Православный портал о благотворительности

Потехе время, делу час

Через некоторое время у каждого из нас было по несколько крестников. А многие из детдомовских детей не понимают разницу между родными родителями и крестными. Они истосковались по человеку, которого могли бы назвать папой или мамой. Кто помладше, называли так воспитателей, а ребята постарше понимали, что это не мама и не папа. А тут по закону: крестный папа. Нас завалили письмами

Руководитель Молодежного братства при Минских духовных школах в честь преподобной Евфросинии Полоцкой Сергей ТИМОШЕНКОВ в этом году окончил Минскую духовную семинарию. С первого курса он с другом стал регулярно посещать детский дом. С социальной деятельности и началось будущее братство. Об успехах и неудачах братства Сергей рассказало в интервью сайту «Милосердие.ru»

— Сергей, почему вы стали посещать детский дом?
— Когда я учился на первом курсе, к нам в монастырь приехала группа воспитанников Клецкого детского дома. Водил их с экскурсией по монастырю мой друг Игорь Чечукович. А я в тот момент оказался свободен и решил ему помочь – предложил сводить детей на колокольню (я нес послушание старшего звонаря). Провели мы с ними весь день. Вскоре приехала другая группа из этого же детдома, и постепенно в монастыре побывали все его воспитанники. И мы с Игорем неожиданно для себя поняли, что не можем жить без этих детей. Решили ехать к ним – напекли сладостей, купили подарки (помогли деньгами многие семинаристы). Туда от остановки надо около часа идти через поле. Мы первый раз поехали зимой – снегу по колено, а мы нагружены подарками! Как же нас встретили дети! Для них любая новая встреча – радость. Они даже отстояли нас у прежнего директора. Он сперва не хотел, чтобы мы туда приезжали. Дело в том, что тогда там (да и в других белорусских детдомах) активно работали протестанты. Кроме них мало кто так серьезно помогал детдомам материально. Ну а знаете, как они работают – помогают отстраивать здание, доставать что-то необходимое, а параллельно беседуют с детьми, прививая им свое понимание христианства, свое мировоззрение. Понятно, что если бы они нас увидели, могли сократить или вообще прекратить помощь. (Сегодня, к счастью, они уже не так активны – над каждым детским домом шефствует какая-нибудь государственная организация). Так детишки «всем миром» пошли к директору и отстояли наше право приезжать к ним (нам это воспитатели рассказали, растрогали нас). Стали мы ездить туда каждые выходные. А того директора через три месяца перевели на новое место работы.


— Но ведь известно, что на младших курсах семинаристов редко отпускают из семинарии?
— Вы правы. Но мы хотели ехать к детям, поэтому проявляли упорство: убеждали начальство, старались быстрее и лучше выполнить своим послушания (Игорь работал в кастелянской, я – в в столярке). Денег специально на проезд нам первый год не давали, но стипендии как раз хватало, чтобы вдвоем 2-3 раза в месяц съездить туда и обратно и перекусить в дороге. А на подарки ребята с курса давали деньги. И некоторые приятно открывались с лучшей стороны: студент, которого до этого считали черствым, отдавал всю стипендию. Вскоре к нам присоединился Сергей Шиканов (сейчас он уже диакон). Он прекрасно пел и играл на гитаре, и дети его сразу полюбили.


Первая крестница из детдома настояла на крещении, хотя температура воздуха была 4оС

