«Ночлежка» и общественное движение «Петербургские родители» запустили проект по социализации детей-сирот. Раз в неделю подростки отправляются покормить и поддержать бездомных.
Обитателей резерваций, называемых детскими домами, не особо стараются учить жить в «большом мире». Главные задачи здесь: накормить, одеть, дать формальное школьное образование и крышу над головой до то той поры пока не кончится официальное детство. В результате у покидающих в свои сроки детские дома юных людей есть много шансов довольно быстро оказаться в какой-нибудь другой резервации. Одна из таких резерваций – бездомность. Географических границ она не имеет, но в России выбраться из нее куда сложнее, чем из того же детского дома.
Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Ночлежка» совместно с общественным движением «Петербургские родители» запустила проект по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Раз в неделю подростки отправляются в качестве волонтеров на «Ночном автобусе», чтобы покормить и поддержать бездомных жителей города не Неве. На сегодняшний день в проекте участвуют две воспитанницы социального приюта «Детский ковчег». Об истории и перспективах проекта рассказывает координатор проектов «Ночлежки» Виктория Рыжкова:
– Несколько лет назад к нам обратился один детский дом с вопросом, можно ли привести детей к нам на экскурсию – потому, что у них такие сложные детки, многих из них забрали из семей уже в довольно взрослом возрасте, у некоторых уже были проблемы с законом, некоторые были агрессивными. То есть это дети, у которых плохо с социальной адаптацией. И заведующая детского дома решила показать им, в какие ситуации они могут попасть, выйдя из детского дома, если не возьмутся за ум. Потому что просто словам они не верят – им помогает очень много разных людей, постоянно дарят вещи, игрушки. Такая ситуация развращает детей – они получают все даром, им ничего не нужно делать.
И когда они выходят из детского дома, то оказываются социально неадаптированными. Некоторые из таких подростков даже не знают, как что-то покупать в магазине. И если кому-то из них достается какое-то жилье, то часто они с этим жильем расстаются – или их выселяют аферисты, или они неудачно это жилье продают, чтобы получить деньги на что-то еще… Получается, что выпускники детских домов – наши потенциальные клиенты. И вот уже в течение двух лет к нам периодически приходят на экскурсию группы детей из детских домов, и даже обычных школьников. Экскурсии проходят так: сначала в библиотеке я рассказываю детям историю российской бездомности за последние 23 года, рассказываю о том, как и почему люди оказываются на улице, как возможно выбраться из этой ситуации, потом у нас завязывается диалог, после чего я показываю им приют. Так у детей меняется мировоззрение, меняется отношение к бездомным.
– А как дети-сироты стали вашими волонтерами?
– В. Р.: Однажды я рассказала об этих экскурсиях координатору волонтеров организации «Петербургские родители» Анастасии Морозовой, и у нас родилась идея, чтобы дети еще и как-то участвовали в помощи бездомным. И вот уже несколько месяцев две 16-летние воспитанницы социального приюта «Детский ковчег» ездят с нашим «Ночным автобусом» на раздачу бездомным горячего питания. Надеемся, что со временем таких волонтеров у нас будет больше. Во-первых, заботиться о ком-то – это хорошее дело, во-вторых, дети видят, что бывает в жизни, что жизнь состоит не только из конфет и игрушек.
– Все-таки какая главная задача проекта – научить детей-сирот заботиться о ком-то или показать им, что может случиться с ними, если они будут неосторожны?
– В. Р.: Главная задача – научить их думать. Помощь бездомным для детей из детских домов – это серьезный шаг вперед в плане их же собственной социализации. Девочки ездят с «Ночным автобусом», общаются с разными посторонними людьми, то есть они уже не замкнуты в пространстве своего приюта и могут сами составить мнение о том, кто такие бездомные. Они ездят по одним и тем же местам стоянок нашего автобуса, у них складывается общение с конкретными людьми, которые приходят туда за едой. Немаловажно, что одна из девочек состоит на учете в нашей организации – у нее есть справка «Ночлежки» о том, что она является бездомной.
– Сейчас с «Ночным автобусом» ездят две уже довольно взрослые девушки. А вообще, с какого возраста воспитанник детского дома может стать вашим волонтером?
– В. Р.: Думаю, что это должны быть старшеклассники – от 16 до 18 лет. Но если кто-то из, например, 14-летних захочет тоже участвовать в этом проекте, то, понятно, что это возможно только в сопровождении воспитателя. А в более младшем возрасте все-таки браться за это дело еще рановато.
– Как по-вашему, этот проект может как-то еще развиваться?
– В. Р.: Сейчас у меня в голове есть мысль о том, что дети могут участвовать и в других наших проектах, кроме «Ночного автобуса». Например, у нас часто не хватает людей и средств на то, чтобы устраивать с бездомными походы в музеи или в театры. А детям для их общего развития это тоже может быть полезно. В прошлом году мы водили группу бездомных, жильцов нашего приюта, в Эрмитаж. Для многих из них этот поход был откровением – они никогда раньше там не были. И я думаю, что вместе с детьми такие походы осуществлять было бы тоже интересно. Тем более, что реакции на посещение музеев, театров, кино приблизительно одинаковые что у детей, что у наших подопечных.
– Бездомные отреагировали как-то особо на ваших новых волонтеров?
– В. Р.: Особенно никак не отреагировали потому, что внешне девочки не очень отличаются от наших обычных волонтеров, многим из которых по 17-18 лет.
– Вы налаживаете взаимоотношения между представителями двух групп риска. А вот сами ваши подопечные, уже получившие помощь, склонны помогать своим собратьям по несчастью?
– В. Р.: Раньше с «Ночным автобусом» ездили некоторые обитатели нашего приюта. Но сейчас, если человек хочет нам помогать, мы находим ему какую-либо работу в приюте.
– Как дети из какого-либо учебного заведения могут попасть к вам на экскурсию?
– В. Р.: Какого-то специального Дня открытых дверей у нас нет. Обычно нам просто звонят из школы или из детского дома, и мы обговариваем нюансы, назначаем встречу. Часто дети, перед тем, как приехать к нам, собирают для пожертвований бездомным продукты, вещи. Из одного областного детского дома к нам уже дважды приезжали на Пасху группы детей вместе со священником, раздавали куличи и крашеные яйца.