Рассуждает священник Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (Москва), руководитель добровольцев службы «Милосердие».
Галерея страстей
– Сейчас актуальны «марафоны личностного роста». При беглом взгляде человеку, незнакомому с церковной культурой, Великий пост может показаться таким марафоном – срок ограниченный, задания сложные.
– Мне кажется, Пост – это совсем не то. Да, это некоторое аскетическое упражнение, которое я выполняю, но, в первую очередь, для того, чтобы познакомиться с самим собой.
То есть, я не столько «расту и совершенствуюсь», сколько знакомлюсь с тем, что мне мешает расти и совершенствоваться.
Например, когда голодный, я, оказывается, злой. И даже не то что именно голодный, а лишенный обычных пищевых «утешений» в виде какой-то еды, дающей удовольствие.
И зло, которое я испытываю при лишении удовольствий, не временное, не случайно со стороны зашло, потому что я сейчас хочу съесть торт, но не могу себе позволить, – оно постоянно живёт во мне.
Просто обычно оно уходит куда-то вглубь, а тут обнаруживается.
То есть, «ростом» в Посте часто и не пахнет: человек ограничен в еде, развлечениях, – и из него начинает лезть всякая дрянь – раздражение, гнев. И нужно, понимая, что ты сейчас испытываешь, учиться контролировать свои чувства так, чтобы улыбаться людям, сочувствовать, и т.д., как будто эта внутренняя брань тебе не мешает.
– Ну, вот. Прикладывать усилия, терпеть – это же совершенствование, рост.
– С одной стороны, Пост похож на спорт – ты тренируешься постоянно, но перед соревнованиями начинаешь тренироваться интенсивнее, чтобы в нужный момент быть на пике формы.
Но есть важный момент, отличный от спорта – всё, что человек делает Постом, он делает не на некий собственный «результат», а для Бога и вместе с Богом. То есть, победить свои недостатки – злость, раздражительность, зависть, бесцельное сидение в интернете – человек сможет, не просто сдерживая себя.
Победить можно, только если поймешь, что ты сам не справляешься.
Постом не только лучше чувствуются недостатки и страсти, но и Божественная помощь. Душа становится мягче, восприимчивей. Есть тренер – Господь, ты обращаешься к нему и говоришь: «Помоги мне, я не справляюсь сам».
Господь всё время рядом с нами, но мы этого не чувствуем, потому что жир толстый. Надо сбросить жирок, чувства станут тоньше, и тогда есть надежда ощутить на себе любящий «взгляд внимательных глаз» (К. Кинчев).
На примере святых мы знаем, что изменить себя можно. А вот на собственном примере, – что изменить себя нельзя. Из этого «парадокса» узнаешь не только свою подлинную сущность, но и подлинную силу своих желаний.
То есть, я, например, знаю, что Мария Египетская себя изменила. И знаю, что я сам в себе сил для таких мощных изменений не нахожу. Тут либо Мария Египетская сверхчеловек, либо моего желания недостаточно.
Пост помогает понять, что норма – состояние Марии Египетской в пустыне. «Вот тебе тренировки, а вот – пьедестал, на который ты должен взойти». Но мы так не можем. «Вот я начал – и не получается. Вот схватил – и много. Или не схватил, потому что испугался».
Цель Поста – познать самого себя. Свою меру. И через это познание приблизиться к Богу.
Иногда задаешься вопросом:
– Как мне познать самого себя?
– Ну, ты же – паршивая овца.
– Я – паршивая овца?
– А ты попостись немножко.
– Ой, правда, паршивая.
– Можешь с этим что-нибудь сделать?
– Нет, не могу.
– А чуть-чуть?
– Ну, вот тут чуть-чуть могу.
– Ну, вот и постарайся.
Пост – не в количестве вычитанных молитв и посещённых служб, а в том, чтобы мы начали над собой работать. Но когда мы начинаем, эта работа идёт очень медленно.
