Заключительные слова духовного завещания священноисповедника Сергия Правдолюбова его детям и внукам звучали так: «Теперь несколько слов к вам, детки мои! Отшествие мое близко! Может быть, не придется мне больше, как раньше, самому приготовлять вас к достойному проведению поста и к этим великим таинствам.
Перепишите себе каждый это мое убогое писание. Вынимайте его в каждый пост, прочитывайте и старайтесь по нему проводить посты и приступать к великим таинствам. Обо мне молитесь, а я о вас, чтобы быть нам вместе с Витей, Сережей и Володенькой в Царстве нашего Небесного Отца и Господа нашего Иисуса Христа благодатью Святого Духа».
Первое спасение от смерти
Смерть за плечами отца Сергия стояла много раз, а он вновь и вновь чудом Божьим спасался и снова оказывался с дорогими женой и детьми, а потом и внуками. Так и после написания этого завещания в 1943 году еще семь лет тяжело больной священник провел со своими близкими.
Сам священноисповедник Сергий Правдолюбов происходил из большого священнического рода. Служить начинал в слободе Кукарка Вятской губернии (будущий город Советск), где буквально накануне большевистской революции (1917) его поставили настоятелем Троицкого собора вместо прежнего, старенького батюшки. Ночью в город пришли каратели-латыши – расправляться с самыми влиятельными «бывшими» людьми города.
Когда каратели пришли к собору, разбудили сторожа и спросили: «Где живет главный поп?», растерявшийся сторож, еще не свыкшись с заменой, указал латышам дом старого священника, при котором служил всю жизнь. Каратели вывели прежнего настоятеля из дома и расстреляли. Когда отец Сергий узнал о случившемся, он всю жизнь молился об упокоении души убитого вместо него праведника.
Удары
«Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения – удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожиданный удар – и вся жизнь перевернулась: человек теряет равновесие от тяжких страданий», – пишет отец Сергий.
– Жизненные удары имеют силу очищать душу человека, приближать ее к Богу. Недаром существует в народе нашем поговорка: Гром не грянет – мужик не перекрестится. И посылаются Господом эти удары с благой целью – чтобы одумались забывшиеся люди, вспомнили о едином на потребу (Лк. 10, 42), перекрестились и изменили свою жизнь <…>
Господь с болью и состраданием посылает их, жалеет человека страдающего, но иначе не достучишься: огрубевает сердце человека так, что только гром заставляет иного перекреститься.
Не дожидайтесь, дорогие детки, этого грома: «Страшно впасть в руки Бога Живаго!» (Евр. 10, 31). Упражняйтесь в добре и любви к людям. Служите им, умывайте им ноги – «и Бог любви и мира будет с вами».
Мирные удары – это посты
«Кроме этих внезапных громовых ударов, которые Господь посылает иногда для нашего спасения, угодно было Ему учредить спасительные времена, нарочито устроенные к тому, чтобы мы, отрекшись от земной суеты, вспомнили о Боге, о своей душе, о ее вечном спасении. Это посты.
Это мирные, тихие, негромкие удары, но все же удары, как удар колокола, зовущий ко спасению. Не нужно закрывать уши для этих мирных, благостных призывов Божией благодати, и нужно так настроить себя, чтобы любить посты, понимать, для чего они установлены, ждать их и проводить со всей строгостью и серьезностью.
<…> Пост установлен, чтобы отрезвить нас, заставить одуматься, пробудиться от греховного сна. Если теперь не начнем, то когда же соберемся? Неужели отважимся ожидать тех страшных ударов и потрясений, о которых я говорил вначале? Да не будет этого! Да и смерть у каждого стоит за плечами…»
«Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони!»
