Народ Израиля все еще заглядывает в каждую колыбель, ожидая Спасителя от плотской человеческой любви. А 12-летняя девочка уже сделала свой выбор.
Дева Мария: пути земные и пути небесные
«Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Ис. 55:9)
Сегодняшний праздник – предисловие Евангелия, сегодня родилась Та, кем было положено начало Нового Завета. Судьба Марии – это полное слияние воли Божьей и воли человеческой, причем как открыто, так и сокровенно. От Ее зачатия, о котором умолили Бога родители, – до самого Ее успения.
Но удивительно не только то, что Ее собственное рождение было вымоленным чудом.
Удивительно, что долгожданный Спаситель, Христос, произойдет от Той, от Которой этого совсем не ждали.
Судите сами. Весь народ Израиля жил в ожидании Мессии, Который мог родиться в любой семье – и в глаза каждому рожденному ребенку его мать заглядывала с надеждой: Ты? или ты та, кто Его родит?
Именно поэтому бесплодные семьи подвергались поношению, поэтому бездетные будущие родители Богородицы и страдают от презрения окружающих. Ведь от них нечего ждать, из их рода не придет Мессия, они не выполнили свой главный, свой первый долг перед народом Божьим – не дали ему надежду на Обетованного. Бог не призрел на их род.
Поэтому рыдает Анна, поэтому Иоаким идет в пустыню, плачет и требует ответ от Бога: почему? Ну почему он так унижен среди остальных? Почему у него нет ребенка?
И вот на исходе их дней Господь дает им дочь, которую они от всего сердца Богу и посвящают. Мария будет жить при Иерусалимском храме, воспитываться при нем, обучаться и… И даст обет целомудрия. И это очень важно.
Полностью Божия
Мария сознательно откажется от того пути воплощения Спасителя, который чают все ее сограждане.
Если Ее родители плакали о том, что их род угаснет, не дав надежды на Мессию, то Мария сама, своей волей двенадцатилетней девочки, совершено осознанно делает другой выбор.
Она не хочет быть мужней женой. Не хочет детей. Она фактически отказывается от того, о чем мечтают все вокруг. Ее мать плакала о том, что оказалась бесплодна, а дочь сознательно хочет этого пути.
Она могла выйти замуж и не быть одинока, Она могла завести детей и стать уважаемой в израильском народе, Она могла пойти понятным и простым путем… но Она им не идет.
Знает ли Она, почему она это делает? С одной стороны – да, это Ее обет Богу, Мария не хочет принадлежать никому, кроме Творца. С другой стороны… нет, Мария пока не знает, что это Ее решение – первый шаг на пути подлинного прихода в мир Спасителя. И это точно, потому что потом Она наивно удивится словам архангела о своей беременности: как же это, когда Я мужа не знаю?
Что это было? Сверхчеловеческая интуиция, позволившая Ей в самом начале юности прозреть подлинную волю Божью о Ней? Полное возложение своей жизни к подножию престола Господня, нежелание принадлежать кому бы то ни было, кроме Него Самого? Стремление навсегда остаться там, где, как Мария чувствует, Ей самое место – в храме? Желание полностью отсечь все, что может Ее отвлекать от служения Богу?
Через много-много лет Ее тезка, другая Мария, сядет у ног Ее Сына и будет слушать Его, отказавшись от других хлопот. И Он похвалит ее.
Как бы то ни было, Бог принимает дар Марии и дает Ей идти вместе с Ним Его путями. Она – первый человек, чьи пути по-настоящему пересекутся с путями Господними. Она – первая Его церковь, первая Его причастница. «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Народ Израиля все еще заглядывает в каждую колыбель, ожидая Спасителя от плотской любви. Их чаяния, в которых нет места Божьему чуду, Его свободе и действию, так и останутся чаяниями.
А Он придет от Той, кто отверг плоть и понятный, очевидный, единственно естественный путь – ради живого Бога и жизни с Ним.