Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Помощь бездомным: Как Иван-Царевич в Сибирь возвращался

С первых минут посадки в поезд «Москва – Екатеринбург», Игорь и его подопечные вызвали живой интерес попутчиков. Все удивлялись тому, что мужчина добровольно согласился на такую неблагодарную работу: обслуживать тяжелых больных. «Когда меня спрашивали проводники, где я этому научился, не знал, что и отвечать. Ведь милосердию сама жизнь учит…»

Читать предыдущую историю

Свое прозвище – «царевич» – Иван Сергеевич К. получил в больнице. И казалось бы, какой он Иван-царевич – без рук и без ног? Скорее – обрубок, «самовар», – так еще называли в послевоенные времена калек, которых нужно было носить на руках. Но прозвища даются не только исходя из внешних аналогий. Часто в них заключается смысл, раскрывающийся только спустя время; и тогда слово, прилепившееся к человеку как будто случайно, становится понятным всем.
Выпало Ивану-царевичу беспризорное детство чуть не с самого рождения. Ему и года не исполнилось, как началась война. И вместе с ней – скитания и переезды: с Украины в Сибирь. Обосновался Иван-царевич в таежных краях, в Свердловской области. Трудился комбайнером, жил в семье, где уже подрастала девочка. Крепкими отношения так и не стали, но неродную по крови дочь Иван Сергеевич всегда вспоминает с теплотой. А в 41 год с ним случилась первая беда – попал под нож бульдозера и лишился обеих ног по колени. С тех пор ему и говорили: «Ты, Иван, хоть в рубашке и родился, но, видимо, уже вырос из нее…»
И действительно, уж пятый десяток разменял «царевич», а дома теплого, в котором покой и уют, так и не нажил. Не от хорошей жизни потянуло его на рискованный эксперимент: на инвалидной коляске отправиться вместе с цыганами в коммерческое путешествие. Время наступило перестроечное, и совершенно непонятно было, чем закончатся бурные преобразования в стране. Да и не знал тогда Иван-царевич, что это за промысел такой, и насколько он опасен. Закружило его по стране: побывал он в солнечной Молдавии, и пасмурный Питер повидал, и долго еще, быть может, путешествовал, если б по дороге в первопрестольную не отморозил себе обе руки: суровой зимой бросили его цыгане посреди чистого поля. Не сулил им этот «контракт» больших барышей, да и немолодой калека был уже в тягость.
В московской больнице Иван Сергеевич пролежал более полугода. Лишился он здесь и остатков ног – тоже пострадали на холоде. Положение его было столь плачевным, что больничный персонал уже перестал беспокоиться о его здоровье и передал попечение о нем добровольным спасателям. Социальные работники из Комиссии по церковной социальной деятельности выхаживали Ивана-царевича больше месяца. Пролежни, образовавшиеся на спине, грозили ему скорой смертью. Вконец измучавшись физически и духовно, Иван Сергеевич перестал надеяться на успех, замкнулся в себе и стал угрюмым. Но тут, как в сказке, явилась Полина и спасла «царевича». Она посоветовала переложить больного на поролоновый матрац, умело обработала раны, смазала святым маслом и одним своим кротким видом утешила больную душу искалеченного бродяги. Эта молодая женщина служит при храме царевича Димитрия в Первой Градской больнице Москвы, имея опыт работы и образование медицинской сестры. Ее совершенная простота и тихая сердечность пробила заскорузлую скорлупу недоверия и обиды. И если возможность подняться на ноги уже не существовала, то шанс приподняться духовно у Ивана Сергеевича появился. Он буквально воспрял духом, стал помогать женщинам, подбадривая их шутками и благодарными словами. С Полиной сразу установились сердечные отношения и взаимопонимание. Так все вместе они выхаживали Ивана-царевича и боролись за его жизнь.
А затем Ивана Сергеевича перевезли в центр социальной адаптации «Филимонки». И здесь он прожил два года. Это были также нелегкие времена: однообразное и одинокое существование среди больных может сломать и закаленного человека. Социальная койка в прямом и переносном смысле – жесткая и холодная. В соцучреждениях всегда недостаточно персонала, а чтобы оказывать внимание и успевать заботиться о каждом жильце, нужно быть поистине подвижником духа. Что-то надо менять в этой сфере, и думается, что не только хорошие зарплаты могут поправить положение дел в сфере социальной защиты населения. Православное сознание, возвращенное людям, даст силы им самим возродиться и помочь тем, кто слаб и беззащитен.
Особенно тяжела для Ивана-царевича была обстановка замкнутого пространства и состояние неподвижности. Прошла острая боль от заживающих ран, пролежней, но другая – душевная – не проходила. Нужно было свыкнуться с мыслью о том, что теперь он во всем зависит от людей. Беспомощность порождала безысходность. Он стал чаще обычного вспоминать сибирские края и людей, когда-то близких ему. Большая часть жизни Ивана-царевича прошла среди первозданной природы: как же не хватало ему сейчас свежего воздуха и запахов тайги!
Социальный работник реабилитационного центра решила связаться с органами соцзащиты Свердловской области и узнать, есть ли возможность отправить Ивана Сергеевича в края, знакомые ему с детства. Ответ был положительным и через некоторое время начались сборы в дорогу.