Про смерть, стоявшую за плечами, о. Сергий писал в самом буквальном смысле. Однажды его вместе со всеми городскими священниками арестовали и два месяца возили на разные работы. Одну группу заключенных вывезли за город копать траншею, а потом всех расстреляли и закопали в ней. Группу, где был о. Сергий, также вывезли в лес и заставили копать ров. Недалеко была железнодорожная станция. Священники готовились к скорой кончине, но неожиданно приехал товарный состав, а начальник выкрикнул: «Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони! Будете закапывать четыре вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны».
Отец Сергий вернулся домой живым – как раз к похоронам новорожденного сына, умершего за время его отсутствия.
В 1930-х годах о. Сергия арестовали. Сначала он провел пять лет на Соловках, а потом два года в Карелии, в ссылке. Вместе с о. Сергием арестовали его сына Анатолия, 20 лет, и двоих братьев: священника Николая (канонизирован 27 декабря 2000 года как священномученик) и Владимира (канонизирован 20 августа 2000 года как мученик).
Причиной ареста стало составление отцом Николаем и Владимиром Анатольевичем жизнеописания Матроны Анемнясевской (канонизирована 22 апреля 1999 года как блаженная и исповедница).
Демоны трепещут
На Соловках с о. Сергием был случай прямо святоотеческий: когда демоны вынуждены свидетельствовать о силе Божией, действующей в людях, верных Ему. Среди заключенных один узбек любил гадать на косточках: бросал кости и смотрел, как они расположатся. По их расположению узбек «предсказывал судьбу». Гадателя всегда окружала толпа, возбужденно обсуждающая предсказания.
Однажды этот человек подошел к отцу Сергию и попросил у него разрешения погадать на него. Отец Сергий ответил: «Закон нашей веры гадать нам запрещает. Я не разрешаю гадание».
Узбек отошел от отца Сергия и с лукавым видом сказал окружающим: «А мы все равно погадаем!» Бросил он косточки, посмотрел на них и вдруг побледнел и изменился в лице.
Склонившись, подошел к отцу Сергию и сказал: «Разрешите продолжать гадание». «Нет, не разрешаю», – был ответ отца Сергия. Узбек подошел к своим косточкам, положил на них сверху какую-то небольшую палочку и сказал: «Все, не разрешает!» «Да что ты, продолжай: подумаешь, какой-то старик тебе запрещает!» – пытались возражать заключенные.
«Вы ничего не понимаете! Ему выпало счастье пророка! Это очень редкая вещь, и никто не имеет права гадать на него, если он не разрешает», – ответил узбек и в это вечер вообще прекратил гадания.
В конце 1943 года уже немолодого 53-летнего отца Сергия мобилизовали на трудовой фронт на каменоломню под Рязанью. Тяжелобольного, его определили сторожем. Отец Сергий очень тосковал по своим близким. Из семи бывших у него с матушкой детей он потерял уже трех сыновей (двое, Виктор и Сергей, погибли на фронте в 1943 году), оставались Анатолий (впоследствии протоиерей; 1914–1981), Вера, София и Владимир, также ставший священником.
Понимая, что в любой момент сам может умереть, он пишет духовное завещание «Моим детям и внукам. О том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Тайн» – настолько он считал тему важной.
После возвращения с каменоломни в 1946 году отца Сергия направили служить настоятелем Спасского храма в городе Спасске Рязанской области. Последние годы он служил в селе Лебедянь, а был похоронен в 1950 году на своей родине в Касимове на территории Троицкого храма.
В 2000 году священник Сергий Правдолюбов был прославлен как священноисповедник и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
Из завещания о. Сергия: «Дорогие мои детки! Относитесь к своему христианскому званию и призванию со всей серьезностью. Никогда не стыдитесь называть себя учениками Христа. Не стыдитесь Креста Христова и своего великого звания, но гордитесь – как говорит апостол, хвалитесь Крестом Христовым и званием христианина».
Вот такие подвиги
«Если по немощи осудишь кого, то дай себе правило положить в тот день три земных поклона с такой молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй, такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя, грешного». И так делай всегда, когда кого осудишь. Если исполнишь это, Господь увидит твое усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит – вот ты и получишь спасение.
