Православный портал о благотворительности

«Получают не выше тройки»: Дети беженцев говорят по-русски, но им очень трудно учиться в российских школах

Проблему могут решить репетиторы-волонтеры: они помогают ребятам восстановить пробелы в знаниях и понять разницу между русским и украинским языком. Оказалось, что это влияет на успеваемость по всем предметам

Дети беженцев до сих пор сталкиваются с проблемами в российских школах. Даже те, кто приехал в нашу страну больше года назад, все еще не могут полностью адаптироваться с учебой и нуждаются в помощи.

Почти у всех есть сложности с русским языком: ученики свободно общаются по-русски, но при этом испытывают трудности с орфографией, пунктуацией, не могут писать изложения и сочинения, с трудом читают и понимают печатный текст. Проблемы с русским вызывают эффект домино: ребята не могут разобраться в условиях задачи, верно прочесть задания, есть сложности с теми предметами, в которых требуется знать специальную терминологию: в украинских школах она звучит иначе. В итоге дети теряются и не могут догнать сверстников.

В результате многие беженцы были вынуждены посещать учебные заведения с потерей года, спустившись на класс младше. Но даже там они чаще всего остаются неуспешны: дети плачут и отказываются ходить в школу, чтобы не получать плохие оценки. Устранить пробелы в образовании семьям помогают репетиторы-волонтеры. Этот вид поддержки все еще остается крайне востребованным: беженцы не могут позволить себе оплачивать услуги частных преподавателей.

Неправильно ставила запятые и не знала, что такое «палисадник»

Коллаж. Репетитор Елизавета и Станислава
Репетитор Елизавета и Станислава

13-летняя Станислава Карван приехала в Москву из Хмельницкого год назад с родителями и тремя братьями и сестрами. В семье общались по-русски, но писать Станиславе трудно: у себя на родине в школе она училась на украинском языке. Так происходило согласно закону «Об образовании», принятому на Украине в 2017 году: он предписывал поэтапно сокращать число школ с преподаванием на русском. К 2020 году таких учебных заведений в стране не осталось вовсе, за редким исключением, как правило, допустимым лишь в начальных классах.

В Москве девочка сразу пошла в школу, в 8-й класс без потери года, но оценки по русскому были низкими – не выше тройки. Больше всего хромала орфография, слова Станислава писала с ошибками. «Русский язык намного сложнее украинского, в нем больше ловушек. Когда я писала кому-то сообщения, меня порой просто не понимали. В школе были учителя, которые хотели мне помочь. Но у них не получалось объяснить мне правила просто и доходчиво», – делится школьница.

Так в жизни Станиславы появилась репетитор-волонтер Елизавета Вовченко. Семья Карванов обратилась с таким запросом в Церковный штаб помощи, где уже вовсю работал волонтерский репетиторский проект.

«Главной проблемой на начальном этапе я назвала бы путаницу в головах моих учеников. Они знают правила, но не могут их применить. Объясняешь термины – они понимают их, но запомнить не могут. Долго мы проходили разницу между членами предложения и частями речи, – рассказывает Елизавета. – Приходилось отдельно вспоминать части речи и отдельно – члены предложения, а потом все связывать воедино».

Была путаница и со знаками препинания. Станислава или не ставила их вовсе, или ставила интуитивно, но неверно. Приходилось переучивать, а это, как утверждает Елизавета Вовченко, сложнее, чем учить с нуля. Еще одна проблема – многих слов девочка не знала, из-за этого были проблемы с их правописанием. Трудными оказались «палисадник», «монокль», в целом все литературные, сложные, редко употребляемые в повседневной жизни слова. Чтобы пополнять словарный запас, репетитор со своей ученицей много читали, в основном произведения классической русской литературы.

Как говорит Елизавета, учителя в школах обычно эти проблемы решить не могут, ведь многие из них возникли в начальной и младшей школе, и возвращаться к ним в старших классах у педагога нет возможности. Родители тоже не справляются: многие не помнят правила грамматики, пишут скорее интуитивно. Все ученицы Елизаветы – кроме Станиславы она помогает еще четверым девочкам, которые приехали в Москву с Украины – за прошедший учебный год по русскому языку получили 4 и выше. Они начали понимать, зачем вообще нужны правила, как писать сочинения интересно, как анализировать текст.

Не знали правила о перемене мест слагаемых и писали слово «ночь» по-украински, без мягкого знака

Ольга Шурыгина с двумя детьми приехала в Россию из Донецкой области 6 февраля 2023 года. Как и многие, семья сидела без воды, электричества, под обстрелами. Несколько мирных лет Ольга ездила в Москву на заработки, здесь остались знакомые, поэтому женщина решила перебраться в столицу. Переезжала беременная, здесь родилась третья дочь.

Старшие дети, Ксения 16 лет и 11-летняя Аня, после переезда в школу не пошли. Старшая на родине окончила 9-й класс, младшая числилась в 5-м. Но последний год обе толком не учились, интернета и электричества часто не было. Как говорит Ольга, если раз в месяц получалось выйти на онлайн-уроки, уже хорошо. До этого был долгий период дистанта, который тоже сказался на качестве и количестве знаний.

В марте в жизни девочек появился 21-летний репетитор-волонтер Глеб Акулич от Фонда помощи беженцам «Дом с маяком». Молодой человек учится во Всероссийской академии внешней торговли, как репетитор преподает русский, математику. Раз в неделю каждая из девочек по полтора часа занимается с Глебом русским и математикой. Уроки идут без перерыва даже летом.

