Обезличенные подарки
Каждый Новый год на подарки детям-сиротам тратятся миллионы рублей из бюджета компаний и обычных людей. «Понятно, мы жалеем обездоленных детей, – говорит Александр Гезалов, эксперт фонда «Поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». – Но не нужно таким образом от них откупаться – подарочный рай превращает воспитанников детских домов в эгоистов».
Дар от близкого человека – знак внимания и привязанности, он выбирается с учетом пристрастий, вкусов ребенка. «Подарок, который привозит незнакомый человек, не несет в себе этой ценности, – объясняет Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». – Дети в детдоме привыкают к тому, что им всегда должны что-то дарить и исполнять их желания не потому, что они кому-то дороги, а потому что сироты. Они не понимают ценности подарков».
Вещь вместо постоянства и доверия
Другой психологический момент – отсутствие длительных доверительных отношений. Дарители приезжают в детский дом только на Новый год, привозят подарки и уезжают до следующего праздника. «В такой ситуации ребенок разочаровывается в самой возможности выстроить постоянные отношения, – говорит Елена Альшанская. – Он начинает воспринимать взрослых как носителей материальных благ. В нем крепнет ощущение, что вещи важнее людей. Когда этот подарочный вихрь идет на убыль, ребенок остается опять один, без семьи, в детском доме. Часто с низким уровнем образования и туманными перспективами на будущее».
Нужны наставники, а не дарители
По данным Генпрокуратуры РФ за 2011 год (более свежих исследований не проводилось), 40% выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами. 40% совершают преступления. 10% кончают жизнь самоубийством. И только 10% подростков удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь.
«Поэтому дарить ребенку из детского дома нужно лишь то, что ему пригодится после 18 лет, когда он или она покинет детский дом, – говорит Наиля Новожилова, президент фонда «Арифметика добра». – Это навыки и знания, а не игрушки, гаджеты и сладости».
Разовые визиты с подарками на Новый год в детские дома не имеют никакого смысла. Любая помощь или поддержка должна быть прежде всего системной, взвешенной и продуманной. «Ребенку нужен один подарок, – считает Александр Гезалов. – И хорошее качественное взаимодействие в течение года по его сопровождению – нужно развивать наставнические программы».
Ребенок должен чувствовать внимание, поддержку и заботу на протяжении всего года, соглашается Елизавета Муравкина, президент БФ «Галчонок»: «В его жизни должен появиться близкий, значимый взрослый, который готов не откупаться новогодним подарком раз в год, а стать проводником в жизнь: обучать элементарным бытовым навыкам, помочь с профориентацией, дополнительным образованием. Такое участие намного ценнее для детей. И уже зная привычки, увлечения, истинные мечты ребенка можно дарить подарки, которые нужны именно ему».
Подарите хорошее образование
Хорошее образование – лучший социальный лифт для ребенка из детского дома, поэтому стоит поддерживать образовательные программы для детей-сирот. Это выход, если вы не готовы к личностно-ориентированному участию в жизни ребенка, но желание помочь все равно есть. Можно оказать финансовую помощь общественным организациям и фондам, которые работают в детских домах.
Еще одна идея для новогоднего подарка
«Подари сироте наставника» призывает новогодняя заставка на главной странице фонда «Арифметика добра». Любой желающий может превратиться в этого сказочного персонажа для детей-сирот, поддержав программу «Наставники». Наставник — это старший друг, который учит ребёнка общаться, решать конфликты и справляться со всеми бытовыми трудностями. Ребёнок, выросший в детском доме, часто не имеет представления о том, как устроен быт взрослого человека. Выпускаясь в 18 лет, он совершенно не готов к самостоятельной жизни: не умеет готовить, не знает, что коммунальные услуги надо оплачивать, не понимает, как планировать бюджет.
Чтобы подготовить наставника к работе с подростком, фонд организует занятия в «Школе наставников». Она бесплатна для наставников, но фонд оплачивает труд педагогов и психологов.
Пять лет назад «Арифметика добра» запустил программу онлайн-обучения детей-сирот «Шанс»: за четыре года более 1107 подростков из 31 одного региона России получили знания, которые позволили им успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, 317 школьников-сирот поступили в колледжи и вузы.
Индивидуальные занятия по школьным предметам проводятся онлайн. В команде 120 педагогов, подготовленных для работы с детьми-сиротами. Ежедневно они проводят более 200 уроков.
Занятия отменяются, если заболевает педагог, который обучает конкретного подростка. «Для нас важны доверительные отношения, которые возникают между репетитором и ребенком, – рассказывает Наиля Новожилова. – Еженедельные онлайн занятия помогают ему раскрыться, он приучается работать, учиться, ставить цель, идти к ней и не опускать руки при столкновении с трудностями. Эти навыки получают дети, которые растут в семьях, родители говорят с ними об этом, учат целеполаганию. В детском доме у ребенка нет мотивации учиться, чего-то добиваться. Но когда в его жизни появляется значимый взрослый, который фокусирует свое внимание именно на этом подростке, ситуация медленно, но меняется».