Усиленное питание и дезинфекция в двойном объеме
Все программы православной Службы помощи «Милосердие», связанные с помощью бездомным, продолжают работать. Как и прежде, подопечным помогают с восстановлением документов, покупкой билетов в родной город, устройством в социальные учреждения.
«В самое ближайшее время мы изменим подход к питанию в «Ангаре спасения», – рассказала Ирина Мешкова, руководитель благотворительных программ помощи бездомным православной Службы помощи «Милосердие». – Порции станут более сытными, и мы будем больше еды давать подопечным с собой. Сейчас мы изыскиваем дополнительные средства, чтобы увеличить калорийность пищи и повысить в ней содержание витаминов. Будем покупать фрукты – апельсины, лимоны. Все это делается для того, чтобы наши подопечные были максимально застрахованы. Ведь если человек слабый, обессиленный, живет на улице, мерзнет и голодает – он намного сильнее подвержен инфекциям».
«Мы стали в два раза чаще дезинфицировать наш «Ангар спасения», – продолжила она. – Профильная компания проводит у нас обработку каждую неделю, а раньше это делалось два раза в месяц. Конечно, сотрудники и сами ежедневно моют помещение».
При первых признаках недомогания бездомному выдается маска, его обследует фельдшер, после чего, при необходимости, человека отправляют к врачу. «Один плюс в ситуации карантина: скорая приезжает намного быстрее, чем раньше, всего за пять минут», – отметил Роман Скоросов, руководитель проектов «Служба помощи бездомным» и «Ангар спасения» православной Службы помощи «Милосердие».
«Пока не было ни одного случая, чтобы мы отправили бездомного человека к врачу, и у него диагностировали коронавирус», – сообщила Ирина Мешкова.
Одновременно на территории «Ангара» может находиться не более 30 человек – вместе с сотрудниками. Людей, пришедших поесть, впускают группами не более 15 человек.
Сотрудники работают в одноразовых халатах, респираторах и перчатках. «Все эти средства гигиены закуплены впрок. Запас есть на полтора – два месяца, но он не безграничен. Никто не знает, когда закончится карантин, поэтому, если кто-то готов пожертвовать средства гигиены, – мы будем рады», – добавил Роман Скоросов.
«В принципе, бездомные – не распространители COVID-19, – подчеркнула Ирина Мешкова. – Инфекция пришла извне, ее «привезли» из других стран люди, имеющие средства для путешествий. Мы просто заботимся о наших подопечных».
Душевую и прачечную пришлось закрыть
«В начале прошлой недели мы ушли на карантин, – рассказала Екатерина Черемисина, руководитель отдела привлечения ресурсов и PR Благотворительной организации «Ночлежка». – Некоторые наши проекты приостановили работу: Культурная прачечная, Душевая, Пункт выдачи одежды и средств гигиены, группа поддержки в Зале ожидания. Соцработники и юристы из Консультационной службы ведут прием по тому же расписанию, что и прежде, но удаленно, по телефону».
«Продолжают работу только те проекты, без которых бездомные люди будут голодать и замерзать, – продолжила она. — Это Пункты обогрева, Ночной приют и Ночной автобус, который развозит еду. Реабилитационный приют на ул. Боровая, где живут 52 человека, тоже работает. Но там введен режим карантина. Это означает, что из сотрудников туда приходят только дежурные».
«Ночлежка» подготовила информационную листовку о COVID-19 и советует всем, у кого есть такая возможность, распечатать ее и раздавать бездомным людям. «Нам только кажется, что все знают про коронавирус, – сказала Екатерина Черемисина. – Но люди, у которых нет семьи, дома, телевизора и интернета, могут ничего не знать. В нашей листовке – простые и понятные правила безопасности, информация о том, как передается инфекция, и что делать, если вы чувствуете симптомы заражения».
Большинство сотрудников «Ночлежки» перешли к удаленной работе и поддерживают между собой связь с помощью электронной почты и мессенджеров, а совещания проводят в Zoom.
