«Построил 15 крыш, так и научился»: кому помогают волонтеры-строители в Мариуполе и почему людям все еще нужна помощь

Добровольцы Синодального отдела по благотворительности восстанавливают частные дома, пострадавшие от боевых действий в Мариуполе, Донецке, Горловке, Лисичанске, Волновахе, Харцызске. Пенсинеры, инвалиды и многодетные семьи уже более двух лет вынуждены жить там, где проломлены крыши, а вместо окон – плотная пленка. Отремонтировать жилье сами люди не могут – не хватает сил и средств

73-летня Лидия Петровна живет в кирпичном частном доме на улице Громовой, неподалеку от центра Мариуполя. Жилье в плачевном состоянии: крышу пробил снаряд, и теперь в этом месте зияет дыра, вокруг которой потрескался и обвалился шифер.  Как и у большинства горожан, в доме пенсионерки ударной волной выбило окна, прорехи пришлось закрыть пленкой, с которой Лидия Петровна зимовала два года. Когда от мороза пленка треснула, и в дыру начал задувать ветер, стало совсем тяжело. В доме есть и другие проблемы: кое-где обрушились потолки и потрескались стены, не работает труба газового отопления и санузел.

В частный сектор Лидия Петровна переехала в июле 2022 года – дом достался ей от родителей. Боевые действия пенсионерка пережила в квартире, но под конец боев дом пришлось сносить, восстанавливать его не было смысла. «Это был мой родительский дом, где прошло все мое детство», – рассказывает Лидия Петровна со слезами на глазах. Тогда же она потеряла единственного сына.

Городские власти бесплатно представляют пожилым людям строительные материалы для ремонта: если позволяет здоровье, делать реконструкцию жилья можно самостоятельно. Но 73-летняя бабушка на крышу, понятное дело, не полезет: если бы и хотела, не смогла бы – после пережитого расстроилось здоровье, немеют ноги.

Нанять строителей тоже не получится: денег у Лидии Петровны нет, она получает лишь социальную пенсию в размере прожиточного минимума. У нее, как и у многих мариупольцев, сгорели трудовая книжка и удостоверение ветерана труда, подтверждающие стаж, поэтому она не может претендовать на льготы и хорошую пенсию. И не важно, что женщина проработала 40 лет, последние восемь – изолировщиком на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича.

С 1 января 2024 года социальная пенсия составляет 13 290 рублей в месяц. Монтаж окон стоит 1300 рублей за квадратный метр. После монтажа нужно будет заделать откосы, это еще 3000 рублей за каждое окно. Покрыть крышу шифером – минимум 250 рублей за квадратный метр.

На помощь женщине пришли волонтеры-строители. Летом пообещали залатать крышу и снять замеры с окон, ближе к осени – заняться внутренними работами.

Добровольцев в Мариуполь и другие города еженедельно присылает из Москвы Синодальный отдел по благотворительности Русской Православной Церкви. С марта 2023 года люди со всей России едут в Мариуполь, чтобы помочь с ремонтом домов старикам, людям с инвалидностью и многодетным семьям. Уже съездило 952 человека, восстановили 256 домов, но работы все еще достаточно.

Специальный корреспондент «Милосердия.ru» побывала на стройплощадке и поговорила с волонтерами и с теми, кому они помогают.

Едут православные, мусульмане и атеисты

Девять часов утра, на термометре уже +40 градусов по Цельсию – этим летом в Мариуполе стоит аномальная жара. Небо безоблачное, ярко-синее, лишь кое-где плывут пушистые облака. Солнце беспощадно палит, лучи его отражаются от раскаленной крыши частного дома. Кажется, что простоять на крыше и минуту невозможно, но на ней кипит работа.

Слышен стук молотков и жужжание электрооборудования. Один человек спускается по крутому скату, другой подает ему шифер, третий укладывает его ровными рядами. С высоты виден зеленый сад, яркие клумбы и пестрая мозаика частных домов. Когда последний лист шифера уложен на свое место, строители спускаются на землю, убирают инструменты, моют руки. Хозяйка дома спешит к ним с кувшином абрикосового компота из плодов, выращенных в собственном саду.

В таком режиме строители работают с 8:00 до 12:00, потом едут на обед, который длится до 15:00. Рабочий день завершается в 20:00. Бригада работает на объектах неделю, и затем уезжает, а на смену приезжают новые добровольные помощники.

26-летний координатор волонтеров Антон Воробьев рассказывает, что сейчас на пяти участках и складе работают шесть полных бригад: ремонтируют крыши и ставят окна. В каждой бригаде от трех до пяти человек. Среди добровольцев есть не только православные: помогать в Мариуполь приезжают люди разных конфессий и даже атеисты. Например, на Рамадан приезжала бригада мусульман – ислам требует от верующих совершать во время поста добрые дела.

Сам Антон живет в Мариуполе с сентября 2023 года – приехал не только из желания помочь, но и из интереса: хотел своими глазами увидеть, что здесь произошло и как живут мариупольцы. За почти год работы приморский город, можно сказать, стал ему родным.

