Священник Андрей Постернак (храм святителя Николая в Кузнецкой слободе)
– О том, надо ли давать милостыню или нет, вполне определенно сказано в Священном Писании. В Ветхом завете, в Новом, в Евангелии говорится, что человек должен обязательно помогать ближнему.
В этом и есть выражение заповеди любви к ближнему, поэтому, когда такой вопрос встает, ну очевидно, что Господь именно такой дает на него ответ.
Другой вопрос, что, когда даешь милостыню, возникают какие-то сомнения. Но надо помнить, что эти сомнения были всегда: во времена Филарета Милостивого, и во времена Средневековья, нового времени, когда было много попрошаек, жуликов, как бы мы сейчас сказали.
Очевидно, что просят милостыню люди, которые перешли определенный барьер в общении с другими: им уже не стыдно, например. Просить для них становится определенной профессией, поэтому тот вопрос, возникающий у людей, которые хотят дать милостыню, извечен.
Конечно же, Господь призывает давать милостыню всем, кто просит, с каким бы сердечным настроением человек ни просил. А если у дающего есть сомнения, то естественно, чтобы он поступал с рассуждением, по совести, так, как он сам считает нужным.
Есть люди, которые принципиально не подают милостыню. Они не хотят поддерживать жуликов или тех, кто находится в рабстве у других, тех, кто занимается попрошайничеством, потому что их заставляют. Некоторые не подают, потому что не хотят, чтобы их деньги пошли на какие-то страсти человека, когда он выпивает, например.
Повторюсь, когда возникают такие сомнения, каждый сам должен для себя решать. Либо совсем не давать, либо подать так мало, чтобы исполнить с одной стороны заповедь, а с другой – не поощрять большой суммой те страсти, которые у человека существуют.
Я думаю, что все-таки в первую очередь мы должны руководствоваться словами Священного Писания, должны стремиться помочь людям. А уже в какой форме и как, и в каком объеме, наверное, каждый может и должен решать за себя. Унифицированных правил не существует, нет специальных пособий о том, как подавать милостыню. Главное именно то, что заповедовал Господь: надо любить ближнего своего и помогать ему по мере своих сил и возможностей.
Священник Дмитрий Агеев (храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке)
– Подаяние просящему не просто связано со служением Господу, это и есть само служение Ему! Христос прямо сказал: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (мф. 25:40). Без помощи нуждающимся, все остальное служение теряет смысл.
Думаю, что Бог на том свете не спросит нас как усердно мы исполняли богослужебный устав или сколько позолотили куполов, воздвигли памятников святым. А вот накормили ли мы голодного – Он обязательно спросит.
Преподобный Исаак Сирин сказал: «Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня», а святитель Иоанн Златоуст так вообще ставил практически знак равенства между милостыней и крещением, говоря, что милостыня так же очищает душу, как купель – грехи.
Я не хотел бы здесь писать подробную инструкцию, кому и сколько надо подавать и «как отличить настоящего голодного от ненастоящего». Если человек бездомный, голодный и просит – ему надо помочь, если есть такая возможность.
Мы не можем, к сожалению, помочь всем нуждающимся. Их очень много. Но мы можем помочь хотя бы некоторым. Это уже немало. Вспомним Евангельскую причту о богаче и Лазаре. Уделив от своего достатка совсем немного, что порой и незаметно для нас даже, мы можем спасти от смерти нищего и эти малые крохи способны изменить нашу жизнь в вечности.
В нашей стране сегодня такое огромное количество нищих, голодных и убогих, что есть возможность «выбора», если уж так хочется повыбирать – кому твои сто рублей попадут заслуженно, а кому нет.
Всех жалко, все нуждаются в помощи. И люди зависимые в том числе. Мне кажется, что одно из заблуждений, унаследованных нами от советских времен, которому мы продолжаем следовать, – это считать алкоголизм исключительно пороком, с которым можно справиться общественным порицанием. А между тем это, прежде всего, болезнь. Страшная и беспощадная, победить которую можно (в большинстве случаев) только используя медикаментозные и психологические лекарства.
Нам не жалко алкоголика на улице или в метро, не жалко наркомана, совершающего преступление. Хотя каждый, кто имеет опыт общения с зависимыми людьми, знает, что человек в таком состоянии не понимает, что он делает, не контролирует свои поступки. Но нам жалко алкоголика (наркомана), который разрушил свою семью, перечеркнул жизнь другого человека, лишил (часто навсегда) счастья женщину, нанес (тоже часто навсегда) травму детям. Он проспится (одумается, завяжет), приходит просить прощения – и нам его жалко со стороны. И мы уже осуждаем потерпевшую сторону (жену): «Ну почему она не простит? Он же, дурак, не понимал, что делает…одумался…надо дать шанс…».
Всех жалко. Все несчастные. Всем жизнь поломана.
Наивно думать, что если мы не дадим пьяному человеку 100 рублей, то он бросит пить. Он может умереть. И есть ему все равно хочется, даже если он и пьян. Зависимость, к сожалению, не так лечится.