Посетила сердце мысль нецеломудренная? Положи три поклона со словами: «Господи, прости меня, блудного», и блудным себя считай. Ведь Господь и нецеломудренный взор вменяет в блуд (Мф. 5, 27–28).
Обманул кого-нибудь? Иди и повинись пред ним, признайся в своем обмане и проси прощения. Присвоил чужое? Иди и возврати ему, а если это невозможно, вдвое отдай нищему. Обидел кого? Иди и примирись… Дух гордости будет нашептывать: «Как это можно? Стыдно! Что обо мне люди подумают?» Отвечай ему: «Бога не обманешь, Он все видит и знает. Не стыдился грешить – не буду стыдиться и каяться. Помоги мне, Господи!»
Настало время молиться? Принудь себя – вот и подвиг!
Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то и это, отвлекает то одно то другое? Оставь все и иди – вот и подвиг!
Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста – вот и подвиг!
В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту неохоту – вот и подвиг!
Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие? Уклонись или по крайней мере молчи – вот и подвиг!
Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенного сердца – вот и подвиг!
Имеешь нравящуюся тебе вещь, а кто-нибудь выразил желание иметь ее? Отдай – вот и подвиг!
Имеешь врагов, можешь им отомстить? Остановись, не мсти, мало того, прости им; мало того, сделай им добро – это уже великий подвиг! Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Кто прощает врагов и молится за них, тот чудотворец».
Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению? Уклонись – вот и подвиг!
Увидишь покойника – знакомый или незнакомый, – помолись за него – вот и подвиг! Это великая милость для умершего. На утренних и вечерних молитвах и в церкви, молясь за знакомых и родных усопших, помяни и всех праотец, отец и братий наших и особенно тепло помолись за тех, за кого некому помолиться, – и это подвиг! И Господь отметит его, и за тебя помолятся верные христиане, когда сам будешь покойником. Не проходи мимо кладбища, не помолясь про себя, втайне за всех, кто здесь схоронен, – это подвиг!
Видишь несчастных, хотел бы помочь, но не можешь, не в силах? Опустись на колени и молись за них Отцу Небесному именем Иисуса Христа, и Он окажет им помощь через других, а ты совершишь подвиг любви и милосердия.
Хорошо живешь материально? Подашь нуждающемуся человеку, а руку протянет невидимо и примет Христос. И будет у тебя накопляться богатство нетленное на Небесах. Этот подвиг непременно усвой, он обязательный для всех христиан. На Страшном Суде тот, кто подавал милостыню, услышит от Господа: «Приидите, благословенные…» (Мф. 25, 34), а кто не подавал: «Идите от Меня, проклятые…» (Мф. 25, 41). Не отговаривайся скудостью, вспомни две лепты евангельской вдовицы. Господь сказал, что она подала больше всех богатых.
Трудно это? Да, очень трудно!
Когда апостолу Павлу приходилось видеть, как ученики его борются с грехом, он говорил им: «Вы еще не до крови сражались» (Евр. 12, 4). Бороться с грехом нужно, оказывается, до крови. Вот какой напряженной должна быть эта борьба. Сам Господь наш Иисус Христос в жизни Своей шел крестным путем и смерть принял крестную. Видите, и у Него путь узкий, тесный, страдальческий, крестный. Пострадал Он за нас и «нам оставил образ, да последуем стопам Его» (1Пет. 2, 21).
Змеиная мудрость по-христиански
Весной змея должна сменить кожу: если не сменит кожу, то умрет. И вот инстинкт сохранения жизни заставляет ее искать кучу из хвороста и камней, и она продирается сквозь эту груду, хворост ранит ее, сдирает старую шкуру, змея вылезает из этой груды, оставляя в ней старую кожу. Хотя она вся изранена и окровавлена, она бесконечно довольна тем, что содрала с себя ветхую кожу, и знает, что взамен будет у нее расти новая и она останется жить.
