Продолжительность Петрова поста из года в год разная. Он начинается в понедельник после Дня Всех святых (9-го воскресенья по Пасхе), а заканчивается в день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля. При самой поздней Пасхе этот пост продлился бы всего восемь дней, при самой ранней – целых шесть недель. В этом году он длится целый месяц. Есть время задаться вопросом: а зачем он вообще нужен? Это же не Великий или Рождественский пост, смысл которых обычно понятен даже далеким от церковности людям.
Постоянный автор «Милосердия.ru» Елена Тростникова считает, что летом пост нужен для радости, и объясняет, почему так.
Петров пост – это долгий вдох начала лета
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом… время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий…» (Еккл. 3: 1, 4–5). В жизни организма Церкви чередуются беспопечительная благодарная радость сплошных седмиц с устремленной вдумчивостью многодневных постов.
Годовые многодневные посты имеют несколько обоснований:
Первое – подготовка к великим праздникам. И если двухнедельного строгого поста перед Успением – «Богородичной Пасхой» – в народе всегда твердо держались, то Апостольский пост с этой позиции многим трудно понять, ведь в Церкви есть и более значимые праздники – двунадесятые. Почему же готовиться надо именно к дню Петра и Павла?
Второе – историческое. Известно о достаточно раннем возникновении поста после Пятидесятницы. Есть мнение, что он возник как «компенсирующий» для тех, кто не имел возможности поститься в Великий. Однако в «Апостольских постановлениях» и некоторых других документах конца IV века вне связи с пощением перед Пасхой подчеркивается необходимость наконец попоститься «после облегчения плоти» в период Пятидесятницы. Эту мысль подробно развивает в середине V века святитель Лев Великий: «Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение».
Третье обоснование – послушание Церкви: раз Мать-Церковь так постановила, надо быть с нею. Обоснование, вообще-то, очень верное и глубокое, но просто так современный человек его принять не может: ему надо понять мотивы и механизм.
Четвертое обоснование – это мысль, нередко повторяемая в популярных статьях на тему постов: Церковь освящает многодневными постами каждое из четырех времен года. (Успенский пост в этом случае считается осенним.) Это звучит просто до банальности, но, как многие простые истины, это достаточно глубоко.
Совершенно ровное, плоское существование на любом уровне неэффективно: это по меньшей мере ослабление функций. Ровна только электрокардиограмма трупа. Жизни же необходимы эти вдохи-выдохи, чередования разных видов активности и разной ее устремленности.
Четыре поста и последующие празднования переживаем мы в Церкви в течение года. В церкви этот ритм, длинные вдохи-выдохи постов, сложился очень давно, и он поддерживался народной жизнью. Мы из него выпали и с трудом в него входим. Но ведь не только квартальные отчеты, отпуска и дедлайны должны управлять нашей жизнью!
Петровский пост, хоть он справедливо назван Апостольским и с древних времен привязан к памяти апостолов, – это такой долгий вдох начала лета. Вдохнуть покаяние, чтобы жить им дальше. Время работать над собой. Время собирать камни.
Конечно, можно это время и пропустить, проскочить, отмахнуться. Но это будет потерей!
Побудь с собой. Взгляни на себя. И – немного почувствуешь Бога в твоей жизни.
Тонкая настройка постов: большее внимание к подлинному «я»
Годовой ритм постов – тонкой настройки. Они все разные. И степень напряжения должна быть разной, надо учиться чувствовать эту степень.
Вспоминаю, как наш настоятель, замечательный литургист, упрекал усердного и хорошо овладевшего чтением алтарника за то, что Апостол был прочитан им с торжественностью и напряжением, подобавшим великому празднику, – в праздник малый. Не должна теряться градация!
По характеру Петровский пост – самый легкий, радостный, даже когда он длинен.
В еде – рыба разрешается. «А если я терпеть не могу рыбу?» (а я знаю и случаи тяжелейшей аллергии на рыбу в любых видах). Ну не ешь ее, но не лишай себя из-за этой несчастной рыбы драгоценного поста! Без него не ощутишь в полной мере вкуса вызревающих к лету овощей, молодой картошки, да просто хорошо испеченного хлеба – в пост ведь совершенно по-особому чувствуется подлинный вкус простой еды, чем проще, тем вкуснее! А если уж никак пока не получается обойтись без белковой животной пищи, продумай и возьми благословение на какие-то виды молочного или чего-то еще, только ограничь себя в мясе, – и пост, пищевой, у тебя все-таки будет.
Пищевой пост – это не все, и не главное, но очень нужное для главного: для внимания к себе. Не мелочного и придирчивого, не укоряющего (не в укорах покаяние), но и не выискивающего и поощряющего хотелки. А того внимания, которое позволит понять себя настоящего и увидеть то, что мешает быть этим настоящим собой. Святые отцы разнообразно твердят о том, что в своей подлинности каждый человек прекрасен, наделен совестью (даже самый дурной!), что грех чужд нашему естеству и привнесен в него извне – ну вот пост позволяет уделить хоть немного больше внимания этому своему подлинному «я», той неповторимой личности, которая так дорога Богу.
Радости летнего поста. Их много!
Петров пост – это ничего не делать с кислой миной, «через не могу», по ненавистной обязанности, а учиться радоваться и благодарить.
Общение. Если Великим постом его уместно минимизировать, то в этот летний пост – хоть слегка и ограничить (воспитывая в себе чувство меры и отсекая по возможности все пустое, бессмысленное, безрадостное и лицемерное), но оставить место для дружбы, проявлений любви, внимания к ближним, добрым словам, делам милосердия. Для всего этого возможностей просто море, и все это сродно летнему посту. Ну, с шашлыками подождать, – но и на шашлыки в компанию дорогих непостящихся людей можно пойти, и, если это искренне близкие вам люди, принимающие вас (а мы ради поста неискренних избегаем!) – они не будут в вас насильно впихивать мясо и вливать алкоголь, а дружески посмеются над вашим салатиком и на том же мангале приготовят вам овощной шашлычок или запекут хлебушек. Ну а если рыбу, это вообще роскошно! Главное, что вы взаимно порадуетесь друг другу.
Наконец, важная составляющая всякого поста – информационная. Опять же менее жестко, чем Великим постом, но все же стремимся отсеивать лишнее, строже взвешивать впечатления: «А оно мне надо? А это действительно хорошо? А несет ли это радость, благодарность?» Это и про новостные каналы, и про аналитику, и про книги, и про фильмы, и про выставки – да про все.
А из определенно душеполезного – я бы предложила попробовать побольше читать связанного с первоверховными апостолами: в Евангелии про Петра, в Деяниях про обоих, не говоря уж об удивительных их Посланиях, – пусть маленькими порциями, кусочками, но так, чтобы прикоснуться к их личностям. Если в вашу жизнь войдет любовь хотя бы к одному из них, восхищение им, желание проникать в их глубину – это будет уже потрясающий плод Апостольского поста, причем плод на всю жизнь, и радость необыкновенная! И тогда встреча праздника будет не просто окончанием ограничений поста (а кстати, в этом году день Петра и Павла приходится на среду, так что с шашлыками придется повременить), а настоящим, глубоко прочувствованным праздником.