Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Помощь в ЧС: как делать это правильно

Колонка Владимира Берхина. Бывали случаи, когда искренние, но не подготовленные волонтеры начинали тушить не настоящие пожары, а проводимые под контролем специалистов противопожарные палы. Что надо знать, чтобы помогать в ЧС правильно?

Бывали случаи, когда искренние, но не подготовленные волонтеры начинали тушить не настоящие пожары, а проводимые под контролем специалистов противопожарные палы. Что надо знать, чтобы помогать в ЧС правильно? Своим опытом делится директор фонда «Предание» Владимир БЕРХИН.

Фото с сайта greenpeace.org (объявлена в РФ нежелательной организацией)

Поскольку в России опять пожары, а кое-где наводнения, и никуда не делся поток беженцев с Украины, и в будущем явно не станет проще – расскажу, как, по опыту фонда «Предание», правильно работать некоммерческой организации в чрезвычайной ситуации. Это просто обобщенный опыт, то, что мы поняли в процессе работы, а ни в коем случае не буквальное руководство к действию.

Но, надеюсь, кому-то пригодится.

Итак, когда случается чрезвычайная ситуация, некое массовое бедствие, в котором вы хотите помочь, что, как нам кажется, следует делать.

Прежде всего, надо успокоиться, взять себя в руки и включить мозг. Пороть горячку вредно в любом деле, и в деле помощи – в том числе. Помощь непродуманная, даже принесенная из лучших побуждений, может сильно навредить. К примеру, известны случаи, когда при борьбе с пожарами искренние, но не прочитавшиесправочник и не изучившие ситуацию волонтеры начинали тушить не настоящие пожары, а проводимые под контролем специалистов противопожарные палы, которые используются чтобы обезопасить те или иные участки леса.

Или, например, из самых лучших, опять же, побуждений волонтеры порою лезут туда, где опасно, и тем самым отвлекают МЧС от работы. Помню, как однажды был свидетелем истории в Приэльбрусье – группа туристов потерялась, другая группа сломя голову кинулась их искать, но не рассчитала время и силы и оказалась ночью на опасном участке. В итоге спасатели вместо того, чтобы искать потерявшихся (которым, возможно, в этот самый момент угрожала опасность), выносили с перевала незадачливого добровольного помощника со сломанной ногой.

Поэтому прежде чем что-то делать, попробуйте понять, что именно можно сделать и нужно ли это делать именно сейчас. Оцените риски и продумайте планы. Для этого нужно знать, что в каждом ЧС есть несколько этапов.

Первый этап – это период непосредственной угрозы жизни. В этот момент наиболее эффективны государственные структуры – МЧС, армия, полиция, другие подразделения, понимающие что такое «приказ», имеющие ресурсы и специальную технику. На этом этапе реальную помощь могут оказать только организованные и должным образом подготовленные группы добровольцев – такие, как добровольцы «Россоюзспаса».

Затем наступает второй этап, когда непосредственная угроза жизни ликвидирована, но остается проблема с обеспечением качества жизни пострадавших – нет воды, еды, крыши над головой, медикаментов, есть необходимость в дополнительной рабочей силе и так далее. И вот в этот момент волонтерские группы, связанные с организацией гуманитарной помощи, могут принести весьма ощутимую пользу – как это было во время наводнения на Амуре и в Крымске, где именно волонтеры в значительной степени решили проблему обеспечения пострадавших питанием, чистой водой, инструментами, моющими средствами и многим другим, включая, например, детский сад на время первоначального ремонта домов – работал такой некоторое время в станице Нижнебаканской.

Также волонтерская и благотворительная помощь может быть очень полезной в третий период – период восстановления нормальной жизни – просто потому, что денег у государства не хватает всегда, а из любых правил бывают исключения. В том же Крымске именно благотворительная деятельность Русской Православной Церкви обеспечила ремонтами и новым жильем несколько десятков семей, в то время как государственные компенсации были категорически недостаточны, особенно для многодетных, или же недоступны – например, для иностранных граждан или просто людей, которые не были прописаны в Крымске на момент трагедии.

Есть еще «нулевой период» – работа по предотвращению ЧС в мирное время, но о нем в другой раз, хотя волонтеры именно здесь могут сделать особенно много.

