Православная дискотека?

Моя дочь меня спрашивает: почему, если человек верующий, ему на дискотеку или в ночной клуб нельзя сходить? Я там не пью, не курю, наркотики не употребляю, а просто общаюсь со своими друзьями. Правильно ли будет запрещать ей это делать?

Этот вопрос наш корреспондент Анна ИВАНОВА обсуждает с иереем Максимом ПЕРВОЗВАНСКИМ, главным редактором православного молодежного журнала «Наследник», духовника православного молодежного объединения «Молодая Русь»:
— Что одному ребенку в какой-то ситуации нормально и хорошо, то другому смертельно опасно. Всегда нужно смотреть, что за ребенок, какая ситуация в семье, и серьезно разбираться, потому что, давая общий совет для всех, можно навредить. Единственное, что я могу сказать, мы должны ребенка с детства воспитывать, сохранять с ним добрый, хороший контакт, суметь привить ему определенные ценности, в том числе эстетические, общекультурные. Если он понимает смысл происходящих событий, что не всегда просто в подростковом возрасте, то такой проблемы может и не возникнуть. А если такая проблема возникает, нужно смотреть, какие у ребенка интересы, на какой отклик, на какую реакцию мы можем рассчитывать. Один, несмотря на запрет, пойдет на дискотеку или вообще из дома сбежит, а другой примет запрет как должное.

— Как же родителям, с одной стороны, не пустить все на самотек, а с другой — не превратиться в брюзжащих стариков, не спровоцировать ребенка на ложь, не порвать ниточку, которая связывает их и ребенка?
— Родителям, попавшим в такую ситуацию, очень важно быть грамотными психологами. Надо учиться понимать своего ребенка. Можно покупать хорошие книги по возрастной психологии, например, есть прекрасный учебник В. И Слободчикова или книжка Шишовой и Медведевой «Разноцветные белые вороны».
Во-вторых, нужно понимать, что свою голову на чужие плечи не переставишь. Вообще, быть родителями — это трагедия. Потому что ты думаешь, что ты можешь все, или многое, а иногда оказывается, что от тебя почти ничего не зависит. Тут нужна большая мудрость, опыт, терпение. Я часто об этом думаю, потому что у меня тоже есть дети. Вот вспомним самую первую семью — семью Адама. У него было два сына: Каин и Авель. И я не думаю, что Адам по-разному их воспитывал. Он был святой человек, и Ева была, как мы знаем, женщиной святой. И даже в этой семье родился Каин, и они ничего не смогли сделать. Как бы ты сам ни был мудр и опытен, не только от тебя зависит, каким будет твой ребенок. Есть такая молитва: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». Вот эта молитва очень точно подходит именно родителям. Думаю, они должны ее помнить и с этой молитвой обращаться к Богу за помощью и вразумлением.

–А действительно ли так опасны дискотеки и прочие подобные мероприятия?
— Семь или восемь лет назад мы проводили с немцами семинар по наркомании, и меня тогда удивило, что разговор о наркотиках они начинают с того, что говорят: наркотик — это все, что вызывает привязанность и зависимость. Говоря про телевизор, дискотеки, вино, интернет и игры, они говорят — вот это все наркотики. Родителям это надо понимать, и ребенок должен это понимать. Человек, попадая в атмосферу дискотеки, испытывает подъем, эйфорию, там громкая музыка, друзья, близкий контакт с противоположным полом, это все создает чувство радости, какого-то подъема, общности, единства. И если ребенок туда уже попал, то что-то противопоставить этому будет сложно, но в любом случае разъяснить это ребенку нужно. Нужно объяснить ему природу этой радости, природу тех чувств, которые он испытывает, показать их временность и несовершенство. Объяснить, что он попадет в зависимость от этого, потому что, если однажды он испытал такой подъем, ему захочется еще и еще. А поскольку со временем эмоции будут притупляться, то кроме непосредственно дискотеки ему понадобится дополнительный стимулятор в виде алкоголя или наркотиков. Кроме того, дискотека — это место, где не совсем правильно решаются вопросы взаимоотношений с противоположным полом. Потому что там танцуют все же не классические танцы, которые позволяют юноше и девушке сблизить дистанцию, но до известного предела, в соответствующих культурных формах. В общем, дело это опасное.
Но объяснять все это ребенку желательно не в тот момент, когда он уже собрался на дискотеку, а заранее. И вообще, задолго до возникновения таких вопросов нужно постепенно формировать мир увлечений ребенка. Тогда этих проблем будет меньше.

— А возможна ли православная дискотека?
— К сожалению, православные дискотеки уже появились. Я не сторонник их проведения. Ведь дело не в том, что организаторы обязуются обеспечить на них отсутствие алкоголя, наркотиков, драк, а дело в том, что сама дискотека, ее атмосфера находится за пределами допустимого для церковного человека. Мы не должны пытаться воцерковить то, что воцерковить нельзя. Если мы каким-то образом можем, влияя на устроителей дискотек, попытаться сделать эту территорию свободной от наркотиков — это неплохо. Только не надо называть это православным рок-концертом или православной дискотекой. Там не должно быть присутствия Церкви в явном виде. Конечно, если мой ребенок все же захочет пойти на дискотеку и я не смогу его остановить, я постараюсь его направить туда, где обеспечено отсутствие наркотиков и алкоголя, но все равно это будет просто дискотека. И если человек выбирает, он должен знать, что он сам сделал этот выбор. Он должен понимать, что черное есть черное, а белое есть белое.
Здесь есть еще одна опасность. Если мы сейчас скажем, что православная дискотека — это норма, это хорошо, то подросток, который более строго относится ко всему, скажет: «Ну, если у православных есть дискотеки, то я не хочу быть православным, я пойду куда-то в катакомбную церковь или к сектантам, где этого в принципе быть не может». Поэтому я считаю, что нам не нужно идти по этому пути.

— Как быть, если в маленьком городе дискотека — это единственное место проведения досуга всей местной молодежи?
–Знаете, я бывал в маленьких городах и могу вам сказать, что провинциальная дискотека еще хуже московской. Но в провинциальном городе у храмов есть неплохие возможности создавать для подростков альтернативные места встреч и проведения досуга. И если родители озабочены этим, нужно собираться, приходить к священнику и говорить: давайте мы организуем досуг для наших детей при храме. Можно создавать военно-патриотические кружки, спортивные секции, интеллектуальные клубы. Мы иногда бываем очень пассивны по отношению к себе. Но нужно понимать, что под лежачий камень вода не течет. И те условия, которые нам даны, есть первая ступенька нашего спасения, но это то, что касается лично нас. А если я родитель — это уже не моя личная судьба. Здесь я должен проявить максимум активности и ответственности.


Анри Тулуз-Лотрек. «Танец в Мулен Руж». 1890 г.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?