Ох уж эти ученые, ничто не избежит их пристального внимания. Вот и сейчас: не успели мы обсудить причины переедания, как появляется новая научная работа на эту тему. Вы будете удивлены, но фактор влияния, который исследуют Кит Вилокс из Колумбийского Университета и Эндрю Стивен из Университета Питсбурга — это… Фейсбук!
В статье, опубликованной в Журнале исследований потребителя (Journal of Consumer Research), американские ученые утверждают, что общение с друзьями в социальных сетях, таких как Фейсбук и Твиттер, поднимает уровень самооценки, однако, в результате ослабления самоконтроля, имеет побочные следствия: нездоровые пищевые привычки.
Исследование состояло из пяти экспериментов. Во-первых, необходимо было выяснить, поднимает ли общение с близкими друзьями в социальных сетях уровень самооценки, во-вторых, повышается ли самооценка пользователей социальных сетей, важной частью общения в которых является демонстрация личных достижений.
Далее исследователи задались вопросом, приводит ли повышение самооценки через участие в социальных сетях к снижению самоконтроля, проявляющегося в нездоровом пищевом поведении. Но этим исследование не ограничилось. Ученые также попытались выяснить, влияет ли падение самоконтроля на способности пользователей принимать сложные решения и, наконец, как это сказывается на их финансовом положении. Используя обширные данные социологических исследований, они проверили, есть ли связь между участием в социальных сетях и наличием кредитов и задолженностей.
Основываясь на результатах исследования, К. Вилокс и Э. Стивен на все пять вопросов отвечают положительно. Интересно, что это в первую очередь касается тех, кто общается в Фейсбуке со своими реальными друзьями и родственниками и в меньшей степени — пользователей, использующих Фейсбук для поиска друзей виртуальных. Выводы исследования значимы для огромной части населения нашей планеты, учитывая, что в Фейсбуке зарегистрирован каждый седьмой ее житель. Есть над чем задуматься социологам и психологам.
«Результаты исследования вызывают обеспокоенность, особенно в свете того факта, что с каждым днем люди все больше и больше времени проводят в социальных сетях, которые становятся все доступнее своим юзерам: практически в любое время и в любом месте в интернет можно выйти через смартфон и другие электронные устройства», — пишут авторы исследования. «Самоконтроль играет огромную роль в поддержании общественного порядка и личного благополучия, поэтому данный эффект может иметь далеко идущие последствия. Особенно это относится к подросткам и молодым людям, являющимся самыми активными пользователями социальных сетей, которые стали неотъемлемой частью их ежедневной жизни».
Но не так все просто в научном мире. Если одна группа американских ученых озабочена тем, что Фейсбук приводит своих пользователей к перееданию и к жизни не по средствам, другая группа, а именно исследователи Центра изучения расстройств питания (Балтимор, США), считает, что опасность Фейсбука для пользователей как раз в противоположном — они чаще склонны недоедать, сидя на опасных для здоровья чрезмерно строгих диетах.
Опрос 600 пользователей от 14 до 60 лет показал, что более половины из них благодаря Фейсбуку стали чрезмерно озабочены тем, как они выглядят. 32% опрошенных опечалены своей внешностью по сравнению с внешностью других пользователей, 37% считают, что им нужно скорректировать свою фигуру, 44% завидуют фигурам своих френдов, глядя на фотографии, в их альбомах.
Гарри Брандт, директор Центра Расстройств питания, не удивляется тому, что современные люди западной культуры недовольны своей внешностью. Это не новость. «Что меня поразило, — признается он, — так это масштаб их недовольства». У работников Центра уже некоторое время назад возникло подозрение, что социальные сети усиливают фиксацию на фигуре, именно поэтому они и посчитали необходимым провести исследование. Результаты, по мнению Брандта, однозначно подтверждают их предположения. И хотя из исследования ясно, что фигурой, как всегда, в большей степени озабочены женщины, мужчины-пользователи Фейсбука отстают от них не более чем на 10%.