Необходимо четко выяснить, нужна ли ваша помощь вообще и если нужна, то какая именно. Если в ЧС отсутствует второй этап, или же он занимает очень непродолжительное время, то волонтерские отряды вряд ли будут эффективны – они просто не успеют сорганизоваться и развернуться. Скажем, волонтеры эффективны при ликвидации последствий или предотвращении крупных наводнений или пожаров, при сборе и раздаче гуманитарной помощи – но они не пригодились во время коллапсов и задымлений в московском метро.

Иногда волонтерская помощь просто не нужна – это ситуации, когда ЧС имеет локальный характер, затрагивает материальное положение небольшого количества людей. Особенно это касается резонансных событий, когда государство вынуждено реагировать активно и энергично, дабы «сохранить лицо» перед избирателями. К примеру, теракт на вокзале в Волгограде – да, этот взрыв услышал, наверное, каждый житель России, но пострадавших как таковых было немного, им была оказана максимальная помощь от государства в предельно сжатые сроки. В этом процессе просто не было места для волонтеров – людей хватало у полиции и МЧС, разрушенный вокзал восстановили очень быстро, проблем с выплатами компенсаций жертвам теракта не возникло. Зато совершенно естественное желание людей поддержать семьи погибших привело к путанице и подозрениям .

Поэтому стоит максимально подробно и четко выяснить – что произошло и куда развивается ситуация. Не стоит верить только одному источнику, будь это государственные органы или популярный блогер. Не стоит думать, что «власти всегда врут» или что «жителям лишь бы паниковать». Истина обычно лежит где-то посередине крайних точек зрения.

Идеальным развитием событий с точки зрения сбора информации является приезд на место чрезвычайной ситуации специального человека – координатора, который обладает опытом и навыком именно сбора информации в ситуации ЧС. Человек должен быть не склонен ни к паникерству, ни к излишней доверчивости, неприхотлив в быту и уметь договариваться и с властями, и с волонтерской вольницей. В числе прочих опций он обязан оценить нуждаемость в тех или иных вещах – нужно ли собирать деньги и посылать ли одежду, еду, мебель или посуду, стоит ли организовывать закупку чего-либо на месте и так далее. Чтения интернета для получения достоверных сведений в большинстве случаев недостаточно.

В случае, если помощь реально нужна, то координатор должен конкретно договориться – где и что необходимо, и как оно доставляется. Например, организации, сейчас работающие с территорией Украины, пострадавшей от войны, как правило, держат контакт с местными активистами, опекающими какой-либо населенный пункт либо его часть, знающими в каком подъезде живет какая старушка и какие лекарства ей необходимы. Это экономит массу сил и нервов.

Чрезвычайно полезным бывает заранее предусмотренная и расписанная логистика всех процессов, особенно связанных с вещевой гуманитарной помощью. Если заранее не озаботиться вопросами склада, учета, разбора и доставки, то вы имеете прекрасный шанс утонуть в горах ненужного хлама, с долгами за арендованный склад и без представления, кто и когда избавит вас от всего этого. Заранее подумайте, где вы возьмете транспорт, чтобы доставить собранную помощь к месту чрезвычайной ситуации, или средства для его оплаты. А также прикиньте свои возможности – хватит ли у вас денег и связей, например, на отправку 200-300 кг через полстраны.

Деньги любят счет. Во время больших, громких ЧС, таких как Крымск, война на Донбассе или наводнение на Дальнем Востоке деньги для помощи собираются порою очень быстро. При этом зачастую этот процесс идет довольно бесконтрольно, средства собираются на личные карточки и кошельки платежных систем, принадлежащие случайным людям, собираются наличные без должного оформления и так далее. Деньги выводятся и тратятся просто по ситуации. Всё это чревато – во-первых, подозрениями в мошенничестве и воровстве (после сбора средств на Крымск дело доходило чуть ли не до судов и драк), а во-вторых, когда деньги тратятся не глядя, они имеют тенденцию кончаться внезапно. Поэтому приложите труд к тому, чтобы денежные и вообще бумажные дела содержались в образцовом порядке.