То есть, так:
«Я понял, что я злой, когда голодный, но я обещаю сдерживаться, и при этом с утра не пить кофе со сливками – это будет мой подвиг». Чудесно.
Через год ты решишь, например, что будешь есть мясо, но зато не пойдешь на рок-концерты. Замечательно. И так постепенно, маленькими шагами.
А ещё когда человек вступает в Пост, это нечто очень личное, это его личные отношения с Богом. И это совершенно не похоже на «группу поддержки» и коллективизм «групп роста».
Содержание у Поста – внутреннее. Цель – через свое покаяние ощутить немощь своего существа. И то, что чем немощней, неприглядней мое греховное естество, тем ярче и удивительнее любовь Христова ко мне.
«Я ничего не успел за Пост» – как быть?
– Но если результаты мизерные, как не уныть?
– Результат поста невозможно оценить по подвигу потому, что подвига нет. Назвать то, как мы постимся, подвигом нельзя.
Ты знакомишься с самим собой. И веришь, что Бог тебя такого – любит. И то, что ты знаешь, к Кому обращаться, гораздо ценнее ответа на конкретную просьбу, который ты получил, либо не получил.
– То есть, ощущение, что радость опять пришла даром, с которым мы зачастую подходим к Пасхе, – хороший результат?
– Но она же пришла, эта радость. Мы же помним слова Иоанна Златоуста: «Придите ко Мне, все постившиеся и непостившиеся». Просто постившийся имеет некоторый опыт познания самого себя. И его свидетельство о Божественной любви дороже стоит, чем у человека, который просто со стороны зашёл.
А что после Пасхи?
– Но ведь христианин призван постоянно работать над собой. В чём тогда отличие поста от непоста?
– Мы говорили про аналогию духовной жизни со спортом.
Когда человек занимается спортом, невозможно и даже вредно всё время быть на пике своих возможностей.
Прошли соревнования. Человек преодолел себя. С ним остается знание своих возможностей и понимание того, что он может преодолеть самого себя. После восхождение на пьедестал интенсивность нагрузок постепенно падает, хоть тренировки и продолжаются.
Так и подготовка к Пасхе. Опыт общения с Богом, который человек приобретает за Пост, у него остаётся. Каждый Великий пост что-то прибавляет к предыдущему. Это могут быть крупицы, но они складываются и становятся реальным духовным опытом.
Общий календарь и частные чувства
– Пост имеет временную структуру, каждая неделя посвящена определенным событиям. Но вот человек 15-20 лет в Церкви, у него появляется свой опыт общения с Богом и переживания этого опыта могут быть не связаны с календарем. Да и в жизни он в любое время может столкнуться с бедой или переживать радость, чувство близости к Богу и т.д.
Как правильно, разумно переживать такую автономность, чтобы и с Церковью быть, и свою внутреннюю хронологию отношений с Богом не перекрыть?
– А я здесь не чувствую противоречия. Я могу прокомментировать то, что переживаю сам, но такого опыта несоответствия у меня нет. Есть опыт дополнения одного к другому.
На мой взгляд, прекрасно, когда есть календарь, он помогает жить, и он вполне органичен. Для меня радость – когда вспоминаешь святых, чья память приходится на Великий пост, для меня Пост немыслим без обращения к преподобному авве Дорофею, мученику Фёдору Тирону, святителю Григорию Паламе, преподобным Марии Египетской и Иоанну Лествичнику.
Без так дорогих сердцу и знакомых песнопений. И те формы Великого поста, которые за много веков приобрела Церковь, – это живые примеры и покаяния, и радости, без которых жить невозможно.
Радости, потому что Пост – это не «когда я грустный». И это тоже отражено в Церкви – каждое воскресение Поста – малая Пасха.
В воскресение поются пасхальные тропари, гимн «Воскресение Христово видевше». Все это не дает забыть, за трудами, пощением, покаянием, главного в Великом посте: для чего вообще Пост, к чему мы, проходя испытания, приближаемся – это ж самая светлая радость!