25 – 26 сентября в Голицинском кабинете Свято-Димитриевского храма прошел двухдневный семинар для медицинских сестер и сестер милосердия «Паллиативная помощь и уход. Медицинские, психологические и духовные аспекты помощи при ВИЧ/СПИД».
В семинаре, прошедшем при поддержке Департамента здравоохранения города Москвы, приняли участие практически все московские сестричества; сотрудники и студенты Свято-Димитриевского и Свято-Пантелеймоновского училищ сестер милосердия, представители ЦКБ МП им. Святителя Алексия, работники благотворительных фондов, детских домов, студенты православных вузов.
«Потребность в подобных семинарах крайне велика – утверждает Ольга ЕГОРОВА, глава патронажной службы сестричества и координатор семинара. – Многие наши участники – медицинские и патронажные сестры признались на анкетировании, проведенном на семинаре, что раньше они побаивались работать с ВИЧ-инфицированными пациентами. Причины — нехватка специальной информации, знаний о СПИДе, а также психологические сложности общения с такими больными». Именно на этих двух вопросах (терапия и духовное окормление, психологическая помощь) сконцентрировались докладчики семинара — сотрудники Московского Городского Центра СПИД и специалисты Русской Православной Церкви.
Методикам духовного окормления страдающих СПИДом была посвящена лекция иерея Романа БАЦМАНА, клирика храма св. царевича Дмитрия при ГКБ №1,текст которой будет опубликован на нашем сайте в скором времени.
«Светские специалисты готовы рекомендовать в обычные медицинские колледжи часть программы нашего училища, связанную с духовной помощью носителям ВИЧ– сказала Ольга Егорова – А для наших сестер были полезны лекции, которые прочитали у нас специалисты из МГЦ СПИД, ведь курс инфекционных болезней, которые читают сегодня студентам в рамках среднего медицинского образования, не освещает все аспекты, с которыми сталкивается медицинская сестра в данном случае. По нашей статистике, около 30% сестер у нас имеют опыт работы с ВИЧ-больными в отделениях травмы или хирургии, одно это показывает насколько важна сегодня для нас эта тема».
Записал Дмитрий РЕБРОВ
А 2-го октября в Санкт-Петербурге прошел Круглый стол по проблемам профилактики ВИЧ/СПИДа среди потребителей наркотиков. Организатором выступил Христианский общественный благотворительный фонд «Старый Свет» при поддержке Программы развития ООН (ПРООН). Участвовали представители реабилитационных центров из разных городов России (все они заявляют о своей принадлежности или лояльности к Православной Церкви) и священники, сотрудничающие с такими центрами.
Открывая мероприятие, председатель фонда «Старый Свет» Евгений ПРОЦЕНКО подчеркнул, что работающим в этой сфере людям важно знать о методах и подходах друг друга и по возможности координировать усилия. Впрочем, он же напомнил профессиональную поговорку: «Где собираются два нарколога, там три разных мнения».
Как сообщил Е. Проценко, на базе организации «Старый Свет» при поддержке ПРООН создан ресурсный Центр, задачей которого является сбор, систематизация и анализ информации о профилактике ВИЧ/СПИДа, наркомании и других зависимостей, а также содействие объединению усилий епархий и приходов Русской Православной Церкви в этой области. Кроме того, при Центре работает церковно-общественный телефон доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа и наркотической зависимости.
Е. Проценко указал на важность выработки общецерковной позиции оносительно конкретых методов борьбы с распростраеннием ВИЧ: «Часть методов реабилитации и профилактики ВИЧ-инфекций мы, православные, можем принять полностью, какие-то – частично, некоторые совсем не можем принять. Это касается и чисто медицинских, и мировоззренческих вопросов. Наверно, вы все сталкивались с такими формами «помощи» ВИЧ-инфицированным, когда им говорят: «Ну, ты живи сполна, плюнь ты на эту ВИЧ-инфекцию, забудь про нее и гуляй, попользуйся жизнью». Понятно, что такая позиция несовместима с христианским взглядом на мир и на проблему. Поэтому очень важной задачей нам представляется содействие развитию христианской системы поддержки ВИЧ-инфицированных во всех регионах России.
Наша задача – содействовать развитию местных, региональных, епархиальных, приходских инициатив. Если подобные центры существуют за счет сбора частных пожертвований, небольших грантов, собственных ресурсов (развитие производственной базы) – мы можем поделиться опытом в реализации таких механизмов. Все 15 лет существования нашей амбулаторной программы она не имела стабильного источника финансирования.