Нужно добавить, что к тому времени в другой больнице Москвы довольно долго находилась на излечении женщина родом из Свердловска. Собственно лечение давно закончилось, но родственники не торопились забирать ее домой. Поэтому и решили работники отдела помощи бездомным отправить Ивана Сергеевича и Галину С. в Сибирь одним рейсом. Нужен был сопровождающий. Это сейчас кажется простым то, что случилось позже, а тогда найти человека, способного справиться с двумя тяжелыми больными, казалось невозможным.
Первая удача – Игоря Васильева не нужно было даже уговаривать. Он обрадовался такому предложению и сразу согласился, потому что давно хотел побывать в Сибири, особенно в Верхотурье, в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре и на месте гибели царской семьи в урочище Ганина Яма. Но одно дело – паломничество, а другое – сопровождение калеки и тяжелой больной, требующей ухода. Игорь ведь не медицинский работник, не сиделка. Крепкий мужчина, что и говорить, но справиться в условиях долгой дороги с обязанностями врача, няньки и грузчика одновременно, согласитесь, не всякий сможет. На что он рассчитывал? Говорит, что только на молитвенную поддержку людей. Пожалуй, впервые он понял и почувствовал, как важна для человека вера не столько в собственные силы, сколько в помощь Божию.
Полина прийти не смогла, но все равно собралось немало людей, в разное время участвовавших в спасении и реабилитации Ивана Сергеевича и Галины. Александр выручил тем, что привез Ивана-царевича прямо к поезду и помог посадить в вагон. У сумок с поклажей обрывались ручки, ведь для трех человек в пути много всего понадобилось. А настроение у провожающих и путешествующих было бодрым.
Гостинцы и добрые напутствия пригодились в трудной дороге. Неудобство доставили лишь соленые огурцы, съеденные с большим аппетитом без понимания осложнений, возникших позже. Домашняя пища, конечно, произвела впечатление на больных, да так, что Игорю приходилось следить, чтобы собственные пальцы не пострадали во время кормления.
С первых минут посадки в поезд «Москва – Екатеринбург», Игорь и его подопечные вызвали живой интерес попутчиков. Все удивлялись тому, что мужчина добровольно согласился на такую неблагодарную работу: обслуживать тяжелых больных. «Когда меня спрашивали проводники, где я этому научился, не знал, что и отвечать. Ведь милосердию сама жизнь учит…» – рассказывает Игорь. Когда он своим подопечным менял памперсы, его со всех сторон окружали любопытные дети, пришлось даже занавеситься простыней. «Это ваши родные?» – слышалось отовсюду. Вынужден был объяснить, чтобы не вызывать досужих разговоров.
А для Ивана-царевича и Галины это путешествие было откровением. После лежания на больничных и социальных койках в обстановке полной изоляции от мира здоровых людей, виды за окном на них производили впечатление космического масштаба. А там то и дело мелькали березки, роняя последние листья на отдыхающую землю. Закатное солнце просвечивало сквозь рыжеватый ельник. Но этот скромный осенний пейзаж вызывал неподдельную радость, и даже восторг. При виде храмов крестились. Иван-царевич крестился тем, что осталось от правой руки. В кармашек рубахи была положена икона Спасителя. Слезы стояли в его глазах, как у ребенка, впервые после долгой разлуки увидевшего родных. По радио зазвучали «Подмосковные вечера», Иван-царевич подхватил мотив, и теперь уже Игорю пришла пора прятать глаза.
Не все в дороге шло гладко, но возникающие проблемы удивительно скоро улаживались. Вот, например, когда приехали в Екатеринбург, и нужно было где-то переночевать, Игоря встретил друг, и непростой, а значительный. Незадолго до встречи Геннадий Жекул получил звание подполковника линейной службы МВД. На заснеженном перроне столицы сибирского края их ожидали два милиционера, четыре бравых грузчика кавказской национальности и один начальник смены. Иван-царевич был передан из рук в руки – честь по чести, как и положено. Первым желанием «царевича» на сибирской земле, как ни странно это для сказочного персонажа, а для нашего героя характерно, было закурить. И выкурил сигарету в две секунды, то есть за две затяжки.
На следующий день предстояла дорога в глубь Сибири. Здесь посреди суровой тайги стоят избы – больничные дома, в один из которых и был помещен Иван-царевич-путешественник. По всему видно, что это последнее его путешествие, но, согласитесь, оно по-настоящему значительное. Возвратился Иван-царевич в Русь исконную, деревянную, избяную. Здесь можно и дышать полной грудью, и видеть красоту земную, и понять, наконец, зачем все это: и долгие страдания, и краткие радости, и неизбежные прощания.
А Игорь после честно выполненной работы заслужил паломничество по святым местам Сибири. Но возникли сложности с маршрутом, к тому же, паломническая служба отдыхала. И сама возможность посетить монастырь в течение одного дня казалась нереальной. И вот, когда Игорь уже стал впадать в уныние, раздался звонок, и ректор духовного училища Верхотурья предложил встретить его в монастыре. Игорю показали не только монастырь, но и музей, в котором находится экспозиция, рассказывающая об истории возникновения и восстановления обители. Потом Игорь отправился на место мученической кончины Святых Царственных Страстотерпцев.
Слава Богу за все!

Татьяна КОЧУРА

Читать следующую историю

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?