Православный портал о благотворительности

Пост и молитва – не лекарственные препараты

Больничный священник Роман Бацман рассказывал нашему корреспонденту об особенностях своей миссии среди пациентов Первой градской больницы и Бакулевского кардиоцентра

Рождественские поздравления в институте сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева. Фото диакона Андрея Радкевича

– Отец Роман, какие пациенты чаще всего зовут священников сами?

– В первую очередь, священника в больнице зовут те, кто знает, что это можно сделать. Это церковные люди, которые регулярно исповедаются и причащаются. Попав в больницу, они острее чувствуют необходимость в участии в церковных Таинствах.

Конечно, все происходит не совсем привычно: им приходится исповедоваться в больничной палате или в коридоре. Кто-то может спуститься в храм даже. В больничный храм люди просто приходят посидеть, отдохнуть в тишине – часто в палате разговоры, работает телевизор, а это очень мешает.

Иногда зовут родственники, берут инициативу в свои руки и просят за малоцерковных или совсем нецерковных близких. Но тут может получиться так: священник приходит к такому человеку, а он и не понимает, зачем это: «Я не просил».

Можно в любом случае ему помочь, можно что-то сказать доброе, пожелать выздоровления, дать понять, что если у него самого возникнет необходимость поговорить со священником, то никаких препятствий для этого не будет.

Объясняю тяжелобольным людям, что после выписки и на дом можно священника позвать, потому что долго оставаться без исповеди и причастия нехорошо. Многие удивляются. Кто-то говорит – а мы думали, это только перед смертью. Объясняю, что это не так. Церковные люди, когда дома болеют, раз в месяц священника приглашают. Малоцерковные люди – хотя бы во время постов.

– Сталкиваетесь ли вы с непониманием, с резкостью, когда приходите в палаты и говорите, что при больнице есть храм, что можно побеседовать с вами?

– По-разному. Кто-то благодарит, кто-то вежливо отказывается, а кто-то довольно холоден. Но есть и такие, кто соглашается. Чаще всего родственники переживают за своих детей или родных.

В Бакулевском кардиоцентре есть своя специфика – тут больше младенцев. И заходя в палаты, я вижу живой отклик молодых мам, которые очень переживают за своих детей. Тут могут возникнуть и такие ситуации: те, кто ничего не знает о Таинствах, просят сделать «то же самое» ребенку, о чем просит соседка по палате, которая в курсе. И тогда возникает возможность рассказать, что такое это «то же самое». Главное, чтобы вера была разумная, а не обрядовая.

– Как должен себя священник вести с пациентом, чтобы у того не возникло ощущения, что им манипулируют?

– Идеальный вариант, конечно, когда у пациента уже есть сформированное желание поговорить со священником и он просит его прийти. Но когда мы делаем обход по палатам, бывает, что люди воспринимают предложение поговорить о самом высоком и лучшем, как попытку манипулировать. Такое есть. И я стараюсь, когда чувствую такое, минимально «навязываться» и что-то предлагать. Объясняю, что в центре есть храм, что мы шли к своим пациентам-прихожанам и зашли просто поприветствовать.

Когда возникает разговор о посте и молитве, то я сразу говорю, что это не самоцель. Это средства духовного исцеления, которые нужны человеку, если он захочет ими воспользоваться. Это не замена лекарственным препаратам, ни в коем случае.

Чаще всего люди смягчаются, когда объясняешь следование церковным правилам с помощью такой метафоры. Вот, допустим, с помощью тяжелого топора весом в пуд хорошо рубить толстые поленья, которые хорошо горят. Но не каждый может поднять такой топор – вдруг надорвется. А кто-то пользуется очень легким топориком, который только лучину стругает. И согреться не может. Чтобы дрова нарубить, надо топор по руке подобрать.

Так же и с молитвой, и с постом. Человеку, незнакомому с церковной жизнью, трудно будет в первый раз прочитать все последования к исповеди и причастию – и надо начинать с малого.

– Врачи не просят вас о беседе?

– Это тоже зависит от степени воцерковленности. Если врач – человек верующий, то он очень часто рекомендует своим пациентам поговорить со священником. Недавно один врач попросила меня исповедовать и причастить пациентку в реанимации. Со стороны медицинского персонала было очень много внимания и сочувствия – все спрашивали, как мне помочь, чтобы было удобно, чтобы никто нам не помешал.

– А бывает, что зовут вас от скуки?

– Это бывает, но очень редко. Как правило, те, кто скучает, не очень думает о Боге и о беседе со священником.

Давно был случай с профессором-философом. К нему пришли требные сестры и предложили поговорить со священником. Он их немного не понял, решил, что это я сам хочу с ним поговорить о чем-то философском. И когда я пришел, он спросил меня, о чем бы я хотел услышать. Я включился в диалог и попросил рассказать о смысле жизни. Профессор ответил, что это очень сложно. В итоге нам было о чем поговорить.

– По вашей оценке, многие ли люди, которые приступают к Таинствам в больнице, потом, после выписки, ходят в храм?

Многие пациенты Бакулевки приезжают сюда регулярно – на повторное лечение, на обследование, поэтому многих я вижу часто. И к сожалению, вынужден констатировать, что нецерковные люди не успевают привыкнуть за пару недель к церковной жизни.

Когда спрашиваю их о жизни дома, ходят ли они дома в церковь, то они говорят, что ждали поездки в Москву, чтобы снова встретиться со мной. Приятно, конечно, что по приезде они сразу приходят в наш храм, но жаль, что нет укорененности в церковной жизни. Многие оправдываются: у нас дома все в церкви не так устроено.

У нас храм домовый, атмосфера домашняя. Всегда есть возможность побеседовать со священником, потому что я иногда здесь остаюсь ночевать, и тогда никуда не спешу. У нас есть общая трапеза после Литургии, на которую мы приглашаем и пациентов, у которых появляется возможность побеседовать со священником и с прихожанами за чаем.  Наверное, дома такого они не встречают, а ожидания от храма некие есть – что так должно быть везде, но так не может же быть.

– Больничный храм должен быть ориентирован на пациентов или у него все же должен быть свой приход?

– В идеале, конечно, приход должен быть, но не все больничные храмы имеют свободный доступ. В храме царевича Димитрия при Первой градской есть приход, доступ туда свободен. Наш храм, при Бакулевском центре, во имя святителя Луки Крымского есть возможность посещать постоянно нескольким активным прихожанам, моим помощниками, – я попросил для них пропуска, потому что тут пропускной режим. Маленький приход есть, но дальше не растет. Некоторые храмы вообще закрыты от непациентов.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version