Очень бы хотелось наладить постоянную информационную связь с коллегами, в том числе постоянное обсуждение многочисленных теоретических проблем. У многих различаются взгляды на химическую зависимость, на формы реабилитации, взгляд на ВИЧ-инфекцию тоже еще нельзя назвать единым. Здесь нужна многолетняя систематическая деятельность. Меня очень вдохновил в этом плане опыт Польши, где именно на церковном уровне эта работа очень здорово налажена. Там существует церковная система поддержки реабилитационных центров, программ, один епископ ответственен за эту проблематику по всей церкви, в каждой епархии назначен викарий, отвечающий за организацию этой деятельности в приходах. Приходские священники обязаны прослушивать лекции по химической зависимости, которые устраивают специалисты.
Вокруг вопроса о допустимых пределах сотрудничества с инославными возникла дискуссия. В основном, выступавшие склонялись к тому, что при дифференцированном, осторожном подходе такое сотрудничество не только возможно, но и полезно. «Западный опыт реабилитации нельзя вычеркнуть из истории реабилитационных программ. Исследовать его мы обязаны, если хотим говорить о профессиональной, добросовестной работе», — считает Евгений Проценко.
Много говорилось и о профилактической работе. Представители разных центров кратко рассказывали о своей деятельности в этой области. Так руководитель Санкт-Петербургского реабилитационного центра по излечению от алкоголизма «Дом надежды на горе» Светлана МОСЕЕВА подчеркнула, что, хотя значительное количество попадающих в «Дом надежды на горе» ВИЧ-инфицированных заразились половым путем, это произошло из-за образа жизни, вызванного их алкоголизмом. А потому «невозможно говорить о профилактике ВИЧ-инфекций, не говоря о лечении химической зависимости». Пациенты «Дома на горе» редко задумываются о том, что алкоголизм способствует распространению ВИЧ, и о том, что алкоголь сам по себе снижает иммунитет и усиливает восприимчивость к ВИЧ-инфекции. То есть трезвость – уже профилактика ВИЧ/СПИД.
Представитель Межрегиональной Ассоциации НКО «Северо-Запад» Сергей БЕЛОГУРОВ заявил, что 80% выявленных в Петербурге и области в 2006-м году ВИЧ-инфицированных людей заразились гемоконтактным путем (то есть через кровь). Ему возразил Андрей АЛЕЙНИКОВ, сотрудник Брянской Региональной Общественной Организации «Благо» : Как посчитать количество наркоманов, заразившихся через иглу? Где гарантия, что наркоман заразился именно через иглу? Часто наркоманы особенно неразборчивы в связях. Наркомания ведет за собой безответственное поведение на всех уровнях, как относительно самого себя, так и относительно ближних. А значит, профилактика химической зависимости является также и профилактикой ВИЧ/СПИД. Трезвость, сопровождающаяся ответственностью за свое поведение, порождает преграду для распространения социально опасных заболеваний, таких, как СПИД, гепатит, туберкулез.
Говорилось и о взаимодействии с образовательными учреждениями: о своей разъяснительной работе в школах рассказали руководитель Центра трезвости преподобного Серафима Вырицкого (Санкт-Петербург) Владимир ЧЕРЛИН и иеромонах ДИОМИД (Кузьмин) (Площанская пустынь и БРОО «Благо») .
Тема профилактики ВИЧ/СПИД, тем более в школах и детских садах, часто воспринимается православными людьми очень настороженно: ведь светские программы профилактики зачастую подразумевают пропаганду контрацепции и т.н. «безопасного секса». С вопросом о том, как возможно сотрудничество православных организаций с проектами, ведущими подобную профилактику, после заседания мы обратились к одному из участников круглого стола, иерею Александру ГАВРИЛОВУ (храм Свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге):
Я отвечу миссионерски на этот вопрос. Вот приходит человек, который весь в пирсинге. Его можно выгнать из храма и сказать: «Я не хочу с тобой сотрудничать». А можно принять его таким, какой он есть, и потихонечку переубедить, изменить его воззрения на тот же пирсинг. То же самое и здесь: вот есть молодежь. Хочешь или не хочешь, в этой среде распространена «свободная любовь». Можно сказать: «Ты великий грешник» и отвернуться от него, а можно через общение все же привить ему свою точку зрения. Церковь не стоит на позиции: «Ко мне должен кто-то прийти, и тогда, может быть, я ему скажу»… Мне кажется, христианство строится на том, что я должен прийти к кому-то и объяснить, что есть Христос. Если молодежи сказать: «Вы сволочи!», то они просто все отвернутся, и никто к тебе не подойдет. Но можно аккуратно присутствовать среди них и представлять свою точку зрения. Если мы от всех отвернемся, они будут собираться, что-то обсуждать, а нашего мнения так и не узнают.
