Спасти еврея в годы Второй мировой войны на территории, оккупированной нацистской Германией, означало подвергать опасности собственную жизнь. Тем не менее находились люди, которые не оставались в стороне и не смирялись с жестокостью. Среди них были дипломаты и священнослужители, крестьяне и военные – представители самых разных профессий и национальностей. Кто-то из них помог выжить одной еврейской семье, а кто-то – сотням.
В современном Израиле людям других национальностей, спасавшим евреев в годы Холокоста, присваивают почетное звание «праведник народов мира». Его удостаиваются те, кто делал это не ради материальной выгоды, а наоборот, рисковал своей безопасностью, личной свободой или карьерой. К настоящему времени в израильском списке праведников – более 26 тысяч человек более чем из 50 стран.
Шиндлер: производство посуды как средство спасения
Оскар Шиндлер родился в 1908 году в немецкой католической семье на территории современной Чехии. Когда Судетская область вошла в состав Германии, он вступил в нацистскую партию. Вскоре после начала Второй мировой войны он приехал в оккупированный Краков в качестве предпринимателя. Принадлежавшая ему фабрика по производству эмалированной посуды бурно развивалась и превратилась в огромный завод, который снабжал своей продукцией немецкую армию.
На предприятии работали 800 человек, 370 из которых были евреями. Оскар Шиндлер настаивал на их незаменимости для военной экономики, добиваясь освобождения своих работников каждый раз, когда им грозила отправка в концлагерь.
Порой ему приходилось фальсифицировать документы, выдавая детей, домохозяек и юристов за квалифицированных слесарей и механиков.
Несколько раз его арестовывали, предъявляя обвинения в покровительстве евреям.
Когда в 1943 году Краковское гетто было ликвидировано, а его жителей перевели в концлагерь Плашов, Оскар Шиндлер добился разрешения создать филиал лагеря на своей фабрике в Заблоче.
В 1944 году концлагерь Плашов решено было эвакуировать, уничтожив большинство узников. Оскар Шиндлер договорился с властями, что его рабочие переедут на новую фабрику. Но вместо этого более тысячи человек отправили в лагеря Гросс-Розен и Освенцим. Благодаря Оскару Шиндлеру, заплатившему администрации, эти люди смогли покинуть лагеря живыми.
В 1945 году бизнесмен сумел спасти от смерти более ста человек из концлагеря Голешов, убедив коменданта в том, что они необходимы на его фабрике. К концу войны Оскар Шиндлер полностью разорился, но ему помогли еврейские организации.
Мария Скобцова: русская монахиня во французском Сопротивлении
Мать Мария Скобцова (Елизавета Пиленко) родилась в 1891 году в Риге, в семье русскоязычного юриста. В 1910 году вышла замуж за Дмитрия Кузьмина-Караваева, близкого друга многих литераторов. Известна как поэтесса Серебряного века Елизавета Кузьмина-Караваева.
После революции она вышла замуж во второй раз, за Даниила Скобцова. Вместе с ним и детьми эмигрировала в Константинополь, а затем переехала во Францию.
В 1932 году с согласия супруга получила церковный развод и постриглась в монахини, став матерью Марией. В том же году она открыла «Общежитие для одиноких женщин» в Париже.
Начиная с 1940 года, после поражения Франции, в «Общежитии» на улице Лурмель находили убежище евреи и другие люди, вынужденные скрываться, в том числе бывшие военнопленные. Будучи участницей французского Сопротивления, мать Мария помогала им добывать поддельные документы и покидать оккупированную нацистами территорию.
В 1943 году мать Мария была арестована и отправлена в женский концлагерь Равенсбрюк. В конце марта 1945 года заключенных начали спешно уничтожать. По одной из версий, мать Мария погибла, отправившись в газовую камеру вместе с другой узницей. Когда одна из обреченных девушек начала кричать и упираться, мать Мария бросилась к ней со словами: «Не бойся, смерти нет!» – и пошла вместе с ней.