Хотя бы у змеи поучиться нам приобретать жизнь, спасать себя от смерти! Тем более сказано нам: «Будьте мудры, как змии» (Мф. 10, 16). Будем же мудры, как змеи, не будем бояться боли, ран и крови, продеремся сквозь груду христианских подвигов. Они обдерут с нас кожу ветхого человека, и в этом – залог нашего спасения.
Не будем бояться труда, пота, хотя бы и кровавого, не устрашимся ни боли, ни скорби, ни тесноты, ни самой смерти. Господь поддержит нас и скажет нам Свои великие утешительные слова: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 21–22). «Печаль ваша обратится в радость» (Ин. 16, 20). «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Как только мы начнем свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдет к нам наш Господь и Учитель, и подставит Свое плечо под наш крест, и пойдет вместе с нами – и таким легким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его.
Вспомните, как Он Сам был оставлен в саду Гефсиманском всем миром. Он взял с Собою трех любимых Своих учеников, но и они спали, а затем разбежались. Это испытал Спаситель наш, но нам не дает этого испытать: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), – говорит Господь. Он не заснет, не оставит нас одних, а всегда протянет руку, когда мы будем изнемогать. Запомним это, и тогда это воспоминание тихим радостным светом осветит нашу скорбную жизнь. Будем взывать: «Господи! Спаси нас, погибаем» (Мф. 8, 25), – и сейчас же ощутим протянутую руку помощи.
В промежутке между постами мы не должны, так сказать, духовно размагничиваться. И облегчая, и даже совершенно оставляя, как и установила Церковь, телесный пост, мы не должны ослаблять напряженности христианской жизни: и с грехом бороться, и дела милосердия творить, пользуясь опытом правильно проведенного поста.
Размышления при подготовке к исповеди
Стороны, с которых следует рассматривать себя, следующие: дела или факты; лежащие под ними чувства или расположения и (главное) общий дух жизни: кому служишь – себе, миру или Богу? Внешний ли ты только христианин или и внутренний, то есть кланяющийся Богу духом и истиною?
При анализе себя не следует судить других, следует держаться своей личности и предоставлять все сравнения Тому, Кто ведает сердца и утробы. Рассмотрев себя подробно, ты почувствуешь себя растерзанным от сознания своего беззакония, кругом виноватым и безответным пред Богом. Осуди такую свою жизнь и решись вскоре переменить ее. Это сознание своего окаянства, своей растерзанности, своего непотребства как бы стирает в прах сердце, «сокрушает» его.
Вера в то, что Сам Христос принимает исповедание наше, что Он хочет и может простить нам грехи, что мы отходим после исповеди чистыми от всякого греха, совершенно необходима для кающегося, ибо по вере и совершается таинство. Перед исповедью испроси прощения у кого можешь и прости всех врагов своих от всего сердца. О грехах своих рассказывай подробно, без утайки. Каждый утаенный грех не только не прощается, но делается сугубым грехом и тяжелым бременем ложится на душу кающегося, и он неисцеленным отходит от духовной врачебницы.
А причастившись Тела и Крови Христовых, христианин принимает Самого Христа. Тело и Кровь Христовы входят в плоть и кровь человека, и совершается чудо вселения всего Христа в человека-христианина.
Отходя от Святой Чаши, имей пасхальное настроение.
У тебя Пасха! Твоя личная Пасха. Ты воскреснешь в последний день, как воскрес Христос. До вечера не становись на колени. Пусть ликует и радуется дух твой… Чаще про себя тверди: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже!!!»
При подготовке статьи были использованы следующие источники:
- О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Тайн: завещание соловецкого узника / священноисповедник Сергий Правдолюбов. – Изд. 2-е. – Москва: Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008. – 70 с.
- Воспоминания внука священноисповедника Сергия Правдолюбова протоиерея Михаила Правдолюбова