Фото с сайта souzdobro.ru

То же самое касается передачи материальных ценностей, любой гуманитарной помощи кому бы то ни было – все должно передаваться по актам приема-передачи, с четким указанием даты, содержания дара и его стоимости. Да, это требует труда, но если вы что-то отдаете просто так, под хорошие отношения, то нет никакой гарантии, что помощь пойдет туда, куда вы надеялись.

У нас были случаи, когда переданные вроде бы надежным добровольцам инструменты и другая помощь исчезали в неизвестном направлении, и спросить было некого, ибо никаких доказательств, что именно эти люди взяли у нас именно эти вещи, не существовало, а честное слово к делу не пришьешь. А уж о том, как гуманитарная помощь попадает на рынки и продается, слышали, наверное, все. В случае передачи особо ценных вещей, таких как дорогостоящая техника, вообще имеет смысл брендировать подарок, что сильно затрудняет возможность его перепродажи.

Именно поэтому, если вы планируете длительную операцию, с передачей большого количества гуманитарной помощи разным людям и организациям, и располагаете ресурсами, отправляйте на место ЧС не одного только координатора – харизматичного, рискового и контактного парня, а шлите вместе с ним занудного бухгалтера, чьи обязанности будут полностью сводиться к бумажной работе. Сколько денег и на что потрачено, какой заключали договор, куда и кому передавали полученные по договору предметы. Сколько гуманитарной помощи привезли, куда выгрузили, кому отдали. Поверьте, то, что сейчас кажется сверхважным и незабываемым, полностью перепутается в памяти через две недели, и вы уже не вспомните, кому, что и когда отдали. А значит, не сможете и жертвователям отчитаться и использование помощи проконтролировать.

А контролировать необходимо, более того, получатели помощи должны четко понимать, что вы раздаете помощь не просто всем подряд, а имеете конкретные признаки того, кому помощь нужна и того, кто просто ищет халявы. Крайне неразумно полагать всех до одного просителей нуждающимися, пускать их на склад «выбрать себе что хочется» и вообще излишне им доверять. Все стоит выдавать согласно вашим внутренним нормативам и по документам, иначе вы моментально начнете кормить мошенников, а настоящие нуждающиеся помощи не увидят.

На месте работы обязательно старайтесь скоординироваться с местными властями. Именно у них, как правило, есть наиболее точная информация о количестве и местонахождении пострадавших и их потребностях. Не обязательно полагаться на них всецело, но слухи, как правило, еще менее надежны, чем официальные рапорты. Не вредно уточнять у властей, какая помощь оказывается, какая уже оказана, чтобы не предлагать то, что уже предоставлено государством. Совершенно непродуктивно с властями ссориться. Смешивать политический активизм и борьбу с коррупцией с волонтерской помощью вредно – и коррупцию не победите, и операцию провалите.

Отдельно стоит учитывать затраты самих волонтеров – сколько денег проели, сколько пожгли бензина, почем обошлись билеты и так далее. Это тоже ценная информация – ее полезно в дальнейшем сопоставить с суммой оказанной помощи и прикинуть, а правильно ли вы действуете.

Полезно, правильно и разумно вести фото и видеолетопись происходящего. Помимо просто памяти и фиксации важных моментов, это готовые отчеты для жертвователей и вообще лучшее свидетельства реальности проведенной работы. Но следует помнить, что фотографии не заменяют документов с подписями и печатями, а на видеоролике не видно точного количества переданных ценностей, а потому вы никуда не денетесь от формальных отчетов с цифрами.

Фото с сайта izvestia.ru

И последнее. Крайне важно вовремя остановиться. Помните, что вы – не единственный свет в окошке для пострадавших, что государство, какое бы оно ни было, никуда не делось, и что вы взялись – помочь, а не решать за людей все их проблемы или содержать их всю оставшуюся жизнь. Как только вы поймете, что нормальная жизнь восстанавливается, что ЧС закончено – сворачивайтесь, пишите отчеты, празднуйте. Не давайте местному населению надежды, что вы их долгосрочный партнер – это может привести к завышенным ожиданиям и конфликтам. Гуманитарное обеспечение должно заканчиваться в тот момент когда люди окажутся в состоянии обеспечить себя сами предметами первой необходимости.

Как помочь пострадавшим от пожаров в Хакасии
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?