В поисках «вдовушек»
«Сердце человека обдумывает свой путь,
но Господь управляет шествием Его»
(Сол.16;9)
Есть в Московской больнице №56 необычные палаты,– в обиходе именуемые как «бомжевые». В этих палатах лежат и лечатся люди не имеющие своего жилища. Бездомные. Большинство из них считает, что они никому не нужны, и их проблемы решить практически невозможно.
Приблизительно 77% бездомных имеют родственников, 50% являются инвалидами, 75% еще не достигли возраста 50-ти лет, 40% были судимы и отбывали наказание в местах лишения свободы, 80% имеют среднее и средне-специальное образование, 12%- высшее.
Состав весьма разнороден: воспитанники детских домов и дети партийных и государственных чиновников, профессиональные воры, врачи, учителя, мелкие торговцы наркотиками, сантехники и электрики, пивовары и подполковники. Иногда встречаются внуки и правнуки священников, дети церковных служащих, близкие родственники монашествующих. 85% – крещенные православные христиане.
Большинство – осознанно верит в Бога. А вот понятие о Православном вероисповедании – приблизительное отражение воззрений наших Российских православных сограждан: от некоего «Бога в душе» и «Бога на облачке» до «Вселенского всепроникающего разума, окруженного светлыми и темными сущностями». Конечно есть бездомные, которые живут церковной жизнью, но их очень мало. То есть, в «бомжевых» палатах лежат обычные люди. Только Господь попустил им оказаться в экстремальной ситуации, в которой может побывать каждый из нас.
Встреча социального работника Комиссии и бездомного происходит у больничной койки. Она бывает очень разной, эта встреча. Бывает, что увидев «церковного человека» в больничной палате, несчастный садится на кровати и причитает «Подойдите ко мне! Помогите мне!» Бывает, для того, что бы разговорить человека, необходимо несколько недель времени, много терпения и искреннего сострадания. Иногда социального работника Русской православной Церкви принимают за переодетого милиционера, иногда за сестру милосердия (с вопросом «Перевязывать будете?»), иногда, и это бывает весьма обременительно, за «вдовушку».
(В местах лишения свободы распространена легенда о Москве, как о месте скопления «вдовушек», женщин потерявших своих мужей и располагающих жильем, одиноких, мечтающих о наличии рядом с собой крепкого мужского плеча. Особенно симпатична эта легенда русским мужичкам, которые имели семью, дом, родных, но совершив преступление и отбыв наказание, все это потеряли. Передаваемая из уст в уста правда о том, что «в Москве, даже живя на улице, с голода не помрешь», легенда «о вдовушках» и убеждение в том, что любое добровольное сожительство мужчины и женщины можно назвать семьей, влечет в столицу тысячи одиноких освободившихся Ростовских, Оренбургских, Магаданских, Архангельских, Тульских и т. д. бедолаг, которые становятся Московскими бродягами.
Конечно, это только одна из причин обилия бездомных в Москве, есть еще обманутые выпускники детских домов, неустроенные переселенцы из ближнего зарубежья, выгнанные женами мужья с Московской пропиской, ограбленные или обманутые приезжие рабочие, встречаются любители особого образа жизни: «свободы от всех и от всего», странствующие душевнобольные, выброшенные на улицу родственниками или соседями беспомощные старики и т. д. )
Первый разговор может длиться 5 минут, а может полтора или два часа. Бывает, что необходимо «время подумать» для бездомного и «время для выяснения обстоятельств» для соц. работника. В процессе своего общения соц. работник и бездомный должны определить, будут они пытаться вместе решить те проблемы, которые привели человека на больничную «бомжевую» койку. Если человек изъявляет желание изменить свой бродячий образ жизни, со всеми сопутствующими характерными особенностями, он становится «подопечным».
«Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью….Богу было угодно страдание соделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией.» ( Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XI.I). |
У социальных работников Комиссии по церковной социальной деятельности, есть свой понятийный аппарат. Термин «подопечный» стал привычным, – мы перестали замечать каким удивительно емким словом мы называем человека, которому помогаем. Подопечный – человек, который в настоящее время находится под особым попечением Церкви.
Каждая наша встреча со страждущим человеком – это встреча со Христом – «так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25;40);
Попечение о «земном благополучии» наших подопечных может осуществляться совместно с государством, различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой (ОСК РПЦ. I.4; III.3.), но оно должно быть неразрывно связано с попечением о реализации цели Православной Церкви – вечном спасении человека.
Путь человека к Богу – тайна. И только сообразуя свою волю с волей Божией можно активными действиями помочь человеку, но всегда помня о том, что «Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю» (Основы соцконцепции, IV.6).
Эпизоды августа
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит
голос Мой и отворит дверь, войду к нему
и буду вечерять с ним, и он со Мною.»
(Апок.3;20).
