«Вопрос: нужны ли мне математика (не счет, а именно математика как наука), география, ботаника и т.п.? Вопрос задал один из учителей в школе. Он считает, что таким, как я, надо научиться ходить в магазин, готовить еду, ездить в нужных автобусах и поздравлять родных с праздниками. Остальное – лишнее.
Да, надо этому учиться, потому что это жизнь самостоятельная, но без остального – скучно! И ведь работать надо, а без знаний – как? Человек не может жить по-человечески, если не познаёт мир и себя в этом мире.
O восприятии обычными людьми, в том числе врачами и педагогами, людей-инвалидов: я не совсем согласна, что причина негативного отношения только в страхе и бессилии непонимания. Я думаю, что и в глухоте сердца, сознательном нежелании в наши ощущения вникать. Просто лень им. А страх – это у чувствительных».
Эти отрывки из дневника 13-летней Сони Шаталовой руководитель группы канис-терапии «Солнечный пес» Татьяна Любимова зачитала на секции «Дети-инвалиды в семье, обществе, Церкви», проходившей 2 февраля в МГУ в рамках Рождественских чтений. Соня – аутист, до сих пор не умеет говорить. С Инной – психологом детского реабилитационного центра «Солнечный мир» – общается с помощью компьютера.
В пику учителю, сомневающемуся в целесообразности ее обучения, Соня кроме основного английского начала учить французский язык. Сегодня она успешно переводит. В прошлом году стала победителем детского городского литературного конкурса в номинации «сказка». Учитель признал свою ошибку и сказал Сониной маме спасибо за то, что ее дочь его переубедила.
И эту девочку некоторые психологи считали умственно отсталой. Секретарь экспертной группы при богословской комиссии, автор книги про аутичных детей Сергей Сошинский рассказал, что познакомился с Соней 2,5 года назад в лагере для реабилитации детей-инвалидов. Она была такой непоседой, что даже минуту не могла находиться на одном месте. Одна из психологов прямо сказала, что у нее имбецильный уровень развития. Но С. Сошинский познакомился с ее записями, дневником, стихами и поразился, какой у девочки богатый внутренний мир. Он также привел цитаты из Сониных записей 5-летней давности. Вот что отвечала на вопросы 8-летняя девочка: «Наука – система знаний, основанная на сомнении»; «Мысль есть самая великая после любви сила в мире»; «Стыд – огонь, выжигающий грех из души»; «Душа – это пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом или сатаной».
Альтернативно-одаренными бывают многие из детей-инвалидов. Но чтобы одаренность их раскрылась, чтобы они не просто реализовали себя в творчестве, но и поделились с нами своим необычным и одновременно удивительным мироощущением, им необходимо создать условия, поддержать. Одно из главных условий – любовь. Именно ее многие из детей изначально лишены – от них отказываются еще в роддоме. Причем часто под давлением врачей. Сергей Сошинский рассказал, как один его знакомый диакон был вынужден …выкрасть из роддома собственную дочь. Девочка родилась с тяжелой патологией, и, несмотря на все просьбы родителей, им ее не отдавали.
Врачи уговаривают отказаться от детей не потому, что они такие плохие. Они действуют по соответствующей инструкции, написанной в 1972 году. Сами они таких детей видели только в доме малютки и даже не представляют, какие перспективы у детей в семье. Об этом сказала арттерапевт кафедры специальной педагогики и коррекционной психологии Института открытого образования Марина Бартинова перед показом своего видеофильма «И все-таки наш!». Родители детей с синдромом Дауна рассказывают о своих детях. Родители разные. Одна мама сперва отказалась, а три месяца спустя забрала малыша. Показаны и их дети – особенные, но со счастливыми лицами. И следом идут кадры из интерната для умственно отсталых детей. Картина жуткая. А именно сюда попадают немногие выжившие дети с синдромом Дауна (более половины из них не доживают до года). Этот фильм был снят специально для показа в подмосковных роддомах родителям, у которых родился такой ребенок. Чтобы они знали правду и могли сделать сознательный выбор.
В детском доме-интернате № 8 для умственно-отсталых детей удалось создать семейную атмосферу. Благодаря тому, что 8 лет назад туда пришли энтузиасты из Православного Центра «Живоносный Источник». И поняли, что на одном энтузиазме далеко не уедешь, стали строить систему, искать финансирование. Об этом рассказал Заместитель директора Центра «Живоносный Источник», руководитель благотворительного проекта «Дом милосердия» Леонид Могилевский. 8 месяцев назад аналогичная работа началась в интернате под Сергиевым Посадом.
А перед выступлением Могилевского был показан фильм Марины Бартиновой о праздничной елке в доме-интернате № 8 «Кирюшкина елка». Мы хотели показать, что они такие же дети, так же играют, так же любят Новый год, Рождество, объяснила М. Бартинова.
«Появление ребенка-инвалида в семье – дар Божий, который может преобразить нашу жизнь», – эти слова одного из своих знакомых, отца ребенка-инвалида, процитировал Сергей Сошинский. Но сегодня семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид, остаются один на один со своими проблемами. Многие даже не знают, что существует государственная система социальной защиты инвалидов. Этому был посвящен доклад настоятеля Казанского храма в селе Пучково Московской области протоиерея Леонида Царевского «Правовые проблемы семей с детьми-инвалидами и пути их преодоления», который мы опубликуем на сайте в ближайшие дни.
Соб. инф.