Православный портал о благотворительности

Помощь бездомным: истории из практики социального работника

На засаленной бечевке висит красный пластмассовый крест. Откуда? На дороге нашел. Там много всего лежит, и вещи хорошие прямо в мешках выбрасывают. Это из машины не видно, а так все найти можно. А что ел? Снег кушал, оттого и весь простыл. Зачем шел? А справку получить, что работал на заводе. Паспорт есть? Нет, отняли в милиции.

Читать предыдущую историю

Житейские истории из практики социального работника.

Помяните Папу Римского
Почти в каждом отделении есть палата, куда определяют бездомных бродяг. Как правило, она становится самой обтрепанной и убогой. На тумбочках не видно гостинцев, только пустой стакан, да засохший кусок больничного хлеба.

В одной из таких палат в отделении хирургии больницы №53 уже несколько месяцев находится Алексей Горшков. За время лежания он успел обрасти бородой, сам рыжеватый, скуластый. Рассказывает о своей жизни с философским спокойствием: « в аккурат под Новый год привезли меня на скорой. Я совсем уж было помирал – слабый, упал в лужу и ноги отморозил, но повезло – выполз на дорогу к автобусной остановке, а тут молодежь меня заметила, а сейчас же у всех сотовые телефоны, вот и вызвали скорую помощь».
Читаем в истории болезни : «доставлен в состоянии алкогольного опьянения». Об этом многие стараются умолчать.

Ситуация у него невеселая – паспорт давно потерян, прописка в Москве хоть и сохранилась, но отец отказался его пустить домой. Сам о себе говорит: « надоело пьянство это, уже хочется покою, в дом инвалидов бы мне».

Для того, чтобы оформить инвалидность и отправить его в дом инвалидов – нужен паспорт. С пропиской в центр социальной адаптации не берут. Куда его, на улицу?
Социальный работник Анна Климова поехала хлопотать о нем в департамент социальной защиты, и там, к счастью, дали добро на отправку Горшкова в Филимонки. Алексей переживает , как он будет ходить на костылях – одна нога ампутирована до колена, вторая пол-стопы. Очень слабый, от напряжения, когда стоит на костылях весь дрожит. Перед дорогой ему надавали фруктов, булочку. Он все оставляет своим соседям , говоря : помяните отца.
Спрашиваем : какого отца?
– Да Папу Римского. ..

За эту зиму бомжей было как никогда много
Пятая терапия: заведующий отделением Илья Яковлевич показывает нам записную книжку, где у него отмечены все бомжи : «За эту зиму бомжей было как никогда много – 16 человек только у нас. Вот они у меня все отмечены. Что же дальше будет?».

На дороге много всего лежит
Алексей Старостин пешком шел из Орла в Москву, крепко простудился. Теперь попал в терапию. Весь мокрый от слабости, но в глазах некий горячечный блеск. На засаленной бечевке висит красный пластмассовый крест. Откуда? На дороге нашел. Там много всего лежит, и вещи хорошие прямо в мешках выбрасывают. Это из машины не видно, а так все найти можно. А что ел? Снег кушал оттого и весь простыл. Зачем шел? А справку получить, что работал на заводе. Паспорт есть? Нет, отняли в милиции. Разве Господь велел паспорта давать?
У нас попросил только одежду, да обувь – уж износилась.

Цыгане
Из детских страшилок, что заберут цыгане, они превратились в некую опасную реальность. Три человека рассказали, что сбежали от цыган. Все с Украины – инвалиды без ног. Один из них рассказал, что его цыгане сманили из дома инвалидов, наобещав золотые горы. Сейчас он сбежал от них, но возвращаться не хочет обратно. « Там – как в тюрьме, а здесь я еще погуляю. Что меня дальше ждет, кто знает?»

Будешь у церкви сидеть и покалеченную ножку показывать
Катя из Подмосковья. Невысокая, стройная девушка. Острижена наголо, под глазом синяк. Голос хриплый. В больницу попала с обморожением пальцев : «На улице, то снег, то оттепель, а валенки, что у меня были намокают. Спали мы в одном домике , где холодно, вот нога у меня стала болеть. Ребята вызвали скорую и меня сюда привезли». Здесь Кате ампутировали пальцы на одной стопе.

Рассказывает, что жила в Подмосковье, но мать умерла, с отцом отношения не сложились. Ушла жить к парню, но тот погиб. Когда вернулась домой, оказалось, что квартира продана, отец уехал неизвестно куда. С тех пор живет на улице , как она говорит : «с ребятами». Рассказывает про то как отец ее обманул – голос дрожит, слезы в глазах. Соседки говорят, что приходили ребята к ней в больницу, но такие пьяные, что пришлось их выпроваживать.
Катя мечтает восстановить паспорт и устроится на работу : « Мне одна женщина обещала из ларька у метро, где мы снег убирали».

Но с жителями Подмосковья самые сложные возникают ситуации – в центры социальной адаптации Москвы их не принимают, а у Московской области нет своих центров. Ездить хлопотать за Катю с получением паспорта , проблематично. Сама она вроде бы передвигается, но бюрократическая волокита ей предстоит длительная. Так как никаких документов нет, то придется , как объяснили в паспортном столе, получать дубликат свидетельства о рождении , а затем уже с ним начинать восстанавливать паспорт. На все это нужно несколько месяцев, а за воротами больницы ее ждет привычная среда, откуда так трудно вырваться. Соседки по палате жалеют Катю, одна из них пожилая женщина горячо вступается: « Помогите ей, а то будет у церкви сидеть и покалеченную ножку свою разбинтовывать, да показывать». Лечащий врач жалеет Свету и оставляет ее еще подлечиться, но обнаружили сифилис и отправили в диспансер.
Мы успели только снабдить ее вещами. Куда она дальше отправится?

Ваш папа умер в пятницу
В ординаторской сообщили, что поступил новый больной. Тяжелый. Евгений уже в годах, рассказывает, что поменял квартиру в Москве, на Клин, а Клин на Тулу и живет бродягой давно. Есть у него сын, но он «презирает отца, за такой образ жизни». Очень тяжелый запах от Евгения и сестра, отчитывая его за неряшливость, обтирает спиртом. А через несколько дней, сообщили, что у Евгения рак… Может надо позвонить сыну? Поискали и нашли телефон, но дома все никого не было. И думалось, что еще успеется. Когда в очередной раз спросила про него у врачей- сказали: « Уже отдал Богу душу». Вот и не успелось. Пытаюсь дозвониться в очередной раз. Что сказать… Ваш папа умер в пятницу? Как-то ни разу не приходилось сообщать о смерти родственников. В один из дней, наконец, трубку берут на мое сообщение слышу в ответ растерянное и нелепое спасибо.

Татьяна КОСИК

Православная группа помощи бездомным –
Осуществляет неотложную медицинскую помощь наиболее страждущим уличным бездомным, а также мониторинг больниц на предмет поступления в них людей с улицы; помощь в разыскании родных, восстановлении документов и т.д. Координатор от Комиссии – Кузнецова Наталия Николаевна. Контактный тел. 237-34-27

Читать следующую историю

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version