В августе 2009 года поток поступающих в «бомжевые» палаты был не очень большим. Удивительно, но иногда из людей, которые лежат рядом несколько недель, образуется более или менее сплоченный коллектив. А когда они вместе приступают к Церковным Таинствам, Господь это сообщество делает похожим на общину – по поддержке друг друга, взаимовыручке, совместном обсуждении и решении проблем.
Эта фотография сделана августовским субботним утром в Донском монастыре
Эта фотография сделана августовским субботним утром в Донском монастыре. На ней наши подопечные из ГБ № 56 после молитвы за Божественной Литургией, исповеди и Причастия. Для большинства это было первое в жизни участие в церковных Таинствах.
Третья справа на фотографии – Агриппина. Весной 2009 года местом ее жительства стала лавочка во дворе своего дома. Невестка с внуками поставила железную дверь в квартиру, а свекрови было сказано: «Не пущу!» За неправильный образ жизни. Старший сын, который живет отдельно сформулировал свою позицию так: «Бывшая жена права. И мне покой моих детей (т.е. внуков Агриппины) дороже. Я устал с ней (т.е. с матерью) бороться. Видеть ее не хочу и делать для нее ничего не буду.» Младший сын Агриппины стал бродягой вместе с матерью. Скорую к лавочке вызвали соседи и участковый, когда стало понятно, что она умирает.
Несколько лет она не была в храме. Первый раз исповедоваться и причаститься захотела, когда смогла принять вертикальное положение на кровати. « Предки мои, – бабушка, дедушка, были очень крепкой веры, но из старообрядцев. У нас вся деревня была такая, крепкая…»
Нам удалось восстановить документы и определить подопечную в Центр социальной адаптации «Люблино», где ее оформят в пансионат для инвалидов и престарелых.
Владимир – профессиональный водитель
Владимир – профессиональный водитель. Десять лет назад у него было вполне приемлемое «земное благополучие». Но постепенно оно было утрачено…В Москву он приехал с женщиной, которую называл женой на протяжении 15 лет: хотели найти работу. Но родственники Елены ее приняли, а Владимира выставили за порог, без документов и денег. После ночевки во дворе, отправился на Курский вокзал «пить и умирать – потому что это был предел». «Впереди у меня была только безысходность… Последний год мы с женой часто бывали в храме. Но я никак не мог решиться пойти на исповедь. А во время этих последних событий в Москве я не вспоминал о Боге. Только не мог понять кто меня спас от смерти, – я ведь чуть не погиб в каком-то гараже. Людей там не было…» Приключениям на Курском вокзале положило конец жестокое избиение Владимира, после которого он попал в больницу. Мы нашли московских родственников Елены, и выяснили, что у них она прожила два дня, после чего ей отказали в гостеприимстве. Ну а Владимир, подлечившись, уехал в родной город, в Центр социальной адаптации где ему предоставят временное пристанище и помогут восстановить документы.
Сергей – бывший военнослужащий. В недавнем прошлом охранник
Сергей – бывший военнослужащий. В недавнем прошлом охранник. После рождения дочери старался каждое воскресенье вместе с ней быть в храме. Причащал дочь и сам приступал к Таинствам. С потерей работы и финансовой стабильности разрушилось семейное благополучие и Сергей ушел на улицу. В больницу его привезли с обширными трофическими язвами и обострившимися терапевтическими заболеваниями инвалида-сердечника. Несколько недель Сергей не вставал с больничной койки. Долго не удавалось связаться с женой.
Наконец она приехала – ночью к больнице, и перебросила через забор документы и вещи. Помогали их собирать с газона Александр и Геннадий, о которых речь пойдет ниже.
Сергей согласился ехать в Тульскую область к матери, по месту постоянной регистрации. До вокзала мы добирались хоть и с немалыми усилиями, но уже своим ходом, опираясь на тросточку.
Александр – москвич. В юности потерял родителей – погибли в автомобильной катастрофе. Работал в гипермаркете, занимался спортом. Женился, прописался и переехал к жене. Родилась дочь. День за днем текла обычная жизнь обычного москвича, пока позно вечером группа малолеток не забила Александра почти до смерти. Семь месяцев он провел в реанимации. Первая осознанная картина в окружающего мира после долгого забытья – священник, который над ним молится и раскачивающееся кадило. «Батюшка мне святую воду давал .Святая вода – это да! Это сила! Принесите мне, пожалуйста! И еще эту, беленькую, кругленькую…» – вместе мы вспомнили название просфоры. « Это ничего, я сначала свое имя вспомнить не мог, название телевизора сутки вспоминал!»
Выписавшись из больницы, Александр неожиданно обнаружил, что у жены новая «семья», а сводный брат сдал родительскую квартиру и исчез в неизвестном направлении. Для Александра началась жизнь инвалида-скитальца по друзьям, приятелям, гаражам и лавочкам. Пока в начале августа его опять не избили. После чего он попал 56-ю больницу.