Мысль о том, что, не давая просящему хлеба, мы делаем ему благо, конечно очень удобная, но лживая.
Эксплуатация бездомных и больных людей с целью сбора денег – ужасная и порочная система. Позор, что это существует в нашей стране. Мы все сейчас умные и грамотные и в большинстве случаев всегда безошибочно видим – где перед нами «профессиональный» нищий, а где действительно нуждающийся.
Если человек просит на билет, операцию и т.д., попробуйте предложить нематериальную помощь. Предложите купить еды. Дайте телефоны служб, которые помогают в трудных жизненных ситуациях. В «Милосердии» есть несколько таких программ. Если мы видим женщину, собирающую милостыню с ребенком, то необходимо сразу позвонить в специальную службу. Большая вероятность, что ребенка эксплуатируют и ему нужна помощь.
Сейчас в нашей стране очень много благотворительных фондов, которые помогают больным, обездоленным. Большинство из этих фондов работает давно, их деятельность хорошо известна и заслуживает всяческой поддержки. Можно и нужно взять для себя за правило – регулярно (!) жертвовать таким фондам. И тогда уж точно не будет никаких сомнений, что деньги попадут по назначению.
Подавать милостыню и помогать нуждающимся надо не потому, что за это мы получим награду на Небесах, а не подав нищему – будем наказаны. Нет! Помогать просящему надо потому, что христианин не может поступать иначе.
И самое главное: рассуждая как бы не ошибиться, подавая милостыню не тому, важно помнить – всегда лучше ошибиться в другую сторону.
Священник Николай Петров (больничный храм святого благоверного царевича Димитрия)
– Конечно, подаяние ближнему – это служение Богу. «Кто сотворил это ближнему, значит Мне сотворил».
Господь сказал: «просящему у тебя дай». Значит нужно подавать всем. Если есть время и возможность разобраться в просьбе, то можно подать в том виде (пищу, одежду, билет на поезд), который наиболее полезен для просящего. Если, нет, то можно дать хоть немного. Дальше Господь устроит, если человеку нужно, он и понемногу наберет.
От хорошей жизни никто не пойдет просить, «достойно живущих» среди просителей нет, даже если они и обманщики.
Всех спасти невозможно, и думать, что кого-то спасешь, опрометчиво. Надо себя соблюдать и свою совесть. А если кто-то на твои деньги напьется, от этого его все равно не убережешь.
Такие отношения могут быть только с родственниками, их можно запереть, насильно спасать от пьянства, хотя результат неизвестен. Но здесь речь об улице. Если очень беспокоишься, дай денег, произнеси пламенную речь о вреде пьянства и молись за этого человека.
Также и в случае с преступниками. Господь все видит, им эти деньги будут в осуждение. А их рабов еще жальче. Если они не соберут нужной суммы, их и наказать могут. Можно дать им еще и какую-то еду по возможности, и тогда эта помощь пойдет точно им.
Священник Иван Захаров (храм Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице)
– Для меня, помощь нуждающимся – это, безусловно, служение. Все, что человек делает в этом мире, он делает пред лицом Христа. Даже когда совершает грех, все равно совершает грех перед Богом. И, конечно же, такое служение, как милосердие – это служение ради Христа.
Помогать нужно всем, ведь не от хорошей жизни человек стоит на улице и просит милостыню. Даже если им кто-то управляет, даже если средства, которые он собирает, не целиком получит именно он, все равно! Ведь ног у него нет, а у меня есть.
Конечно, бояться отдать пятак человеку проще всего. Но ведь это не милостыня. Если мы хотим оказать человеку помощь, нужно ему помочь от души. Мне более импонирует покупка человеку продуктов, чем просто деньги. Сложнее все со сбором на операцию или лечение. Однако и тут есть возможность: связаться в больнице, в которой точно окажут помощь действительно тяжело больному человеку.
Важно не то, ради Христа просит человек или же ради очередной дозы алкоголя. Важно наше участие в этом, ведь отвечать мы будем за себя и за того человека, который стоит с протянутой рукой.
Важна не галочка, а помощь, главное решить проблему с помощью структур, например. Как-то довести начатое до конца, помочь человеку вернуться к нормальной жизни. Отмечу, именно помочь человеку не ради галочки, а помочь с желанием от всего сердца, именно такая помощь будет полезна и просящему и, конечно, тебе самому духовно, ведь, Христос заповедовал любить ближнего.
Священник Алексей Батаногов (храм святого равноапостольного великого князя Владимира)
– Нужно, чтобы было желание, чтобы было милосердное сердце: подать, помочь. Можно не деньги подать, а еды купить, еще что-то, одежду какую-нибудь купить, поэтому главное – наше желание.
Господь желание наше принимает. А если даже это окажется мошенник, то Господь наше желание принимает, а то, как нуждающийся или обманщик, кто он окажется, как он распорядиться пожертвованием, это уже на его совести, он за это перед Богом будет отвечать.
Конечно, в больших городах много людей, в том числе, которые обманывают, злоупотребляют. Но если мы хотим помочь, мы распознаем, увидим, действительно нуждающегося человека.