработки собрать, классифицировать и познакомить с ними людей. «Главная проблема – просвещение: сделано много, но никто об этом не знает».
– А пока такая просветительская работа не проведена, надо пользоваться тем, что есть – например, трудами игумена Евмения (Перистого) – подытожила Наталья Пономарева.


Недостаток информации о существующих проблемах и способах их решения, в купе с тенденцией некоторой «лакировки» действительности, проявляющейся у верующих, когда речь заходит о церковных реалиях заставляет одних людей самостоятельно бороться со своими бедами, а других – делать вид, что никаких бед нет. Многие верующие не могут представить себе, что и в их семье или в семье кого-то из прихожан их храма могут возникнуть проблемы алкоголизма, наркомании, подросткового гомосексуализма: «В христианской семье такого не может быть». Но «когда мы об этом не говорим, об этом скажут другие, да и уже говорят не лучшим образом», – уверен сотрудник молодежного отдела Московской Патриархии Владимир Стрелов, научный редактор недавно вышедшего русского перевода книги американских психотерапевтов Джозефа и Линды Эймс Николоси «Предотвращение гомосексуальности. Руководство для родителей». Благодаря, в основном, современной культуре, в мире растет число людей, испытывающих гомосексуальные влечения, сталкиваются с этим и воцерковленные подростки. При правильном отношении и христианском подходе «ненависти к греху, но любви к грешнику» можно добиться возвращения к нормальной жизни от 30 до 60% споткнувшихся подростков. Но только в том случае, если эта проблема не будет замалчиваться церковной общественностью. Пока же это переводное издание – первая научно-популярная работа на русском языке по вопросу профилактики распространяющегося порока.

О других порочных страстях, вернее об их влиянии на родственников ими страдающего, рассказала руководитель проекта по созданию ресурсного центра «Старый свет», консультант реабилитационной программы для семей Анна Юрпольская. Она работает с созависимыми, то есть с теми, кто в ситуации алкоголизма или наркомании близкого человека, начинает жить не собственной жизнью, а лишь сосредоточением на выходках своего зависимого мужа, жены, сына. Когда созависимыми становятся неверующие люди, которые видят в своем родном человеке весь смысл жизни, то работа с ними сводится к своеобразному миссионерству – смещенные понятия пытаются поставить на место, рассказывая о Боге. Но нередки в реабилитационном центре и воцерковленные люди, которые по своей, как они считают, христианской любви «несут этот крест». «Православие – это не значит растоптать себя до нуля, набрать кучу чужих крестов», – считает Анна Юрпольская. Самостоятельно найти баланс между естественной потребностью помощи ближнему и собственной психологической безопасностью очень непросто, здесь тоже нужны консультации специалистов.

Проблем много. Но психолог Ольга Красникова напомнила, что слово «проблема» в переводе с греческого значит «задача». Если взглянуть на все обсуждаемые темы именно с таким настроем, то ситуация покажется не такой уж и страшной. Ведь задачи можно и нужно решать. Состоявшийся круглый стол – это лишь «запал для какого-то большего разговора о христианской семье», считают организаторы. Прозвучавшие доклады будут опубликованы, а председатель дискуссии, декан миссионерского факультета ПСТГУ, протоиерей Николай (Соколов) подытожил: «В феврале мы напишем письмо новому Предстоятелю Церкви и проведем более масштабное обсуждение».

Александра ОБОЛОНКОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version