Предварительно, причиной ЧП назвали неисправность котла, отапливавшего помещение. Однако позже в МЧС уточнили, что версий возникновения пожара несколько.
«Одна из них нарушение правил эксплуатации электрооборудования. Первоначальную версию о нарушении правил пожарной безопасности при эксплуатации печи мы тоже рассматриваем, но она маловероятна», – сообщил Анатолий Супруновский, заместитель Министра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
«Наши пожарные сделали все возможное. Предположительно одной из причин быстрого и масштабного развития пожара явилось позднее сообщение о нем в МЧС. На момент прибытия первых подразделений практически все здание было охвачено огнем», – отметил Илья Денисов, заместитель Министра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
«Состояние крайне тяжелое»
Если поначалу сообщалось о двух пострадавших и 6 погибших, то по мере разбора завалов цифры только увеличивалась, пока не остановились на отметке в 22 погибших. Общее число пострадавших – 28.
По словам Министра здравоохранения Кузбасса Дмитрия Беглова, спасли только шестерых постоятельцев. Четверым людям была оказана амбулаторная помощь и госпитализация не понадобилась. На лечении в больнице остались двое – мужчина и пожилая женщина, которую спасатели вынесли из огня в тяжелом состоянии.
«Был доставлен мужчина 43 лет с диагнозом термический ожог площадью 11% второй-третьей степени лица, шея, верхних конечностей, коленных суставов. Общее состояние – средней степени тяжести.
Позже была доставлена женщина 63 лет с диагнозом термический ожог 51% второй третьей степени тяжести лица, туловища, конечностей. Состояние крайне тяжелое, шок», – сообщил Дмитрий Беглов на собрании штаба по ЧС.
По факту пожара следователи возбудили дело по по признакам преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам), ч.3 ст. 293 УК РФ (халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), ч.3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
«Люди туда попадают разные»
Если поначалу строение, пострадавшее от огня, официальными ведомствами называлось «частный дом престарелых», то позже его стали называть «социальный приют». На заседании штаба по ЧС с губернатором сообщалось, что организация называлась «Доброе дело» и никогда не состояла в официальном реестре социальных приютов, то есть работала нелегально. Владельцем так называемого «дома престарелых» оказался 31-летний Андрей Смирнов, местный пастор Евангельской Христианской Церкви. В том же доме, где работал приют, он открыл магазин по продаже кормов для животных.
При этом за несколько дней до пожара на собрании в Евангельской Христианской Церкви в Гурьевске Андрей Смирнов рассказывал прихожанам о том, как несколько лет назад в его «медцентре» сгорела котельная и благодаря помощи Божией огонь не перекинулся на дом.
Более года назад вокруг приюта уже разворачивался скандал. По информации кемеровского издания «Сибдепо», бывшая сотрудница обвинила пастора в жестоком обращении с бездомными людьми. Якобы он отнимал у жильцов документы и присваивал себе их пенсии. Сами же постояльцы вынуждены были жить в антисанитарных условиях.
«Это так называемая секта. Люди туда попадают разные, в том числе и без определенного места жительства. У них, у кого есть документы – паспорт и карточка, на которую приходит пенсия, забирают. Документы им не отдают, пенсии тоже не отдают. Там страх что творится: у людей нет одежды, нижнего белья, постельного белья, санитария жуткая вонь стоит ужасная, готовят ужас не пойми что. Блохи и зараза», – возмущалась автор опубликованного поста в соцсетях.
«Мы не от кого нечего и некогда не скрываем, интересно, звоните, приезжайте смотрите. самое легкое это написать что все плохо чем взять и чем то помочь. как будто бездомные все к нам приезжают с пенсиями высокообразованные и в новой одежде из бутика ZARA. Очнитесь пожалуйста. <…> И насчёт удержания это вообще смех, мы не кого не держим и уж откровенно говорю человек так десять с радостью бы отправили сами, но увы не можем. Спасибо за внимание» (Орфография и пунктуация автора сохранены), – отвечал на претензии Андрей Смирнов.
Однако от общения с журналистами он отказался. В дальнейшем эта история никакого расследования правоохранительными органами не получила, несмотря на журналистские запросы в органы полиции и возмущение в соцсетях.
В настоящее время продолжается расследование причин возгорания, следователи предъявили обвинение пастору Андрею Смирнову. По версии следствия, Смирнов арендовал частный дом для «временного проживания лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации». Обогрев дома осуществлялся котлом, который растапливали углем. Накануне пожара постояльцы сообщили пастору, что котел неисправен, однако никаких действий для ремонта оборудования он не предпринял. Требования противопожарной безопасности Смирновым в помещении не соблюдались.
Кроме этого, услуги в приюте оказывались без оформления соответствующей документации – заключения договоров и уставных документов.
В областной администрации журналистам сообщили, что траур по погибшим объявляться не будет. В Кузбасской митрополии митрополитом Кемеровским и Прокопьевским Аристархом были совершены молитвы об упокоении «новопреставленных рабов Божиих во граде в запалении огненнем погибших» – о всех тех, кто погиб накануне в сгоревшем на Таврической приюте, сообщил в своем telegram-канале диакон Вячеслав Ланский, руководитель Информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии.
Андрей Смирнов признал вину в полном объеме и заявил, что сожалеет о случившемся. Центральный суд Кемерова по просьбе следствия арестовал Смирнова до 24 февраля.
«Это системная проблема»
В МЧС отметили, что нелегальная организация была обнаружена в этом здании еще в декабре 2021. Год спустя, 7 декабря, инспектор Госпожнадзора прибыл на объект с инспекционным визитом, однако руководство приюта отказало ему в доступе в помещение. Прокуратура внесла приют в план проверок на 2023 год, однако проверять в следующем году будет нечего: 24 декабря здание сгорело дотла.
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев назвал все произошедшее страшной трагедией и выразил соболезнования родственникам погибших. И сообщил, что в регионе начались проверки пансионатов, домов престарелых, реабилитационных центров и других социальных организаций, где проживают люди. И уже в частных организациях выявлены нарушения.
«Проведенные инспекции показали, что в государственных учреждениях такого типа находят мелкие нарушения, которые устраняют практически сразу, а в частных организациях ситуация намного хуже. Это системная проблема, и решать ее нужно путем внесения изменений в законодательство», – сообщил губернатор Сергей Цивилев.
И добавил, что деятельность по предоставлению социальных услуг частными организациями необходимо лицензировать. Всего в Кузбассе было выявлено 130 ИП и негосударственных организаций, оказывающих услуги с предоставлением проживания.