Православный портал о благотворительности

Послания апостолов Петра и Павла – открытые письма к каждому из нас

Первоверховные апостолы Петр и Павел известны не только любовью ко Христу, миссионерскими трудами и отзывчивостью на молитвы верующих, но и своими посланиями, которые составляют весомую часть Нового Завета. В каких условиях они были написаны, как попали в Библейский канон, что доказывает их актуальность для современных верующих и, наконец, как читать эти тексты, чтобы они дошли до ума и сердца? Разбираемся вместе с кандидатом богословия протоиереем Дмитрием Юревичем

«Святой Петр и святой Павел». Хосе де Рибера, XVII век

Для начала коротко обрисуем исторический контекст, в котором были написаны послания. Церковь первого века – это небольшие общины верующих в разных городах Римской Империи. Как правило, такую общину создавал кто-то из апостолов, после чего шел с проповедью в другие города.

В общинах кипела жизнь, возникали споры и даже конфликты по различным вопросам – от банального «кто должен сидеть во время вечери» до глобальных: следует ли христианам сохранять иудейскую традицию обрезания? Еще не было устоявшейся церковной традиции, догматов, даже канонического текста Евангелий, и разногласия приходилось разрешать апостолам, обладавшим несомненным авторитетом в глазах верующих. Так как значительную часть своей жизни апостолы проводили в путешествиях, свое мнение они доводили до адресатов в письменном виде. Эти письма к христианским общинам мы и называем посланиями. 

Богодухновенность посланий апостолов – что это такое?

Несмотря на то, что послания писались по определенным поводам конкретными людьми, Церковь считает их (как и все Священное Писание) богодухновенными, то есть написанными под водительством Святого Духа. Это значит, что через послания с верующими говорит не только тот или иной апостол, но Сам Бог. 

Богодухновенность – это одновременно и дар Святого Духа автору текста и особое состояние, в котором он находится. О богодухновенности Писания апостол Петр говорит так: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2 Пет, 1:20-21). Конечно, под «Писанием» здесь понимаются ветхозаветные книги. Но впоследствии церковная традиция распространила понятие богодухновенности на весь состав Библии – это было обусловлено самой сутью новозаветного провозвестия, ведь сама эпоха Нового Завета объявляется эпохой действия Святого Духа. Как сказано в Евангелии от Иоанна – «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Именно благодаря причастности Святому Духу апостолы и их последователи способны свидетельствовать о Божественной истине и передать ее, а их авторитет может быть приравнен к авторитету ветхозаветных пророков. 

Большинство посланий апостолов следуют канонам эпистолярного жанра того времени. Они содержат вступление или приветствие в начале и завершаются расширенной подписью автора. Основной текст письма, как правило, делится на вероучительную и нравоучительную части. 

Среди книг Нового Завета они расположены не по хронологии написания, а в порядке авторитетности. Причем в Западной и Восточной традициях этот порядок различается: католическая традиция размещает Павловы послания сразу после книги Деяний, а в православном варианте между Деяниями и письмами Павла расположены Соборные послания других апостолов. 

Послания апостола Павла: вразумления, увещевания, а главное – свидетельство Божией любви

Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе. В.И. Суриков, 1875 год
«Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе». В. И. Суриков, 1875 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Апостол Павел был гонителем христиан, пока не пережил чудесное обращение – уже после смерти и воскресения Христа. Его проповедь помогла новой вере, вышедшей из иудейской среды, стать по-настоящему всемирной, поэтому Павла называют «апостолом язычников». Именно ему принадлежат слова о том, что в Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, «ибо все вы – одно во Христе Иисусе». 

Но помимо миссионерского служения, апостолу приходилось решать и проблемы внутри Церкви. Так поводом к написанию знаменитых Первого и Второго посланий к Коринфянам стал вполне понятный современному человеку конфликт: члены христианской общины Коринфа не сошлись во мнениях о том, кого считать своим главным наставником.

Церковь в Коринфе Павел основал в середине первого века, прожив в городе около полутора лет. Затем коринфскую общину возглавил ученый иудей Аполлос, а среди верующих начались споры: одни считали себя учениками Павла, другие преклонялись перед Аполлосом, третьи говорили, что их учитель – апостол Петр, а четвертые готовы были поклоняться только Христу. 

В ответ апостол направил им первое послание: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?». Разрешая разногласия общины, апостол обещает лично прийти в Коринф, но ему не удается сделать это в обозначенные сроки. Он отправляется в город Тита и узнает, что община в целом приняла его ответ, но некоторые все же сеют распри, обвиняя Павла в том, что он так и не пришел в Коринф. Это стало одной из тем для нового послания к Коринфянам: «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды».

А находясь в римских узах в начале 60-х годов, Павел узнает о проблеме в христианской общине города Колоссы (сегодня – окрестности города Денизли на юго-западе Турции). Оказывается, среди верующих появились проповедники гностицизма. Они утверждали, что между Богом и человеком существуют некие промежуточные духи, и полагали, что Христос – один из них. Павел опровергает это учение и призывает колоссян твердо стоять в вере, которой они научены: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти».

В этом фрагменте, как и во многих других, мы видим у апостола Павла мысли, которые впоследствии легли в основу христианского богословия. Их важность осознавал и сам апостол. Он просил колоссян обмениваться полученной информацией с другими общинами: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Получается, что апостол писал в формате открытых писем.

