Православный портал о благотворительности

Повитухи возвращаются?

По ходу докладов и обсуждений обнаружилась некая тенденция – Москва в основном занимается обсуждением, как и где рожать, и ищет пути в основном в этом направлении, а провинция больше занимается конкретными делами – миссионерской деятельностью в консультациях и роддомах, работой с подростками, борется за уменьшение количества абортов

В Историческом музее прошла секция Рождественских чтений, посвященная проблемам родовспоможения в современной медицине. Были затронуты различные аспекты этой обширной темы – и просветительская деятельность в женских консультациях, и проблемы предупреждения абортов, и альтернативные домашние роды, и способы взаимодействия церкви и медицинских учреждений. В обсуждении принимали участие представители самых разных городов – Екатеринбург, Нижневартовск, Волгоград, Москва, Пенза, Тверь и другие.

Первыми выступили представители г. Тверь. Ю.Е.Лошкарев, начальник управления здравоохранения г. Твери, врач-невропатолог, нейрохирург зачитал послание мэра г.Твери к Святейшему патриарху и участникам чтений, а затем привел некоторые данные по состоянию роддомов Твери и Тверской области и оценке их работы. Главным событием прошедшего года в сфере родовспоможения в г. Твери стало открытие осенью 2006 года домового храма в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах» в роддоме №1.
Подробно о новооткрытом храме рассказал служащий там клирик иерей Роман Манилов. Он сказал, что освящен храм будет примерно через две недели. Отец Роман отметил, что современный роддом является как бы сгустком многих социальных проблем – здесь аборты, здесь отказ от собственных детей и храм в роддоме может переломить существующую ситуацию. Интересное решение: в храме стеклянные двери. А дальше по коридору находится абортарий, т.е. женщина идет на аборт и видит храм, видит иконы, крест, свечи, видит тех, кто молится. А вдруг это послужит толчком и она передумает? Важным моментом является духовно-психологическая поддержка в храме, беседа со священником, которая может предотвратить аборт, предотвратить отказ от ребенка, поддержать женщину в трудной ситуации, укрепить ее. Храм еще не конца отделан, но в него постоянно идут люди, просят помолиться, молятся сами и ставят свечи. Само открытие храма стало возможным благодаря чуду – это была идея невоцерковленных врачей. После того, как в роддоме делали сложнейшую операцию по спасению мамы и ребенка, и, когда надежда уже была почти потеряна, врачи коллективно помолились, как могли, и случилось чудо – мать и ребенок остались живы. Именно после этого врачи сами предложили открыть храм в роддоме.

Очень интересным и конструктивным было выступление профессора, заведующего кафедрой акушерства и гинекологии в Волгоградском университете, практикующего акушера-гинеколога Николая Александровича Жаркина и его коллеги, врача-педиатра Татьяны Геннадьевны Семиховой. Они поделились бесценным опытом предотвращения, казалось бы, неизбежных абортов. Николай Жаркин говорил о том, что акушеры и врачи вполне способны повлиять не демографическую ситуацию и должны заниматься не только профессиональной, но и общественной деятельностью. По его словам, очень важно мировоззрение врача, ведущего роды и беременность, его нравственное состояние. Он может влиять на психическое и нравственное состояние беременной женщины положительно. Н. Жаркин отметил, что сейчас господствует метод активного ведения родов с применением обезболивающих средств и лекарственных препаратов в противоположность т.н. физиологическим естественным родам, а также часто встречается «подталкивание» к кесареву сечению. Он, в своей практике стремится вернуться к физиологическим родам, а также считает очень важным дородовую подготовку женщины, и не только оздоровительную, но и образовательную и воспитательную. Николай Александрович обратил внимание на то, что не очень здоровые, но сильные духом женщины рожают лучше, чем здоровые, но неуравновешенные. Очень важно не только физически подготовить женщину к родам, но и духовно, научить ее просить помощи у Бога, Божией Матери и святых. В заключение он привел очень обнадеживающую статистику и положительные примеры своей работы – сохраненные беременности в тяжелейших ситуациях, и не просто помощь в рождении детей, но и в создании полноценных семей (даже в тех случаях, когда мама еще очень молода – 15, 16 лет). Кроме медицинской помощи работа включает беседы с родственниками – в т.ч., с привлечением священников.
Татьяна Семихова говорила о подготовке женщин к родам и отмечала, что в современной практике в основном беременную запугивают всякими осложнениями, а православные прибегают к «духовному» запугиванию, рассказывая женщине, какая она страшная грешница и что ей придется за это вынести. Она призвала всех, кто занимается этой работой, относиться к женщине с любовью, как к образу Божьему, только тогда женщина может почувствовать потребность пойти в храм.

