Пост: не капитулировать!

Когда я был помоложе, мне очень легко давался пост, я вообще мог толком ничего не есть. И никак не мог понять – что же люди-то не постятся, просят послаблений? Особенно я наших старых прихожанок донимал требованием строгого поста, некоторые чуть не плакали. И не понимал я их до той поры, пока сам не вошел в определенный возраст и не заимел какие-то болезни, связанные с возрастом

Пельмени со шпинатом, голубцы с соевым мясом, гречишные котлеты, постный майонез… В последнее время прилавки магазинов стали радовать православных вкусными постными продуктами и полуфабрикатами. Наиболее ревностные верующие недовольно качают головами: «Соблазн!». С другой стороны, до революции постная трапеза в России была удивительно разнообразна. Хозяйки, в соответствии с церковным календарем, делали множество припасов, позволяющих в пост не жевать одну картошку с квашеной капустой. Как же относиться к новинкам продовольственного рынка? На эту тему наш корреспондент побеседовал с настоятелем церкви преподобного Серафима Саровского в поселке Песочный Курортного района Санкт-Петербурга протоиереем Игорем Филиным.

– Отец Игорь, сейчас на прилавках магазинов можно увидеть постные пельмени, соевые котлеты и йогурты. Появились даже постные продукты, по вкусу имитирующие скоромные. Как Вы к этому относитесь?
– В пельменях, в варениках, если постное тесто и постная начинка, ничего плохого я не вижу. Слава Богу, что наша пищевая промышленность озаботилась нуждами православных людей. Что же касается употребления в пост продуктов, постных по своему составу, но имитирующих скоромные, то здесь, надо сказать, имеет место какое-то лукавство. То есть, таким образом, я признаю, что хотел бы поесть скоромного, но поскольку Устав запрещает, то я свой вкус хоть так поблажу. Но по закону, по букве при этом не согрешу! Тем не менее, однозначно отрицательно оценивать, к примеру, творог, йогурт соевый, майонез постный будет, думаю, неправильно. Потому что не всякий человек может строго поститься. Когда я был помоложе, мне очень легко давался пост, я вообще мог толком ничего не есть. И никак не мог понять – что же люди-то не постятся, просят послаблений? Особенно я наших старых прихожанок донимал требованием строгого поста, некоторые чуть не плакали. И не понимал я их до той поры, пока сам не вошел в определенный возраст и не заимел какие-то болезни, связанные с возрастом. Помню, даже какой-то ужас ощутил, когда вдруг Великим постом впервые почувствовал, что хочу есть! Первая седмица идет, самая строгая, а я есть хочу 24 часа в сутки! Господи помилуй! Тут и желудок начал болеть. И после этого поста я понял, что надо учитывать возраст, состояние здоровья человека. Молодой организм, как правило, в состоянии перенести недостаток белка, а вот больному или старому человеку необходимо делать какое-то послабление. И вот в этом отношении продукты из растительного белка поддерживают, дают силу. Но надо всегда помнить, что цель поста – не ограничения в пище. Как Отцы говорили: Адам согрешил не тем, что съел что-то неположенное, а тем, что Бога не послушал. Ограничения в еде – это фундамент, на котором строится все здание поста. Но если мы построим только фундамент, и больше ничего, то толку никакого не будет.

Одно из постановлений Вселенского собора гласит, что если мирянин Великим постом ест мясо, то он отлучается от причастия; если священник есть мясо Великим постом, то он извергается из сана. Но, например, преподобный Пахомий Великий, основатель множества общежительных монастырей со строгими правилами монашеской жизни, тем не менее говорил – если больной брат Великим постом захотел мяса, надо дать ради любви к нему. Но для нас опасность заключается в том, что мы заранее капитулируем и лукаво ищем послабления там, где можно было бы и воздержаться. Поэтому всегда нужно предполагать наиболее строгое воздержание, чтобы потом, если придется по немощи ослабить требования к себе, то это не будет столь значительным. Если ты с самого начала разрешаешь себе все, какое уж тут воздержание? А где нет воздержания плоти, там нет и воздержания чувств, а где нет воздержания чувств, там страсти, а где страсти, там нет ни благодати, ни исполнения заповедей. И остается спасение только скорбями.

– Надо ли в Успенский пост в магазине досконально изучать состав продуктов, даже самых простых – булки, к примеру. Важна ли подобная «мелочность»?
– Это зависит от внутреннего устроения человека. Кто как может. Но если для человека это главное в вере, то ничего хорошего в этом нет. Тогда он отцеживает комаров, а при этом глотает верблюдов. Я всегда вспоминаю слова о посте прп.Максима Исповедника: «Все ешь, только людей не ешь». И ведь правда, главное-то – людей не есть. Это самый лучший пост, на все времена. А ведь как бывает – осуждаем, начинаем судить, злословить, обижать, ругаться, то есть не имеем любви.

Беседовала Евгения НИКОЛЬСКАЯ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?