Главной сложностью Глеб называет отсутствие фундаментальных знаний, по русскому и математике нужно было восстановить некоторые темы начальной школы. «Проседали» даже простые математические операции: девочки могли всерьез задуматься, есть ли разница между 2+3 и 3+2 или 5х6 и 6х5. Также ученицы часто сталкивались с проблемами в текстовых задачах. Допустим, в условной задаче про возраст говорится, что девочка А старше девочки Б на 5 лет и младше девочки В втрое, сколько лет девочке А? На осмысление и решение уходило много времени как раз из-за сложных для Ксении и Ани текстовых конструкций.

С русским – свои сложности. Ксюша и Аня путались в правилах, которые в русском и украинском сильно отличаются. Например, по-русски мы пишем «ночь», на украинском «нiч» – вот и готовая ошибка, которая существенно снизит оценку.

«Поначалу они очень переживали и стеснялись. Но Глеб быстро расположил их к себе, с каждым уроком они все больше раскрывались», – говорит мама Ксении и Ани. Она добавляет, что, если бы не было репетитора-волонтера, самостоятельно семья бы не справилась. «Час репетитора сегодня стоит не менее 700 рублей. У меня две дочери, получается минимум 1400 рублей в неделю. В месяц уже 5600 рублей, это большие для меня деньги». Прогресс есть – сестры изучили основы русского языка и математики. Научились вычислять в больших величинах, прошли все операции – вычитание, сложение, умножение, деление, деление в столбик, простейшие уравнения, схематическую запись задач. Глеб планирует с младшей из сестер Шурыгиных заниматься минимум до осени, со старшей еще дольше. В сентябре Ксения и Аня пойдут в школу с потерей года – старшая снова в девятый, младшая – в пятый класс, но есть надежда, что девочки будут чувствовать там себя уверенней.

Нужнее всего русский, математика, английский, а волонтеры предлагают китайский и живопись

В настоящее время получить поддержку репетиторов-волонтеров в Москве могут подопечные двух крупных благотворительных организаций – Церковного штаба помощи беженцам и Фонда помощи беженцам «Дом с маяком». Подобные проекты есть и в других городах России.

В фонде помощи беженцам «Дом с маяком» говорят, что регулярную репетиторскую поддержку предоставляют с лета прошлого года. Уже тогда стало ясно, что количество семей, которые нуждаются в этом виде помощи, будет только расти. По словам руководителя службы помощи семьям Дианы Зевиной, фонд ищет репетиторов через посты в соцсетях, телеграм-каналы и свой сайт. Откликнувшихся волонтеров Диана вносит в базу, указывая возможности репетитора – предмет, формат (очно или онлайн), частота занятий. Когда поступает запрос от родителя, кураторы (это тоже волонтеры, сопровождающие семьи) ищут подходящего репетитора в базе данных, связываются с ним и договариваются.

Наиболее востребованы педагоги по русскому, математике и английскому, редко просят помощи по географии, истории, обществознанию. Бывают запросы на занятия по физике, химии, биологии, а также на подготовку детей к школе и на занятия с учениками начальных классов. Как говорят в «Доме с маяком», волонтеры же, наоборот, предлагают много редких предметов. Среди таких предложений – китайский язык, рисунок и живопись для абитуриентов художественных вузов.

В базе фонда около 50 репетиторов разного возраста, в основном из Москвы и Подмосковья. Это и школьные учителя, и профессиональные репетиторы, и люди, хорошо знающие школьную программу и желающие помочь (особенно много среди таких волонтеров тех, кто свободно владеет английским). К новому учебному году «Дом с маяком» будет искать новых репетиторов, откликнуться можно по ссылке.

Репетиторам необходима психологическая поддержка

Репетиторский проект при Церковном штабе помощи начался в марте 2022 года. Его организовала волонтер Ксения Котерева. За год с небольшим проект охватил помощью около 350 детей. Некоторые приходили на короткий срок, их нужно было лишь немного подтянуть, другие занимаются на постоянной основе. Всего в Штабе около 250 репетиторов, не только из России, но и из других стран. В основном это молодые люди, но есть и преподаватели со стажем. Их основной мотив – искреннее желание помочь.

«В первое время мы проводили для репетиторов встречи с психологами и специальные тренинги. Например, делали разбор самых популярных вопросов, вроде «ребенок снова не выполнил домашнее задание, ему тяжело жить, мне его жалко», – рассказывает Ксения Котерева. Она уточняет, что благодаря психологической поддержке никто из репетиторов не ушел, потому что не справился эмоционально. Но были те, кто понимал, что переоценил свои физические возможности и прекращал участие в проекте, тогда приходилось искать замену.

По словам Ксении, одна из главных проблем в работе с беженцами-школьниками – это отсутствие необходимой техники для проведения онлайн-уроков. В лучшем случае у детей есть телефон, в то время как эффективнее заниматься с помощью компьютера. Для этого Штаб выдал более 20 б/у компьютеров и планшетов, а также по запросу закупал новую технику. Опыт этого учебного года показал, что репетиторов не хватает. С началом учебного года они вновь будут востребованы. Если вы хотите присоединиться к волонтерскому проекту от Церковного штаба помощи, можно обратиться по ссылке.

Коллажи Татьяны Соколовой

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version