В зале присутствовало довольно четкое разделение на сторонников домашних родов и тех, кто за качественные роды в роддоме (среди последней группы были, в основном, врачи, работники роддомов и консультаций, но не только).
К сожалению, участникам дискуссии об этом, которая продолжалась практически до конца работы секции, то замирая, то вновь возникая, не всегда удавалось хранить миролюбивый дух и взаимное уважение.
Тему открыло выступление Ольги Давидовны Козловой, врача-терапевта, матери пятерых детей (четверых из которых она родила дома). Она говорила о тех неприятных моментах, которые связаны с посещением женской консультации, о давлении на женщину, об агрессивном отношении врачей к многодетным женщинам, а также об огромном количестве врачебных ошибок при обезболивании и стимуляции в родах. Она отметила и то, что современный подход к беременной женщине, как к «пациентке» и «больной», совершенно не соответствует естественному подходу к беременности. Ведь беременность и роды это, прежде всего, тайна и чудо! По ее словам, очень важным фактором в пользу домашних родов является и то, что ребенка не отнимают от мамы сразу после родов. Ведь в этот важный момент малыш нуждается в присутствии мамы, в противном случае, он переживает сильнейший стресс (напомним, что в некоторых московских роддомах просто не предусмотрены палаты «мать и дитя»).
Наличие минусов в современной системе родовспоможения признала и представитель департамента здравоохранения г. Москвы, начальник отдела медицинской помощи матерям Ирина Ивановна Калиновская. Она заметила, что об этих проблемах знают в департаменте, многое стараются, так или иначе, решать. Но она была удивлена сообщениями о том, что женщины, получив предложение от доктора в женской консультации сдать те или иные анализы или пройти ультразвуковую диагностику, воспринимают это как давление, ведь, по ее словам, это дело сугубо добровольное (кроме общих, самых простых, бесплатных анализов). Такое заявление вызвало бурную реакцию присутствующих, которые посоветовали Ирине Ивановне «выйти в народ» и узнать всю правду о наблюдении в женской консультации и о том, принуждают, запугивают женщину или нет. Возмущение в зале вызвало также заявление И.Калиновской о том, что, по статистике департамента, в Москве ежегодно проходит около 400 домашних родов, 90% которых кончаются осложнениями и приездом в роддом. Находящиеся в зале представители центров, занимающихся, подготовкой и ведением домашних родов выразили желание представить свою статистику, а также предложили собрать статистику согласно записям ЗАГСа.
Обо всех случаях давления, злоупотребления или оскорбления в консультациях или роддомах представитель департамента предложила сообщать им, обещая тщательно разбираться в каждом конкретном случае.
Обсуждение домашних родов продолжалось в течение всего дня. На эту тему выступила православная акушерка Наталья Бочкова, мать девятерых детей. Она еще раз сказала о порочной практике вызова, ускорения родов, о том, какие последствия это может иметь для ребенка и мамы, о том, что и для мамы и для ребенка очень полезна домашняя обстановка, «свои, родные» микробы. Продолжил тему врач-педиатр Александр Наумов из Московского центра «Возрождение» . Он подробно рассказал об институте повивальных бабок в России, подчеркивая, что это были медработники, но не привязанные к больницам, принимавшие роды дома. Также и врач приходил принимать роды в семью, домой. Первые роддома появились как благотворительные медицинские учреждения для бедных, которые не могли воспользоваться платными услугами акушерок или врачей. Он считает, что существует два подхода к родам: мужской (активный метод, большинство ученых-гинекологов – мужчины) и женский (мягкий, физиологический метод, которым пользовались повивальные бабки). Александр Наумов зачитал также присягу, которую давали повивальные бабки в России, что вызвало бурные аплодисменты. Он привел и некоторую статистику своего опыта приема домашних родов, существенно расходящуюся со статистикой департамента здравоохранения – семь из восьми женщин рожают дома благополучно и не нуждаются в помощи роддома. На эту же тему высказался и представитель школы «Рождество», рассказавший о своей работе, а также о том, что в западных странах существовало раньше, а сейчас возрождено традиционное разделение родов между акушерами (т.е. «повивальными бабками») и врачами. Причем услугами акушерок пользуется около 70% женщин (Голландия, Дания, Англия), и лишь 30% идет к врачу. Есть такой принцип разделения – если женщина считает себя больной, идет к врачу, если здоровой – к акушерке.
Вообще же по ходу докладов и обсуждений обнаружилась некая тенденция – Москва в основном занимается обсуждением, как и где рожать, и ищет пути в основном в этом направлении, а провинция больше занимается конкретными делами – миссионерской деятельностью в консультациях и роддомах, работой с подростками, борется за уменьшение количества абортов.
Очень интересным опытом поделились сотрудники центра защиты материнства «Колыбель» из Екатеринбурга, который существует уже 4 года. Центр работает в нескольких направлениях: предупреждения абортов; работа с подростками; помощь семье. Центром начата просветительская работа с мужчинами, подготовка к ответственному отцовству; например, сотрудники центра проводят в воинских частях области лекции о роли и обязанностях мужчины. Также центр выпускает семейную газету «Родные мои». Очень важен опыт центра в предупреждении абортов, центр сотрудничает с женскими консультациями, куда приходит священник и беседует с персоналом, окормляет их. Здесь выбран правильный подход – придти к врачам не с обвинением – «у вас руки по локоть в крови», а с предложением помощи и заботы, с любовью и доброжелательством. И на заседании секции представитель «Колыбели» призвала всех присутствующих относиться к врачам уважительно и не забывать принимать во внимание их бешеную нагрузку. Посудите сами – за час врач должен принять 5 человек. Как за 12 минут можно не просто осмотреть беременную женщину, но и дать ей все возможные рекомендации по режиму-диете-образу жизни? И еще душевно с ней побеседовать. К тому же, поддержали ее присутствовавшие в зале врачи, сама беременная женщина часто встает в позу, что «ей все должны», и ждет, что вокруг нее будут бегать и охать. А когда этого не случается, оскорбляется и считает, что с ней грубо обращаются.
В своей работе сотрудники «Колыбели» исходят из того, что воспитание медперсонала – очень важный фактор, нужно сделать из врачей единомышленников. Благодаря сотрудничеству с работниками консультаций здесь организован прием психологической помощи, который ведет православный акушер-гинеколог. Именно здесь происходят беседы перед абортом, и благодаря этим беседам от абортов отказывается 25%, это очень большой показатель!
Центр «Колыбель» предложил конкретные меры по повышению рождаемости и уменьшению количества абортов:
1. Повсеместная организация приемов социально-психологической помощи (православной);
2. Вынесение абортариев из женских консультаций и роддомов;
3. При аборте обязательное подписание документа о согласии на медицинское вмешательство с полной информацией о возможных последствиях;
4. Запрещение в консультациях рекламы абортивных лекарственных препаратов (и контрацептивов);
5. Введение программ нравственного воспитания в образовательных учреждениях;
6.Социальная помощь беременным.