До стройки Антон работал техником сцены в Российском национальном молодежном симфоническом оркестре при Московской государственной академической филармонии. «Первые полгода работал как рядовой волонтер, построил 15 крыш, так и научился», – объясняет он.

«Нас спасло то, что дома не было отопления»

В это время на крыше другого дома в центре города тоже кипит работа. Опытный мастер с седой бородой ловко укладывает листы шифера, ему помогают два напарника помоложе. Из окна выглядывает хозяйка дома. Интересуется, как продвигается дело, и предлагает мастерам выпить чаю.

За чаепитием обсуждают, как она пережила боевые действия, а затем своим опытом делится один из строителей – он приехал помогать из ЛНР, у него свои истории о жизни под обстрелами.

66-летняя хозяйка дома Анна рассказывает, что вместе со своим 60-летним мужем выжила чудом. «Нас спасло то, что дома не было отопления, а у соседей была дровяная печь, и мы к ним перебрались на ночь. Утром в наш дом попал снаряд, но нас там уже не было», – вспоминает Анна.

Починить крышу самостоятельно они с мужем не смогли, а нанять профессионалов оказалось не по карману: общая стоимость ремонта доходит до ста тысяч рублей. Помощь волонтеров оказалась очень кстати.

О том, что есть возможность получить бесплатную и при этом квалифицированную помощь, жители Мариуполя узнают в местной администрации, но чаще – от соседей и знакомых, которым уже помогли добровольцы. Публикуют информацию и в Интернете, но далеко не все старики имеют возможность ее найти. Несколько сюжетов вышло на мариупольском телевидении и в местных СМИ, но все-таки они по большей части сообщают о ремонте многоэтажек и строительстве новых районов, обходя своим вниманием проблемы тех, кто живет в частном секторе. Несмотря на то, что боевые действия в городе завершились более двух лет назад, помощь людям, у которых пострадало в боях жилье, все еще актуальна.

От 12 до 78 лет – быть полезным и помогать может любой

В каждой бригаде волонтеров есть те, кто приезжает не в первый раз, и есть новички. Живут все вместе, в общежитии с видом на море. В свободное время (его не много, но передышки случаются) – гуляют на побережье. Волонтеры смеются, что иногда атмосфера напоминает пионерский лагерь для взрослых.

В бригаде есть женщины, как правило, они занимаются готовкой. Но 23-летняя Ксения, изящная кудрявая девушка храбро залезает на крыши и управляется с тяжелыми кусками шифера. Говорит, что мужскую работу выбрала потому, что не любит трудиться на кухне. Приехала из Ставропольского края не одна, компанию Ксении составили 21-летний брат и его друг. Это не первая поездка: по словам Ксюши, начиная с сентября 2023 года, она уже пятый раз прибыла волонтером на стройку.

Самому старшему волонтеру 78 лет, это член Союза писателей Олег Егоров из Новосибирска. Самому младшему – 12 лет, он приехал из Калининграда с родителями: мама работала на кухне, а папа с сыном – в стройбригаде. Это не уникальный случай, еще один волонтер, 58-летний Юрий, рассказал нам, что в мае 2023 года тоже приезжал на стройку с 14-летним сыном: «На сына вид разрушенного города произвел тяжелое впечатление».

Возраст волонтеров очень разный, и делу помощи он, как и отсутствие опыта, не помеха – работа найдется для всех. Александр работает айтишником, разрабатывает отечественное программное обеспечение. Увидел пост в телеграме о наборе волонтеров: «Понял, что нужно быть полезным не только рублем и глаголом, но и руками, поэтому и прибыл сюда». Парень занимается подсобными работами – поднеси, подай, разбери, собери, скрути и так далее. С ним согласен Егор. Молодой человек родом из Тореза (ДНР), но сейчас работает в Москве аналитиком. У Егора не было строительных навыков, но его обучили всему необходимому: «Я приобрел новый опыт и новых друзей».

Добровольцы работают в разных районах Мариуполя. Год назад начинали на Левобережье, рядом с «Азовсталью», а сейчас сосредоточились на домах в частном секторе близ центра города, на разных улицах. Есть еще один объект в поселке Володарское Мариупольского района. Сейчас волонтеры начали также восстанавливать частные дома в Донецке, Горловке, Лисичанске, Волновахе, Харцызске. В связи с большим объемом поступающих просьб объявлен дополнительный набор добровольцев – прямо сейчас ждут своей очереди больше 150 домов.

Группы добровольцев выезжают каждую неделю вахтами из Москвы. В каждую группу входит от 10 до 30 человек. Смена продолжается 7 дней. Специальные навыки не обязательны: всему научат на месте. Церковь оплачивает волонтерам проезд из Москвы, питание и проживание.

Чтобы стать добровольцем-ремонтником в зоне конфликта, необходимо заполнить анкету или позвонить по телефону горячей линии церковной социальной помощи 8 800 70 70 222. Подробности можно узнать здесь.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?