После исповеди и причастия прошли сильные боли и Александр пошел на поправку. Оказалось, это очень энергичный человек: «Я тоже буду помогать! Я хочу приносить пользу и быть нужным!» Гнойная хирургия – тяжелое отделение, в нем лежит много людей, которым постоянно необходима посторонняя помощь. Через несколько дней, походкой – перевалочкой, с несгибающийся ногой Александр мелькал в больничном коридоре: кого-то нужно переложить с каталки на кровать, кого-то пересадить в инвалидное кресло, вынести утку и т.д. А в воскресенье его угостили в соседней палате в знак благодарности и с искренним расположением. После чего Александра выписали за нарушение больничного режима. Ждем, когда опять привезет «скорая».
Геннадий – русский, родился и вырос в Узбекистане. Еще в младенчестве его усыновила семья священника, сосланная в эту среднеазиатскую республику в годы гонений. Деда – священника Геннадий никогда не видел и мама о нем много не рассказывала. Вся семья была верующей. Сейчас в живых осталась тетя Геннадия, самая младшая дочь батюшки. Уже несколько лет она частично парализована после после инсульта и прикована к постели.
Последние лет десять Геннадий постоянно ездил в Россию на заработки. Поэтому поездка в августе 2008 года была обыденной. Удалось найти работу в Подмосковье и в январе 2009г., получив зарплату, Геннадий засобирался домой. Взяв билет, позвонил жене, что выезжает через несколько дней. А спустя несколько часов лежал на Казанском вокзале без сознания – случайный знакомый оказался профессиональным разбойником. Вещей, денег, билета, документов и телефона у Геннадия уже не было.
В конце января жена заявила в милицию и отправила письмо в «Жди меня». В это же время, после неудачной попытки оформить свидетельство на возвращение в Узбекистан, Геннадий уезжает в Калужскую область,- ему посоветовали пережить зиму в цыганском поселке. «Каждое воскресенье я был в церкви. Поэтому и выдержал все. Даже когда нога начала гнить, были силы работать». Вернулся в Москву оформлять документы. С огромной инфицированной раной на ноге он жил то на вокзале, то на набережной – опарышей из раны вымывал в Москва реке. Когда стало совсем плохо – через «скорую» удалось госпитализироваться в ГБ №56.
Оформив свидетельство на возвращение в Узбекистан, мы отправили нашего подопечного домой. «Сейчас самое главное, – это тетя. Я хочу ее в церковь отвезти – она после болезни ни разу не была. И о дедушке все выяснить.»
Перезвонила жена: благодарила и пообещала, что о всех своих событиях они напишут письмо.
Владимир – воспитанник детского дома, всю свою жизнь скитавшийся по казенным учреждениям. Несколько лет назад решил: за решетку больше ни ногой. И как-то держится, без родных и жилья. В Москве зарабатывал декламированием своих стихотворений в электричке. С нашей помощью он уехал в Дом ночного пребывания в Курган, где ему должны помочь оформить паспорт и пенсию.
Фотографию Владимира мы не публикуем по его просьбе. Только стихи.
Вы знаете, я был безбожник,
Не верил я ни в Бога, ни в Царя.
Но вот однажды, промокая в дождик,
Услышал голос из иного бытия.
Остановился и подумал
Кто же позвал меня к себе?
Так это ж Бог! Какое чудо!
Не верилось так долго мне!
И вот поверил, да так ясно
Что стал взывать Его к себе,
В душе мне стало так отрадно
Лишь от того, что Бог ведь есть.
Он есть. И в этом нет сомненья,
Я говорю уж сам себе,
Такое яркое возникло впечатление
От голоса из под Небес.
И я пошел. Пошел тропою,
До Церкви вот решил дойти
И не пойму я, что со мною,
Творится что-то у меня в груди.
А там , в груди, само собою,
Переживания начались,
Чем ближе к Церкви той тропою,-
Мне голос громче говорил: «Молись!»
Вот подойдя, перекрестился,
Вошел я в Церковь,- и обомлел,
Такое чудо не приснится,
Оно дар Божьих рук, Его удел.
И я молится начал сразу,
Поверив Бога, что Он есть.
Откинул всю эту заразу,
Которую во мне не счесть.
Она сидела во мне долго,
Не верил я, и был дурак.
А вот сейчас поверив в Бога,
Решил молится каждый раз.
И вышел я из Церкви одухотворенный,
Мне в радость стала жизнь моя,
Пошел из Церкви я, как будто окрыленный,
Да так свободно чувствую себя.
И верь – не верь, но жизнь прекрасна,
Бог ведь с тобою: в радости, в беде,
А думать о другом, все это так напрасно,
Иначе будешь жить опять во тьме.
И я пошел обратною тропою,
Спешил быстрее, чтоб не опоздать.
Хочу я людям рассказать, что это такое:
Поверить в Бога,
и любовь к Нему придать.
Андрюшкин Владимир, 2009г. Москва
(Стихи написаны в день посещения Донского монастыря, после первой в жизни исповеди и
Причастия.)
Елена ПЕТРОВСКАЯ