Ирена Сендлер: тайные пути из Варшавского гетто
Ирена Сендлер родилась в 1910 году в Варшаве в семье врача. Ее отец умер в 1917 году, заразившись тифом от больных, которых его коллеги отказывались лечить. Среди его пациентов было много евреев, и после его смерти еврейская община оплатила образование Ирены. Девушка изучала польскую литературу в Варшавском университете.
В 1939 году, когда нацисты захватили Польшу, Ирена Сендлер начала помогать евреям, предоставляя им еду и убежище. Она вступила в подпольную организацию «Жегота» и организовала тайную переправку маленьких детей из Варшавского гетто на волю. В ее группе были 20 человек, за четыре года им удалось вызволить около 2500 детей.
Для входа на территорию гетто Ирена Сендлер использовала документы социального работника.
Детей выводили с помощью самых разных маршрутов: в каретах скорой помощи, по подземным коммуникациям, в багаже, через старое здание суда на границе гетто. Один раз Ирена даже спрятала ребенка у себя под юбкой.
В 1943 году Ирену арестовали и поместили в тюрьму Павяк, где она подвергалась допросам и пыткам. Ее приговорили к расстрелу, но подкупленный «Жеготой» охранник помог ей бежать. В оставшиеся годы войны она скрывалась.
После войны Ирена Сендлер разыскивала родителей спасенных ею детей, однако большинство из них погибли в лагере Треблинка.
Анхель Сан Брис: паспорта для «сефардов»
Анхель Санс Брис родился в Сарагосе в 1910 году. Дипломат, с 1942 года он работал в испанском посольстве в Венгрии. В 1944 году, после оккупации страны Германией, в Будапешт для «окончательного решения еврейского вопроса» прибыл Адольф Эйхман, который за несколько месяцев успел отправить на смерть более 400 тысяч человек.
Анхель Санс Брис сумел спасти около 5200 евреев, выдав им испанские паспорта. Местным властям он объяснял свои действия законом, принятым в Испании в 1920-е годы, согласно которому евреи-сефарды, изгнанные из страны в конце XV в., получали право на репатриацию. Правда, закон был отменен в начале 1930-х гг., но в Будапеште об этом не знали.
Кроме того, на деньги посольства и на свои собственные сбережения дипломат снял несколько зданий, где нашло убежище множество людей. Они жили очень скученно, им не хватало воды и еды, не было света. Например, в двухкомнатной квартире могли жить более 50 человек. Однако покинуть эти дома люди смогли лишь после освобождения Венгрии Советской Армией. Анхель Санс Брис уехал из Будапешта за несколько месяцев до этого.
Семья Ульма: многодетные, расстрелянные за помощь соседям
Юзеф Ульма родился в 1900 году в Польше, в деревне Маркова недалеко от Пшемысля, там же в 1912 году родилась его жена Виктория. Крестьянин, окончил начальную и аграрную школу. В 1933 году получил награду на агрокультурной выставке за разработанные им оригинальные методы обустройства пчелиных ульев. Увлекался фотографией.
До войны в деревне Маркова жили около 120 евреев, а в 1942 году большинство из них расстреляли нацисты. Соседи Юзефа и Виктории, супруги Гольдман с маленькой дочерью, попросили их спрятать. Несмотря на опасность, Ульма не смогли отказать. Спустя некоторое время в их доме укрылась еще одна еврейская семья, из соседней деревни.
В 1944 году кто-то из жителей Маркова донес немецким властям, что Юзеф Ульма прячет евреев. Жандармы ворвались в дом и расстреляли не только евреев, но и всю семью Ульма: Юзефа, беременную Викторию и их шестерых детей – четырех мальчиков и двух девочек.
Пастор Андрэ Трокме: «Я не знаю, что значит еврей»
Пастор Андре Трокме родился в 1901 году, с начала 1930-х гг. руководил протестантской общиной во французском городке Шамбон-Сюр-Линьон.
