Недавно завершился очередной грантовый конкурс «Православная инициатива», проводимый Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского. Одним из лауреатов стал наш журнал «Нескучный сад» с проектом «Помоги храму». А немалая часть – 9 из 48 лауреатов – оказалась из Санкт-Петербурга. О причинах такого успеха питерских инициатив мы спросили представителя Фонда в Санкт-Петербурге, директора одной из старейших городских благотворительных организаций – Фонда «Возрождение», – Ирину ЧИЖЕВСКУЮ.
– Ирина Эдуардовна, какой проект из девяти отмеченных на конкурсе вы сами считаете наиболее интересным?
– Сложно говорить, они все по-своему хороши. Но я бы выделила 2 проекта. Крестный ход из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, устраиваемый межрегиональной общественной организацией «Соборное дело» во славу царской семьи. В нынешнем году начало крестного хода запланировано на 7 апреля, а завершение – на 15 июля. Этот крестный ход – еще и форма серьезной социальной работы потому, что туда вовлечены и люди, которые нуждаются в помощи. Я знаю, что туда берут и людей, не имеющих жилья, и людей, которые находятся в какой-то кризисной ситуации. Люди нуждаются в социальной поддержке и получают ее через людей, идущих рядом – с ними идут и врачи, и психологи, и учителя. Это и просветительство, они идут по городам и весям, где порой не только в библиотеках нет книг о жизни и деятельности царской семьи, а вообще местные жители плохо себе представляют, когда был последний царь. Главное, что люди не просто активно действуют, а все сердце в это вкладывают. Планирующийся крестный ход – уже третий, первые два прошли в 2006-м и в 2007-м годах. Еще мне кажется, очень интересным проектом является «Энциклопедия петербургской благотворительности». Этот проект ведет программный директор Фонда Д. С. Лихачева Олег Лейкин. Это издание – серьезная, выверенная научная работа, которая позволит большему количеству людей узнать о формах церковной благотворительности, которые существовали, о формах социальной работы приходов.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий вручает дипломы победителям конкурса «Православная инициатива». Январь 2008 г.
– А с чем связано такое значительное представительство именно петербургских организаций в этом году?
– Не только в этом. Это традиционно. И среди участников конкурса, не ставших его лауреатами, многие тоже были из Петербурга. Так происходит каждый год. Это связано, прежде всего, с тем, что в Петербурге есть много активных людей, которые имеют большой опыт работы. Не обязательно их организации были изначально связаны с Церковью, но они работали, руководствуясь христианскими ценностями. В первые годы это по большей части были просто некоммерческие организации, которые получили информацию о конкурсе случайно, но очень активно в это включились. Собственно говоря, я и стала представителем Фонда Серафима Саровского после того, как в первом конкурсе мы, Фонд «Возрождение», выиграли грант. Мне было предложено стать координатором, может быть, потому, что был учтен мой профессиональный опыт. И, прежде всего, опыт нашей организации, которая на самом деле занимается гражданским образованием. Ведь есть наука о правилах написания гранта, называется социальное проектирование. Для того чтобы написать грант, нужно быть к этому готовым. Это нужно уметь делать. И в течение всех этих лет мы активно с этим работаем. Уже неоднократно наши питерские заявки были отмечены не только за хорошие идеи, проработанный бюджет, но и за четкость изложения. Мы учим людей «не изобретать велосипеды». Важно, что они уже сделали в своих областях, и их наработанный капитал при помощи фонда выпускается на новый этап.
– Подают заявки все время одни и те же, или состав питерских участников меняется?