Через некоторое время у каждого из нас было по несколько крестников. А многие из детдомовских детей не понимают разницу между родными родителями и крестными. Они истосковались по человеку, которого могли бы назвать папой или мамой. Кто помладше, называли так воспитателей, а ребята постарше понимали, что это не мама и не папа. А тут по закону: крестный папа. Нас завалили письмами. Иногда в неделю несколько десятков писем приходило. Сначала особенно привязались девчата, но потом и мальчишки. (В детском доме проживает около ста детей с 1 по 11 класс, но больше всего среднего возраста – с пятого по девятый). Отвечать им на письма очень сложно. Если общими фразами, обидятся – они же наверняка сверяют друг у друга, что кому пишут. Чтобы всем ответить от души, ночами сидели над письмами, друзей просили подсказать. Некоторые из этих друзей стали присоединяться к нашим поездкам, потом семинаристы с младших курсов. Мы, с одной стороны, обрадовались (понимали, что самим не справиться), но в основном принимали в свою группу знакомых ребят (только двое пришли со стороны). А потом к нам присоединилось и несколько студенток регентского училища при нашей семинарии. Они, как когда-то и мы с Игорем, не планировали заниматься детьми. Но однажды летом мы привезли группу детей к себе в семинарию, несколько человек попросили их окрестить. В том числе и девочки, а им же больше нужна крестная мать. Мы побежали в регентское училище, там большинство уже разъехались на каникулы. Но те, кого «поймали», согласились стать восприемницами девочек, потом стали незаменимыми членами нашего братства, а одна из них – Ирина – к тому же и моей женой. Два года назад мы попросили благословение у митрополита Минского и Слуцкого Филарета на официальное создание братства, и в августе 2004 года Ученый совет нашей Семинарии своим постановлением узаконил существование братства.


Братство не только развлекает детдомовцев, но и само любит весело отдохнуть – например, в лесу


— А работа с детьми в чем заключается?
— Для начала им надо привить элементарные понятия о мужской чести, о девичьей чистоте. Эти мальчишки и девчонки столько пережили, что от одних рассказов волосы дыбом встают. Одних родители избивали за съеденный кусок хлеба (иногда даже заплесневелого). У другой девочки выбиты зубы и на теле шрам от ножа – мама полоснула. У многих на глазах мама убила папу или папа маму. Одну девочку, которой сейчас 13 лет, насиловали дядя и отчим. Когда мы это узнали, были просто в шоке. Но поняли, что не имеем права расслабляться и предаваться жалости, иначе ничем им не поможем. Эти дети взрослее своих сверстников, но такая взрослость тяготит их. Хочется детства. Они очень чутко реагируют на малейшее проявление любви и дружбы. Мне кажется, восьми-девятиклассники в обычных школах вряд ли способны так быстро сдружиться с незнакомым взрослым человеком. А эти дети сразу откликаются. Поэтому очень важно быть искренним.
Как работаем с детьми? Когда они приезжают к нам, проводим экскурсию и ходим на службу. Но не на всю. На всенощной, например, бываем с Полиелея по «Честнейшую херувим…». Предварительно объясняем им, как вести себя в храме, как креститься, но и следим, чтобы кто-то из ревностных не по разуму прихожанок не цыкал на них. Потом у нас вечер знакомств – почти в каждой группе бывают ребята, приехавшие впервые. Пьем чай, беседуем, поем песни – не духовные (часто дети на них поначалу реагируют отрицательно), а обычные детские песни. Всем известна пословица «делу время, потехе час». Мы работаем с детьми по противоположному принципу: потехе время, делу час. Можем целый день гулять с ними по лесу, жечь костер, жарить сосиски, знакомить с семинарией, но вечером – часовая или получасовая беседа. При таком ненавязчивом общении они не воспринимают ее как принудительную. А уже когда подружимся с детьми, можем рассчитывать, что они к нам прислушаются. Воспитатели рассказывают, что часто мальчишки после поездок к нам бросают курить (не секрет, что как ни борются в детдомах с курением, многие все равно курят), перестают ругаться матом.
Несколько раз нам удавалось организовать летний палаточный лагерь. Разбиваем его на неделю недалеко от семинарии. Делим детей на 2 команды, чтобы у них был соревновательный элемент в уборке территории, приготовлении пищи, в разбивании лагеря. Живем вместе, с желающими ходим на службу. Когда кого-нибудь из нас рукоположат, будем служить для них молебны в лагере.
Возили ребят в культурно-исторические центры страны. Денег у нас мало, ездим на общественном транспорте, для детишек это тоже школа. Они внимательно следят, как мы среагируем на ту или иную трудную ситуацию (пьяный пристал, поезд отменили). Если им нравится наша реакция, стараются и в другом подражать нам. Были в монастырях Полоцка, Минска, Бреста. А в монастырях действует как бы проповедь молчанием.
Еще мы пишем сценки, стараясь, чтобы они были простыми и жизненными, а потом ставим их. Такую работу мы в шутку называем выездными гастролями братства. После сценки наши друзья из семинарского хора обязательно дают концерт – исполняют церковные и народные произведения.