И еще один очень важный «больной» вопрос поднял сотрудник центра, акушер-гинеколог с многолетней практикой – вопрос прерывания беременности по медицинским показаниям. Сейчас в приказе Минздрава есть даже такие показания, как «нервное расстройство», например. Не говоря уж о диагностировании уродств. Нужно добиться, чтобы деятельность центров по прерыванию беременности по медпоказаниям была максимально открытой, добиться того, чтобы мать могла увидеть свое дитя, предполагаемого «урода», чтобы удостовериться в том, что диагноз был поставлен правильно. Иначе (что сейчас и происходит) возникает очень благоприятная среда для всяческих злоупотреблений. Нужно добиться и того, чтобы врач нес полную ответственность за поставленный им диагноз и показания к прерыванию беременности. А Татьяна Семихова поставила вопрос еще резче – о правомерности исследования плода на выявление возможных уродств вообще.
Еще один интересный факт отметили сотрудники «Колыбели» – в работе с молодежью и подростками (да и вообще со всеми женщинами) гораздо большее влияние на решение не делать аборт, сознательно готовиться к материнству имеют положительные примеры, а не «страшилки» типа известного документального фильма «Безмолвный крик». Девочки, увидев радостные положительные примеры материнства, после лекций подходят и спрашивают – а в каком возрасте уже можно рожать? Хотя и страшными материалами, показывающими и рассказывающими о последствиях аборта здесь, конечно, пользуются. «Колыбель» имеет у себя в активе и выставку в защиту жизни «Молчаливая революция», разработанную нижневартовской организацией «Культпроект» , создатель которой Владимир Потиха выступил следующим. Владимир Потиха сам многодетный отец (5 детей, 4 из которых родились дома). Он рассказал, как родилась эта выставка (она сделана на основе материалов медико-просветительного центра «Жизнь»), где она уже побывала и как действует на посещающих ее. Многие отзывы показывают, что женщины, посетившие эту выставку, оставляют жить своих детей, хотя изначально хотели сделать аборт, другие осознают, что никогда в жизни не пойдут на аборт.
Очень интересный опыт имеет и пензенский центр планирования семьи. Не смотря на не вызывающее доверие название, там происходит совершенно противоположное той деятельности, которую привыкли ассоциировать с центрами планирования семьи. Вся деятельность ЦПС г.Пензы направлена не на ограничение рождаемости и пропаганду контрацепции и безопасного секса, а на пропаганду целомудрия, здорового материнства и повышения рождаемости. Это стало возможным в связи с тем, что и в центре и в органах управления здравоохранения работают православные сотрудники. Центр проводит различные лекции – о вреде курения, о целомудрии, о материнстве и отношениях мужчины и женщины. На отдельных лекциях для девочек и девушек медики популярно рассказывают о том, почему важно целомудрие и чем вредны беспорядочные связи для здоровья женщины и ее будущих детей. Причем сотрудники центра сделали важный вывод – оказывается, достаточно подробное медицинское описание последствий курения, беспорядочных связей и т.д. очень сильно влияет на принимаемое подростком или молодым человеком решение. Они часто удивляются и с возмущением говорят: «Почему нам раньше никто ничего об этом не рассказывал!?» Сотрудник центра рассказала один полукурьезный случай, который, однако, ясно показывает, как влияют лекции на молодежь – после одной из лекций для девушек о целомудрии, все они отказали своим молодым людям в интимных отношениях до свадьбы. Рассерженные юноши на мотоциклах собрались под окнами доктора, читавшего лекцию, и светили фарами в окна его дома. В школах сотрудники ПЦС проводят очень интересные уроки домоводства, на которых рассказывают о принципах ведения домашнего хозяйства, учат правильно тратить средства в семье. Вообще, в центре твердо уверены, что каждый человек, добросовестно работающий на своем месте, МОЖЕТ что-то, хоть немногое, изменить, может переломить существующую ситуацию. Примером этого является сам центр, деятельность которого очень востребована и получает одобрение от властей области.
Практически в заключение работы секции директор московского центра материнства и родовспоможения «Драгоценность» Андрей Владимирович Ефимов представил доклад «Какой роддом нам нужен» . Андрей Владимирович начал свой доклад с вопроса «зачем Церкви нужны медучреждения?», отметив, что к верующему врачу (и к учреждению) гораздо больше доверия, т.к. он понимает свою ответственность перед Богом. Он выразил надежду на создание медицинских учреждений двойного подчинения – церковной власти и департаменту здравоохранения. Вместе с коллегой они рассказали о проекте семейного роддома, в котором созданы домашние условия, предусмотрена возможность находиться вместе с родственниками. Проект описывает даже не роддом, а скорее санаторий для беременных за городом, для семей с детьми, при котором будет очень небольшое родильное отделение.
Были озвучены еще несколько проектов православного роддома, но ни один из них пока не приблизился к реализации и все остаются в лучшем случае на бумаге (как проект православного роддома Марфо-Мариинской обители – архитектурный проект прекрасный и очень впечатляет, а средства на постройку и содержание роддома организаторы Центра материнства и детства при Марфо-Мариинской обители надеются получить от московских властей и работают в этом направлении), либо и вовсе в головах активистов православного родовспоможения.

Елизавета ПРАВИКОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version