– В положении о конкурсе «Православная инициатива» прописано, что если проект удачно осуществлен и может быть продолжен в каком-то новом качестве, то он может быть подан на повторный грант, так вот в этом году на конкурсе у нас не было ни одного повтора. Хотя в предыдущие годы они были. За последние годы количество проектов и организаций такого рода увеличивается. Многие проекты из тех, что возникли несколько лет назад, остались, они живут, и это очень радует. Приходят и другие люди. То есть нельзя сказать, что это какая-то одна компания, которая из года в год подает заявки, получает или не получает гранты. Но есть и проблемы, связанные с привлечением новых людей на конкурс. Это проблема распространения информации. Есть проблема с приходами: они готовы принимать деньги, но, к сожалению, они вообще не готовы к проектной деятельности. Поэтому, как только возникает вопрос об участии, то сразу реакция: «Ой, нет, там же потом такое количество будет бумажек, с которыми мы не справимся. Нам и денег этих не надо. То есть надо, но мы не справимся». Еще иногда мне кажется, что авторы некоторых проектов не очень понимают ответственность. Ведь за эти деньги, на мой взгляд, надо не только перед бизнесом ответить, но перед Богом, здесь каждая копейка должна быть максимально рационально потрачена. А люди этого иногда не понимают.
– Каков реальный конкурс? Сколько заявок рассматривалось?
– Всего в этом году из Петербурга было подано 25 заявок, соответственно 16 из них оказались отклонены. По разным причинам. Вот, например, Фонд помощи больнице Святой Евгении. Это больница, в которой занимаются лечением людей, прошедших Великую Отечественную войну, блокадников и изучают феномен особенного долгожительства своих пациентов, ведут большую научную работу. На мой взгляд, это очень достойный проект. И они не успокоились. Не получив грант здесь, они тут же спросили у нас: «А куда мы можем обратиться еще?». Мы подсказали целый ряд возможных вариантов. И люди продолжают работать. Мне кажется, очень важно, когда люди не занимают такую позицию: «Не получил, обиделся, не оценили…», а понимают: «Стучите, и отверзется», но не обязательно с первого стука. Когда люди понимают, что они не получили грант не потому, что тема их была не такая важная, а может быть, потому, что они сделали ряд ошибок в социальном проектировании и не сумели людям, которые не видели их огромного труда, показать необходимость приоритета данного проекта. Есть, например, приход храма Андрея Критского, там священник Алексий Володин. На мой взгляд, у них был совершенно замечательный проект создания при приходе православного кинотеатра. Там было очень много сделано, было уже помещение, оборудование, и они просили только на рекламу. Но Фондом Преподобного Серафима Саровского проект не был поддержан. Я об этом сожалею до сих пор. В любом конкурсе всегда существуют объективные и субъективные моменты – это естественно. Но вот это тот случай, когда люди обиделись.
Перед нашими коллегами мы ставим очень тяжелую задачу: «Найти изюминку в коробке с изюмом» – это непросто. Плохих проектов из Петербурга не было. Потому, что если проект не отвечал тем требованиям, которые есть в положении о конкурсе, он просто не попадал на конкурс. У Ильфа и Петрова есть такой персонаж – дядька, который пробует рыбу. Это как раз о нас. Я и мои коллеги из Фонда, которые, кстати, работают как волонтеры, консультируем, помогаем сформировать идеи и ресурсы в проект, готовый к рассмотрению экспертов. А потом молимся за них.
Когда я была в Дивеево, мне рассказывали об одном человеке, которого батюшка Серафим долго не пускал туда. И этому человеку много пришлось потрудиться прежде, чем он попал на это святое место. Мне кажется, что многим организациям надо потрудиться и потрудиться не только в области получения знаний, но и потрудиться, как православным людям, для того, чтобы приобщиться вот к этому источнику. Надо пройти этот не всегда простой путь. Я считаю очень важным, что гранты вручаются в Троицком соборе в Дивеево, рядом с мощами батюшки Серафима. Люди, когда туда приезжают, они понимают, что это дар Божий – то, что они в этой работе приняли участие и то, что они должны сделать. У меня были мысли кому-то передать работу координатора в связи с возрастающей нагрузкой в Фонде «Возрождение», но каждый раз, когда я приезжаю в Дивеево, я понимаю, что получаю там такой заряд, который помогает справиться со всем. Особенность этого конкурса в том, что здесь есть огромные духовные требования, которые человека из многих вещей вытаскивают, как за шкирку выбрасывают в какую-то другую, более полноценную, более осмысленную жизнь.