«Люди теперь постоянно думают о своей внешности, — говорит коллега Брандта, Стивен Крофорд, — Почти каждый считает, что ему необходимо стать стройнее, и это может заставить человека сесть на диету, рискованную для здоровья. Фейсбук становится очень влиятельным фактором в возникновении расстройств питания».
Гораздо проще избегать зеркал, считает Крофорд, чем побороть потребность хотя бы раз в сутки выйти в Фейсбук, а там мы не просто видим себя на фотографиях, но сравниваем свою внешность с тем, как выглядят многочисленные друзья по социальной сети.
Сам формат Фейсбука способствует этому. Один клик мышки — и пользователь видит свою фотографию пятилетней давности и расстраивается из-за того, что сейчас он выглядит старше и толще. Доходит до того, рассказывает Стивен Крофорд, что человек может отказаться пойти на вечер встречи выпускников, потому что он уверен, что выглядит хуже всех и стесняется взглядов однокашников.
Психолог Рэчел Симмонс, эксперт по психологии девочек-подростков, считает, что отсутсвие «лайков» под новой фотографией, выложенной в Фейсбуке, может способствовать развитию у юной девушки комплекса неполноценности. Это подтверждается выводами австралийских исследователей Доктора Ами Слейтер и профессора психологии Марики Тиггеманн.
В марте 2011 года Американская академия педиатрии сообщила о том, что спровоцированная Фейсбуком депрессия — это новое расстройство, которое представляет опасность для молодежи, и посоветовала родителям принять предупредительные меры. http://pediatrics.aappublications.org/content/early/2011/03/28/peds.2011-0054.full.pdf+html?ijkey=76f29031adb1f95a04cca23436b5ccdebfd5cd9f
Однако исследование ученых университета Висконсина, опубликованное в январе 2012 года, не подтвердило опасения Академии Педиатрии. Из участвовавших в нем 190 студентов в возрасте от 18 до 23 лет большинство проводило в Фейсбуке от 10 минут до 2 часов, и только 16, 8% — более 2 часов в день. Важно отметить, что опрос юношей и девушек проводился в реальном времени, поэтому собранная информация является более достоверной, чем в ретроспективных исследованиях, когда испытуемые отвечают по памяти о том, что было некоторое время назад. Кроме того, молодые люди должны были заполнить диагностические опросники: таким образом исследователи устанавливали, кто из них страдает умеренной или глубокой депрессией. Никакой корреляции между фактом депрессии либо ее глубиной и временем, проведенном испытуемыми в Фейсбуке, установлено не было.
Критики точки зрения Американской академии педиатрии считают, что выводы об отрицательном влиянии Фейсбука на эмоциональное состояние молодых людей связаны с тем, что для исследования были подобраны испытуемые, не имевшие хороших и близких друзей в реальной жизни и страдающие от одиночества. Именно это являлось первичным фактором в развитии депрессии у этих юношей и девушек, а не время, проведенное в социальных сетях.
Одна из авторов нового исследования, доктор Лоран Желенчик считает, что важно не сколько времени подросток проводит в социальных сетях, а насколько осмысленно он ими пользуется для общения. Если все сводится к подсчету «лайков» под фотографиями и статусами — это один уровень общения, и совсем другое дело, когда молодые люди обсуждают значимые события в своей жизни и жизни общества, популярных музыкантов, книги и фильмы.
«Я не спорю с тем, что социальные сети влияют на настроение молодых людей, — говорит Желенчик, — Но если ваш сын или ваша дочь-подросток проводит много времени в Фейсбуке, но при этом хорошо учится, активно участвует в жизни школы и имеет реальных друзей, вам не за чем беспокоиться о том, что общение в социальных сетях может иметь для вашего ребенка негативные последствия».
Пожалуй, результаты всех описанных выше исследований можно было бы обобщить слоганом: «Не человек для Фейсбука, а Фейсбук для человека» или «Все, что делаешь, делай осмысленно». Касается это в первую очередь взрослых, которые могут и должны наполнить свою жизнь и жизнь своих детей реальным общением и значимыми ценностями. Тогда количество виртуальных лайков в социальных сетях не приведет ни к обжорству, ни к недоеданию, ни к депресии.