«Пришлось отказаться почти от всех мероприятий, хотя 30 марта мы отмечаем День бездомного человека. Обычно в этот день «Ночлежка» проводит совместную акцию с сетью гипермаркетов «Лента»: волонтеры собирают в магазинах сети пожертвования продуктами и средствами гигиены. В этом году акцию перенесли на осень. Отменены лекции в школах и встреча книжного клуба Books and Talks с Галиной Юзефович, где планировалось поговорить о теме бездомности в литературе», – рассказала Екатерина Черемисина.
«Наши подопечные попадут в группу риска»
«Мы не ушли с улицы, но попросили волонтеров пока оставаться дома. Поэтому теперь наши сотрудники с медицинским образованием работают и за себя, и за них, – рассказала Лана Журкина, директор Центра «Дом друзей». – Количество людей, которые обращаются к нам за помощью, только растет. Надо учитывать, что сейчас еще и сезон вирусных заболеваний. Люди всегда в это время жалуются на температуру, боль в горле и насморк. Но при подозрении на COVID-19 нужно вызывать скорую».
«Наши подопечные на улице – сложные пациенты, с тяжелыми диагнозами, – продолжила она. – Скорее всего, если коронавирус действительно будет стремительно распространяться, они попадут в группу риска».
Медики, работающие в Центре «Дом друзей», переодеваются на выезде в одноразовую одежду, которая потом утилизируется. «Используем респираторы, очки, перчатки. Хорошо, что мы работаем на открытом воздухе, там концентрация вирусов меньше, чем в помещении», – отметила Лана Журкина.
Расходы организации выросли, потому что приходится запасаться и одноразовой одеждой, и респираторами. «Маски, дезинфицирующие средства и перчатки у нас имеются, потому что мы и раньше их использовали. А респираторы заказываем дополнительно, хотя они серьезно подорожали», – добавила директор «Дома друзей».
«Мы отменили все мероприятия, в том числе презентацию проведенного нами мониторинга вокзалов и занятия в группе психотерапии, которые проходили у нас в офисе, – продолжила она. – Отменено обучение группы волонтеров, хотя мы рассматриваем сейчас вариант онлайн-трансляций. Быстро переключиться на виртуальные форматы преподавания нам сложно, потому что мы никогда раньше этим не занимались, приходится срочно все эти технологии изучать.
Но наша программа оказалась очень востребованной, она как раз просвещает людей в плане санитарно-эпидемиологической работы, как будто мы готовились к пандемии».
«Мы не хотели закрывать Дневной центр»
В Дневном центре «Каритас» отменили групповые виды работы – киноклуб, занятия с психологами. Кейс-менеджеры и психологи некоторое время продолжали индивидуальный прием по таким вопросам, как восстановление документов, трудоустройство. Но с 23 марта центр полностью перешел на дистанционную работу. Все консультации проходят по телефону 88002010901.
«Конечно, мы не хотели закрывать Дневной центр, ведь у людей в трудной жизненной ситуации есть очень мало мест, где можно отдохнуть в тепле и безопасности. Но работа все-таки продолжается, люди нам звонят, мы их консультируем, помогаем им, — и это ободряет», – сказала Надежда Клюева, координатор программ «Каритас» в Москве.
Волонтеров «Каритас», которые работали в других учреждениях, тоже попросили временно прекратить свою деятельность. (Например, психологи организации занимались с бездомными в центре Справедливой помощи доктора Лизы).
В других городах России большинство проектов «Каритас» работают по-прежнему. «В Санкт-Петербурге и Новосибирске не закрылись столовые. Социальные центры в Омске и Томске работают в штатном режиме. Но, например, в домах престарелых и в материнских обителях запрещены посещения, туда теперь не могут приходить гости. Модифицирует работу Патронажная служба, клиентам теперь просто приносят продукты и отдают, не заходя в квартиры, все виды обучения приостановлены или переводятся в дистанционный формат», – добавила Надежда Клюева.
По ее словам, московские сотрудники организации воспользовались карантином, чтобы заняться вещами, на которые обычно не хватает времени: проводят внутреннюю оценку своей работы, тестируют новую CRM (прикладное программное обеспечение для организаций).