В 1940 году, после создания на юге Франции коллаборационистского правительства Виши, он убедил своих прихожан предоставить убежище евреям, приезжавшим с оккупированных нацистами территорий. Постепенно Шамбон-Сюр-Линьон и его окрестности заполнились сотнями беженцев. Кто-то из них оставался во Франции, кто-то пытался пересечь швейцарскую границу.
Супруга пастора, Магда Трокме, находила семьи, готовые размещать у себя вновь прибывших, и школы, способные принять новых учеников.
Власти потребовали от пастора прекратить эту деятельность. «Эти люди пришли к нам за помощью и приютом. Я их пастырь. А пастырь не бросает свое стадо…
Я не знаю, что значит еврей. Я знаю только, что значит человек», – заявил Андре Трокме.
В 1943 году пастора арестовали и отправили в концлагерь, расположенный недалеко от Лиможа. Спустя пять недель Андре Трокме все же выпустили, однако он был вынужден перейти на нелегальное положение.
Племянник пастора Даниэль Трокме руководил школой, где учились дети беженцев. В 1943 году, когда гестапо (оно действовало и на территории вишистской Франции) устроило облаву и арестовало 18 подростков-евреев, директор школы добровольно отправился в тюрьму вместе с учениками. В 1944 году Даниэль Трокме погиб в концлагере Майданек.
Николай Киселев: три месяца в пути и 200 беженцев под защитой
Николай Киселев родился в 1913 году в Башкирии, окончил институт внешней торговли в Москве, вступил в коммунистическую партию. Когда началась Великая Отечественная война, ушел добровольцем на фронт, участвовал в боях под Москвой, был ранен и попал в плен. После побега воевал в партизанском отряде «Месть» на территории Западной Белоруссии.
В лесу под защитой партизан скрывались более двухсот мирных граждан – стариков, женщин и детей, в основном евреев. Поскольку забота об этих людях ограничивала мобильность отряда, их решено было сопроводить до линии фронта и помочь пересечь ее. Выполнить эту миссию вызвался Николай Киселев, ему в помощь были выделены пять вооруженных бойцов.
Шли по ночам, днем пытались добыть еду. Когда беженцы захотели оставить в лесу заболевшего подростка, Николай Киселев назначил дежурных, чтобы они помогали ребенку идти.
Много дней он сам нес на руках трехлетнюю девочку, отобрав ее у родителей, которые собирались бросить постоянно плачущего ребенка.
Выход из окружения занял три месяца.
После войны Николай Киселев женился на Анне Сиротковой: она была одним из пяти бойцов, которые сопровождали беженцев вместе с ним.
Алексей Глаголев: фальшивые свидетельства о крещении
Алексей Глаголев родился в 1901 году Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии Александра Глаголева. Сан священника он принял тайно от советских властей.
В годы нацистской оккупации о. Алексей Глаголев был настоятелем Покровской церкви на Подоле в Киеве. Его семья укрывала в своем доме двух евреек – дальних родственниц (невестку свояченицы с дочерью). Одной из них, Изабелле Миркиной, супруга о. Алексея даже отдала свой паспорт, из-за чего едва не была арестована сама.
В помещениях, принадлежавших приходу о. Алексея, в 1941-1943 гг. жили несколько еврейских семей. Чтобы спасти их от отправки в Бабий Яр или на принудительные работы в Германию, священник оформлял для них фальшивые свидетельства о крещении, а также справки о том, что они являются певчими, пономарями и сторожами в Покровской церкви.
Пытаясь спасти от гибели свою знакомую Людмилу Гермайзе, о. Алексей Глаголев и его супруга обращались в городскую управу, писали заявления и несмотря на угрозу расстрела доказывали в гестапо, что женщина – давняя прихожанка православного храма.
Незадолго до освобождения Киева, о. Алексей был зверски избит немцами и вместе с сыном Николаем отправлен в Германию, однако на одном из полустанков им обоим удалось бежать из вагона.
Дата 27 января выбрана для Международного дня памяти жертв холокоста потому, что в этот день в 1945 году Советская Армия освободила нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша). Согласно документам Нюрнбергского трибунала, 90% погибших узников этого лагеря были евреями.