Интересную тему затронул присутствовавший на Круглом столе руководитель епархиального отдела Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии по противодействию распространения ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма протоиерей Сергий ГОНЧАРОВ: Все выступающие определют себя, как православные люди. Я бы хотел уточнить вашу позицию по отношению к священноначалию нашей Церкви. Я так понял, что некоторым из вас вполне комфортно не наводить мостов со священноначалием, с епископатом, и работать с отдельными священнослужителями. Насколько вы чувствуете потребность, чтобы священноначалие той епархии, в которой вы работаете, каким-то образом с вами вступало в реальный рабочий контакт? Я понимаю, что есть две позиции. Можно с каким-то священником взаимодействовать и достаточно. Можно пытаться выходить на уровень епархии.
Некоторые из присутствовавших подтвердили, что контактов со священноначалием не ищут, вполне довольствуясь помощью простых священников.
В. НОВИКОВА: Есть один священник в Андреевском соборе, он врач, он знает меня давно, он пришел и освятил амбулаторку. Потому, что он живет в этом же дворе. Он к намотносится с пониманием потому, что я к нему столько уже привела выздоравливающих наркоманов и алкоголиков за руку!
Иерей Александр ХЛЕБОВИЧ: Мне кажется, вряд ли возможно действовать централизованно, на уровне епархии. Все зависит от личности священника – один способен работать, другой не способен.
В. ЧЕРЛИН: Давайте трезво смотреть: в среде священников какого-либо единообразия позиций по отношению к лечению зависимостей, поддержке ЛЖВС не будет. Какие-то батюшки не берут на себя смелость работать с этой проблемой. Но есть батюшки, которые идут на контакт – замечательно. Есть ряд батюшек, которые не принимают никаких психологических приемов, ни 12-шаговой, никакой другой программы, кроме чистой молитвы. Если у них происходит реабилитация – замечательно, но нам видится, что все-таки необходим профессиональный подход. Отношение духовенства к 12-шаговой программе остается очень разным. Может быть, есть смысл провести специальный семинар по этому поводу?
Протоиерей Сергий ГОНЧАРОВ: по ВИЧ/СПИДу есть документ, где четко прописана Церковная позиция. Подобные проблемы, безусловно, должны решаться комплексно. Чтобы ни в коем случае священник этим занимался не один, но чтобы с ним были специалисты – психологи, врачи и т. д. То же касается и наркомании. Если священник работает один и решает только духовную проблему, не видя ни медицинской, ни психологической, ни социальной, он просто непрофессионально работает, он вредит.
В ходе обсуждения сотрудники центров реабилитации неоднократно демонстрировали понимание важности попыток воцерковления своих пациентов.
Сергей ПОЛОВЕЦ (Центр «Решма», Иваново) : Я беру всех. Но фактически человека имеет смысл брать, когда он говорит, что он перепробовал все, и теперь ему поможет только Бог.
В. ЧЕРЛИН: Мы привлекаем наших пациентов к жизни в христианской общине. По четвергам к нам приезжает батюшка из Святогорского монастыря. Мы ездим на службы. Ребята съездят, послушают немножко, посмотрят и сами начинают тянуться. «Все молятся, и я тоже постоял, постоял и тоже помолился. Все едут в церковь, и я поеду». Но это только начало. Мы все прекрасно понимаем, что без Божьей помощи ничего не будет. Поэтому, если человек на этом уровне остается и дальше не идет, то тут мы начинаем немножечко его подталкивать. Хотя все это мы пытаемся делать очень аккуратно. За то время, что я работаю в Центре, проблем с полным неприятием этого пути очень немного. Я понимаю, что когда они приходят в город, кто-то ходит в церковь, кто-то потихонечку отходит, но, тем не менее, те зерна, которые за это время падают в души, они без плодов не остаются.
О довольно необычной форме влияния священников на подопечных своего центра рассказала Светлана МОСЕЕВА. Речь о священниках, страдающих от алкоголизма и обращающихся в их центр за помощью. По словам Мосеевой, страдающим зависимостью врачам и священникам особенно трудно говорить о своих проблемах открыто, но те из них, которые на это решаются, оказывают мощное положительное воздействие на других пациентов: «Ну, если священник об этом открыто говорит, то я тоже могу, то и мне не стыдно сказать о своих грехах» .
Подготовил Игорь ЛУНЕВ