В четверг, 12 мая, наша бригада помощи бездомным отправила на родину трех граждан Монголии. Несколько последних месяцев они жили в районе Курского вокзала — там существует целое сообщество монгольских бездомных, человек двадцать.
Все трое монголов, уехавшие вчера на родину, по-разному попали в Россию. Один был женат на русской, поехал в Монголию на операцию, а по возвращении обнаружил, что жена ушла к другому. Второй приехал четырнадцать лет назад на строительство завода в Иркутске, а после решил подзаработать на ремонте квартир. Третий приехал недавно — три года назад, чтобы прокормить семью (у него в Улан-Батор остались жена и ребенок). Работал торговцем на рынке, первое время даже получалось что-то отправить домой.
Но конец историй у всех троих один и тот же — милиционеры во время проверки документов отобрали паспорт, требовали денег, но, обнаружив, что с монголов-чернорабочих взять нечего, документы уничтожили. Так они оказались на улице. Здесь их постоянно избивали милиционеры. У одного все лицо в глубоких шрамах от этих побоев, некоторые струпья еще не сошли. Другой еле может говорить, потому что у него были выбиты зубы и повреждена щека с внутренней стороны. Прямо в день отъезда у двоих репатриантов случились эпилептические припадки. Причиной тому — алкогольная зависимость. Поэтому в поезде им строго-настрого запретили пить.
Оформить новые документы удалось только после того, как в судьбу этих несчастных вмешалась наша бригада. В посольстве им выдали «временные паспорта», а ребята из бригады помощи купили билеты, одежду, провиант. Идем провожать наших монголов по подземному переходу. Тут стоят уличные музыканты, подошли к нам. Монголы засмеялись — музыканты, видно, решили, что наши подопечные — люди при деньгах!
А на Ярославском вокзале у поезда Москва– Улан-Батор собрались представители монгольской диаспоры — торговцы с рынка, бездомные. Нашим подопечным они принесли букет свежайших тюльпанов (уверяли, что не с привокзальной клумбы), сигарет, немного денег и даже клубники в дорогу.
Потом откуда ни возьмись появилась бутылка водки. Илья Кусков, руководитель бригады помощи, потребовал, чтобы водку немедленно убрали. «Что ты! У нас такой обычай!» — сказали монголы хором, — «Смотри!» Каждый из них смачивал палец в бутылке, потом брызгал этими капельками водки вверх, потом мазал остатками себе лоб. Так они молились (все они – буддисты). Затем — пожелания доброго пути, объятия, слезы…
В 21.32 поезд тронулся. Мы перекрестили наших подопечных вслед, а люди из диаспоры молились по-своему, прижимая пальцы к губам.
Анна ПАЛЬЧЕВА