Уже утром во вторник подъехать к монастырю невозможно – на несколько километров вдоль дороги выстроились машины тех, кто хотел бы попрощаться с любимым батюшкой. Постоянно подъезжают автобусы с людьми.
– Он ушёл на Державную, которую очень почитал, – сказал журналистам наместник монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф. – Батюшка здесь подвизался более 35 лет. Последнее время он часто говорил: «Мне хорошо здесь, я дома нахожусь». В нём была огромная сила духа. Мы верим, что Господь взял его на Небеса и батюшка молится за нас».
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) родился 8 марта 1932 года в селе Становой Колодезь Орловской области в благочестивой крестьянской семье.
Детство будущего старца пришлось на военные годы. В 1942 году после тяжелого ранения скончался его отец Афанасий Иванович. Мать Алексея, Клавдия Васильевна, посвятила себя воспитанию детей, отказавшись от повторного замужества.
После окончания школы в 1949 году Алексей проходил службу в армии, где по настоянию старшины вступил в комсомол, о чем впоследствии глубоко сожалел, видя в этом грех против Бога.
Окончив машиностроительный техникум в Серпухове, молодой человек по распределению попал в город Камышин Волгоградской области. Под руководством иерея Иоанна Букоткина Алексей решил посвятить жизнь служению Богу и поступил в Саратовскую духовную семинарию.
Путь духовного становления будущего старца продолжился в Ленинградской духовной семинарии и академии. Здесь, по благословению духовника, он принял монашеский постриг с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских, а затем рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.
Десять лет своей жизни, с 1966 по 1976 год, отец Илиан провел в Псково-Печерском монастыре.
Особая страница в жизни старца связана со Святой Горой Афон, куда он был направлен решением Священного Синода в марте 1976 года.
В русской обители великомученика Пантелеимона отец Илиан стал одним из тех немногих монахов, которые помогли сохранить древнюю обитель для Русской Православной Церкви в непростое время, когда обсуждалась возможность ее передачи грекам. На Афоне он нес подвиг уединенной молитвы в скиту на Старом Руссике и был духовником братии Пантелеимонова монастыря.
В конце 1980-х годов отец Илиан был призван вернуться на Родину для возрождения монашеской жизни в Оптиной пустыни. Прибыв в обитель в 1989 году, он принял здесь постриг в великую схиму с именем Илий в честь одного из Севастийских мучеников и вступил на путь старческого служения.
В 2009 году схиигумен Илий стал духовником Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и переехал в Переделкино. На Пасху 2010 года в храме Христа Спасителя он был возведен Святейшим Патриархом в сан архимандрита.
15 марта 2025 года на 94-м году жизни отошел ко Господу.
Уже с раннего утра войти на территорию трудно – очередь желающих попрощаться с батюшкой небольшая, но движется очень медленно.

Люди в очереди, приехавшие попрощаться с батюшкой из разных городов, говорят одинаково: «Мы осиротели теперь без него».

Чтобы зайти в храм, надо преодолеть две рамки-металлоискателя. Прощание со старцем идет, начиная с понедельника, и сегодня, во вторник, по причине огромного количества народа Казанский храм оцеплен, туда не попасть.

Верующие терпеливо стоят на площади перед храмом. Идет литургия. Для тех, кто не смог попасть внутрь, служба транслируется на экране, установленном во внутреннем дворике обители.
Люди на улице реагируют на происходящее по-разному. Кто-то пытается прорваться сквозь оцепление, чтобы подойти ко гробу любимого батюшки, и ругается с охранниками.

Другие, стоя в стороне, спокойно молятся с закрытыми глазами или следят за богослужением на экране. Многие держат в руках охапки цветов. Венков немного, кажется, самый красивый, из белых роз – от Патриарха. Живых цветов вообще очень много и больше всего белых роз.

Люди возле храма сосредоточены на своих переживаниях и, наверное, на молитве, но многие делятся, что они здесь потому, потому что хотят попрощаться с человеком, который буквально разделил их жизнь на «до» и «после». С человеком, который по их словам, не только вел ко Христу, но и в какой-то тяжелый момент согрел своей любовью.

Возле дверей храма стоят несколько пожилых монахинь в черных пальто и апостольниках. Их тоже не пропускают. Они кутаются в серые пуховые платки и смиренно молятся. Одна из них, старенькая, с двумя палочками, грустно рассказывает знакомому священнику, что они едут к старцу Илию издалека. Выехали на автобусе еще накануне и очень хотели попасть в Казанский храм ночью, когда было поменьше народа. Но автобус сломался, и они добрались с большим трудом в Оптину только сейчас, утром, когда уже никого не пропускают. А им так хочется попрощаться с любимым батюшкой. И когда вдруг выходит оптинский священник и ведет их внутрь, монахиня плачет от радости.

Площадь перед храмом наполняется людьми так плотно, что совсем не остается свободного места. Из храма на улицу выходят священники на исповедь. К ним выстраивается огромное количество верующих. К священникам, которые вышли с Чашами, выстраиваются причастники. Заканчивается литургия.

Оптинский батюшка произносит проповедь о том, что нужно доверять больше Господу и что без скорбей никому не прийти к Богу.

В 12:00 начинается отпевание. Его совершает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во главе сонма духовенства. Старец Илий много лет был духовником Предстоятеля Русской Православной Церкви.
– Подлинная любовь всегда связана с самоотдачей. В наших сердцах отец Илий навсегда останется старцем, который открывал свое сердце тем, кто к нему обращался. Он полностью посвятил свою жизнь служению Богу и ближнему. Мы надеемся, что он будет ходатайствовать за нас у Царя Небесного, – говорит у гроба своего духовника Святейший Патриарх Кирилл.

Отпевание закончилось. Святейший Патриарх Кирилл вкладывает в руки усопшего грамоту с разрешительной молитвой. Присутствующие начинают прощаться со старцем Илием. После прощания гроб с телом старца под погребальный звон обносят вокруг Казанского храма, после чего процессия направляется на территорию братского некрополя возле восточной стены монастыря.

Женщина средних лет вытирает глаза: «Помолись там за нас, батюшка!» Гроб опускают в могилу. Это совсем рядом с часовней в честь Воскресения Христова, которая выстроена на месте погребения оптинских мучеников – иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима. Люди не хотят расходиться, молятся рядом.

– Почему я здесь? – тихо переспрашивает калужанка Ирина. – Знаете, вообще-то я собиралась к старцу Илию съездить поговорить, задать вопрос, который меня очень мучает. Но я узнала, что он духовник патриарха, и подумала: куда мне? Как я его найду, такого человека? А поговорить очень хотелось. И вот когда я увидела новость, что старец Илий умер, я поняла, что мне нужно с ним обязательно попрощаться. Мне нужно встретиться с ним хотя бы так. И я благодарю Бога, что попала в храм и повидалась с ним хотя бы так, когда он ушел в жизнь вечную. Я думаю, что это смерть праведника.