Bыездныe гастроли братства

А приезжая в детский дом, стараемся участвовать в его жизни: помогаем обустроить территорию, входим в жюри детских конкурсов, разбиваем палатки на их территории, играем с детьми.

— Сергей, а отслеживаете ли вы судьбы детей, вышедших из детдома во взрослую жизнь?
— Вы задели за живое. Это наша самая большая неудача – мы пока не смогли организовать работу с детьми, покинувшими детдомовские стены. После девятого класса большинство детей передают из детдома в различные ПТУ. Как ни странно, их стараются направить в места, откуда они родом – там, видите ли, жилье есть. Жилье-то есть, а обстановка… Вечно пьяные родители, пьющие друзья. Иногда с болью узнаем, что вчерашние девчонки и мальчишки, с которыми мы дружили и которые нас так любили, опускаются или попадают в тюрьму. Из нашего первого выпуска, самого дорогого и любимого, одну девочку убили, другая оказалась на самом дне общества. Она родила в восьмом классе. Мы как раз только начинали работу, и уговорили ее не отказываться от ребенка. Много с ней беседовали, она написала письмо маме, которая сидела в тюрьме и которую дочь ненавидела. Но после 9-ого класса она ушла, и мы потеряли связь. Грустно. Необходимо организовать и дальнейшее сопровождение этих детей.

— Сегодня вы опекаете не только детский дом?
— Да, нагрузка постепенно увеличивается. В этом году в городе Слониме директор кадетского корпуса Виктор Николаевич Пенза решил создать корпус по типу дореволюционных. Чтобы его выпускники были всесторонне развиты, постоять за себя могли и уважали Православие (католические прозелиты поработали, и сегодня в Беларуси многие убеждены, что наша историческая религия – униатство, хотя исторически это ничем не подтверждено). Там проще – их окормляет священник, ребята в основном из нормальных семей. Но руководство попросило нас провести семинар «Честь и нравственный закон». Обсуждали, всегда ли человек должен быть воином и всегда ли воин должен быть человеком. Семинар получился, и наши студенты участвовали в нем, и кадетам понравилось, с той поры дружим, они приезжают к нам на экскурсии.
В прошлом году мы познакомились с Правомостовской школой-интернатом для детей с трудностями в обучении. Признаться, в начале мы были весьма удивлены: таких «продвинутых» ребят среди наших друзей еще не было. Правда, это были «самые-самые», а попали они к нам так: у каждого из них было уж очень непростое детство, в котором почти ничего доброго и светлого они не видели. Естественно, они были обозлены и обижены на весь мир, и обида эта достигла такой степени, что с ней нельзя было справиться обычными средствами. Руководство школы надеялось, что, возможно, святость места, где находится братство (Жировицкий монастырь), да и наше общество смогут благотворно повлиять на этих мальчишек.Выложились мы с ними полностью, зато приобрели дополнительный опыт. Теперь с директором этого интерната у нас самые теплые, по-настоящему дружеские отношения.
Наши ребята сейчас помогают реализовывать проект «Страна детства» в детском отделении Минской психиатрической больницы. Авторы этого проекта – сестры милосердия из сестричества при минском Свято-Елизаветинском монастыре. Там в основном дети не больные, а «поведенческие». Есть такая чрезвычайно странная практика в детдомах – не могут воспитатели справиться с трудным ребенком, не знают, что делать, и отправляют его в больницу. А на самом деле дети там смышленые, восприимчивые к доброте. Правда, пока в этом проекте не хватает мужчин – мы, к сожалению, не можем охватить все.


Пироги для детей печет женская половина братства


— Когда станете священником, продолжите социальное служение?
— Конечно, я уже не могу без этого жить.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version