Конечно, информация в середине первого столетия распространялась не так быстро, как сейчас. Послания писались на папирусных свитках длиной до десяти метров. Листы с обеих сторон крепились к валикам. Одной рукой чтец разматывал, а другой закручивал манускрипт. На таких десятиметровых свитках, например, были написаны две книги апостола Луки – Евангелие и Деяния святых апостолов. 

Как правило, автор пользовался помощью писца-профессионала. Он изготавливал оригинал послания, а если оно предназначалось нескольким адресатам, сразу делались копии. В городе, куда попадал свиток, его копировали еще. Постепенно послание распространялось в определенной местности, становилось авторитетным источником информации, его знали и цитировали многие. А с появлением новых экземпляров расширялась и география читателей. Процесс этот все равно был довольно медленным: на распространение одного послания по разным общинам порой уходили годы. А в отдаленные районы письмо и вовсе могло не попасть. 

Послания Петра – поддержка гонимым и унывающим

«Раскаяние апостола Петра». Джованни Ланфранко, XVII век. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

В отличие от Павла Петр писал послания соборные, обращенные ко всей Церкви. Правда, в приветствии Первого соборного послания Петр обращается к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» – провинции Малой Азии. Порядок, в котором они перечислены, скорее всего совпадает с маршрутом курьера, который должен был доставить послание адресатам. Текст этого послания был призван поддержать верующих во время гонений:

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас к надежде живой чрез воскресение Иисуса Христа из мертвых, к наследству нетленному и непорочному и неувядающему, сохраняемому на небесах для вас, силой Божией чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время, – пишет апостол. – Об этом ликуйте, немного теперь поскорбев, если нужно, в различных искушениях, чтобы испытание веры вашей, которое драгоценнее золота гибнущего, хотя огнем испытываемого, было к похвале и славе и чести в откровении Иисуса Христа, Которого вы, не видев, любите, в Которого вы, хотя теперь еще не видя Его, веруете, и ликуете радостью неизреченной и прославленной, достигая цели вашей веры, спасения душ».

Второе соборное послание Петра написано в последние годы его жизни, когда апостол находился в заключении. Он предчувствует скорую кончину и призывает христиан хранить веру во Христа: «Берегитесь, чтобы вам не быть увлечёнными заблуждением беззаконников и не отпасть от своей твёрдости».

Специалисты находят все больше доказательств тому, что два Соборных послания Петра написаны именно им. Текст этих писем наполнен горячностью, которая, согласно Евангельскому повествованию, была свойственна Симону Петру. Особенно она проявляется в предостережениях и увещеваниях: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

С другой стороны, чувствуется, что послание написано немолодым, умудренным опытом человеком – он дает свои советы верующим с уважением и любовью, без той категоричности, которая была свойственна Петру в Евангельских рассказах. 

Еще один признак авторства Петра – сходство текста Соборных посланий с речами апостола, которые приводит евангелист Лука в книге Деяний.

Главная цель Петровых посланий – утвердить христиан в вере: «Не медлит Господь исполнением обещания, как некоторые считают то промедлением, но оказывает вам долготерпение, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет, 3:9).

Его послания легко делятся на небольшие смысловые фрагменты. Некоторые из них стали во многих языках крылатыми выражениями. Как, например, фраза из третьей главы Второго соборного послания: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Послания апостола Павла читайте по календарю, а Петра – как твиттер

«Святой Петр и святой Павел». Гвидо Рени, XVII век. Пинакотека Брера, Милан. «Распятие святого Петра». Караваджо, 1601. Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Мнение о том, что послания апостолов невозможно правильно понять без длительного изучения толкований и библейской истории, не совсем верно. Не случайно многие выражения и афоризмы, которые широко используются в повседневной жизни даже светскими людьми, пришли именно из посланий: «Если Бог за вас, кто против вас?» (послание к Римлянам), «Для чистых все чисто» (послание к Титу) и даже использованный в свое время большевиками тезис из Второго послания к Фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». В контексте Нового Завета эти афоризмы звучат намного глубже и полнее, чем в повседневной жизни.  

Посланий апостола Петра в Новом Завете всего два, и они достаточно лаконичны.

Благодаря четкому построению, Петровы послания легко делятся на законченные фразы длиной не больше сообщения в твиттере. Уместно изучать письма Петра, разделяя их на такие короткие мысли. Один день – одна мысль для размышления. К примеру, три стиха из второй главы Первого соборного послания: 

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь».

Таким образом за несколько месяцев можно не только прочитать оба послания (в сумме они насчитывают восемь глав), но и обдумать каждую мысль, высказанную апостолом.

Письменное наследие Павла намного более обширно. В Новом Завете Павловы письма располагаются в порядке от самого длинного – к Римлянам, до самого короткого, к Филимону. Отдельно от прочих писем публикуется послание к Евреям – как в древней Церкви, так и у современных исследователей нет полной уверенности в его авторстве. Скорее всего, это послание, имеющее форму богословского трактата, вышло из среды ближайших сподвижников Павла либо было создано апостолом в соавторстве с кем-то из его учеников.

Тем, кто хочет ознакомиться с посланиями апостола Павла поближе, можно рекомендовать начать с отрывков, который церковный Устав предписывает прочитывать за воскресным богослужением. Это отрывки средней длины, их список можно найти в церковном календаре. Изучение фрагментов из апостольских посланий в «ритме» церковного года не только даст представление о содержании писем, но и поможет сонастроить свою жизнь с жизнью Церкви, особенно если не получается регулярно бывать на службе.

Главное, помните, что через послания апостолов мы становимся ближе к Христу, Которого они знали, как никто, а Христос, по слову апостола Павла, «вчера и сегодня и во веки Тот же».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version