Конечно, можно сказать: «Подумаешь, болеет и закончил первый курс вуза — мало ли таких?». На самом деле, — единицы. А спинальная мышечная атрофия, сокращенно — СМА, почти не оставляет шансов на обычную жизнь обычного студента. У людей, которые больны этим генетическим заболеванием, не работают мышцы тела. Они не могут самостоятельно двигаться. Вася Ильков тоже не может.
Шесть лет назад мы просили наших читателей помочь купить для Васи специальную инвалидную коляску — с электронным управлением. Вы помогли, спасибо! Мальчик до сих пор ею пользуется.
Когда мы позвонили Ильковым, чтобы поздравить Васю с окончанием первого курса, его мама, Ольга, очень обрадовалась.
— Как здорово! Очень хочется донести до людей, что и такие дети, как мой сын, могут достигать успеха. Хотя для нас лишний раз пошевелить пальчиком — уже хорошо!
В прошлом году Вася Ильков поступил в Московский технологический институт. Это один из немногих вузов России, где на программиста учат дистанционно.
— Ведь заочно — это тоже не для нас, Вася не смог бы поехать на сессию, — объясняет его мама.
Вася учился дистанционно: по скайпу слушал лекции преподавателей, читал электронные учебники, делал контрольные работы и выполнял тесты. Еще четыре года студенту Илькову предстоит так постигать технические науки. Общение со сверстниками не предполагается — только стремление к цели, к программированию.
Ольга рассказывает, что во время учебы на первом курсе Вася немного возмущался тому, что большое время уделяется тут гуманитарным предметам — например, политологии и философии:
— Он-то думал, что его сразу будут учить писать программы! Ворчал: «Вот, значит, мне еще год заниматься не пойми чем!». Васе хочется скорее начать изучать то, что он считает делом своей жизни. Он очень ждет, когда начнутся профильные предметы.
Кстати, по философии и истории у студента Илькова «хорошо». По всем остальным предметам — «отлично».
— Да, философия и история меня не сильно интересуют, — подтверждает Вася.
Он мечтает создавать компьютерные игры.
— Перед сном мы с Васей всегда разговариваем, на разные темы. И однажды я вспомнила, что он хотел стать медиком, генетиком. Откуда появилось программирование? — рассказывает Ольга Илькова. — Сын ответил на это так: «Да, я хотел быть генетиком, чтобы помочь таким, как я. Но в медицинском не смогу учиться: там ни заочно не учат, ни дистанционно. Но я понимаю, почему: как можно на расстоянии научить уколы делать?».
Теперь Вася Ильков хочет придумывать правильных героев игр.
— Генетика — это про то, как исправить загубленный ген и сделать его правильным. А теперь я буду делать то же самое, только в маленьком масштабе. Я не смогу всем помочь, но смогу сделать правильную игру, — говорит мальчик.
Необычные дети обладают необычным мировоззрением — в этом уверена Ольга Илькова, мама Васи:
— Они совсем другие — они мудрее. Они не оторваны от жизни, как это может показаться, а воспринимают ее более адекватно. Я очень эмоциональная, а Вася рассудительный. У него можно многому научиться. Иногда я не спешу что-то сделать или принять какой-то решение, просто спрашиваю себя: «А что бы сделал Вася на моем месте?».
И, наверное, все становится… правильно.