Организаторы и участники конкурса «Православная инициатива». Дивеево, январь 2008 г.
– А много было заявок, которые даже не попали на конкурс, не рассматривались?
– Было несколько. Их не приняли потому, что люди не выполнили несколько требований, в том числе формальных: Например, есть определенные документы, которые надо представить в своей заявке. Второй повод не принять заявку: если она написана не в соответствии с той формой, которая четко изложена в положении о конкурсе. Если спрашивают: «Чем вы располагаете? Какими ресурсами интеллектуальными, финансовыми, организационными?», а в ответ пишут: «Никакими» и не подтверждают свою финансовую состоятельность и не могут представить ни одного документа о своей деятельности, а рассказывают о ней только устно, то, естественно, такие заявки не принимаются.
У Фонда «Возрождение» есть программа «Центр социального партнерства». В этой программе мы разработали специальные курсы, которые дают возможность человеку получить такого рода подготовку. И здесь мы уже ориентировались на те требования, которые есть у Фонда Серафима Саровского. Как только объявляется новый грантовый конкурс, мы даем информацию о том, что мы приглашаем желающих на семинар, где рассказываем о Фонде Серафима Саровского, о тех задачах, которые ставит перед собой этот конкурс, о том, как надо написать заявки. И в ходе их написания мы еще вдобавок и консультируем. Мы учим социальному проектированию.
Социальное проектирование – это больше, чем написание гранта. Социальное проектирование – это, прежде всего, управление ресурсами: теми которые есть у организации и которые она готова направить на обсуждаемый проект, и теми, которые организация может привлечь со стороны партнеров и своих потенциальных партнеров. И, как одним из источников, этим грантом. Знаете, когда приходят и говорят, что не будет гранта – не будет проекта, в этом случае я говорю: «Ребята, тогда не беритесь. Если вы не способны в какой-либо мере осуществить этот проект без гранта, то вы обманываете себя и других».
– Какие самые распространенные ошибки составителей проектов?
– Ошибки разные. Все начинается с названия: название – это мессидж, та «путеводная звезда», за которой организаторы проекта сами идут и которая собирает людей вокруг них. Важно не просто отработать проект, но и продлить ему жизнь, собрать людей ресурсы, которые могли бы его продолжить. А стало быть, должна быть огромная пиаровская составляющая часть. Пиар – это подача. Важно не только вкусно сварить, но и вкусно подать. Любой рассказа должен быть не просто изложением фактов, в нем должна быть та эмоциональная составляющая, которая, по сути дела, и позволяет повести людей за собой. Когда проект называется «Методика работы по распространению…» и т. д., то всем сразу становится скучно. Надо понимать, что эксперты – тоже люди. У них есть опыт, профессионализм, они во многих таких «методиках создания» найдут живое зерно и попробуют его вытащить, но они совсем не обязаны это делать. Ваша задача эксперту преподать материал так, чтобы эксперт в вас поверил. Стало быть, важна не только хорошо проработанная организационная часть, но и эмоциональная.
– Когда надо подавать заявки на следующий конкурс?
– Конкурс проходит дважды в год, точные даты проведения всегда объявляются особо. Конкурсная комиссия очень широко информирует о начале приема. Но в этом году в Санкт-Петербурге мы решили не ждать объявления нового конкурса, потому что этого времени бывает не всегда достаточно, чтобы неопытные люди освоили технологию и написали проект, а с другой стороны принципы социального проектирования в основном одинаковые для всех грантовых конкурсов, и, пройдя у нас обучение, можно смело принимать участие не только в «Православной инициативе», но и в других подобных мероприятиях. Поэтому мы уже сейчас набираем желающих обучаться в школе написания проекта. Все заинтересованные люди могут позвонить нам по телефону (812) 764-77-88.
Беседовал Игорь ЛУНЕВ
Фото с сайта Нижегородской епархии