Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Полгода кризису: фонды надеются на государство, а государство сокращает даже бюджеты детдомов

«Думаю, мы не ощутим кризиса, потому что партнеры у нас достаточно надежные» – таково было настроение большинства респондентов. Сейчас, когда мы опросили их вновь, всем уже пришлось-таки затянуть пояса и сократить те или иные программы. Но странно – почти никто не пытается «обойти кризис на вираже», придумать что-то, что привлекло бы новые средства

2009 год проходит под знаком кризиса. Трясет производства, лопаются банки, дорожают продукты. Серьезно страдают и благотворительные организации.

Осенью прошлого года, когда о кризисе говорили еще в будущем времени, мы опросили ряд социальных и благотворительных проектов на предмет готовности к грядущим испытаниям. В основном все держались оптимистично. «Думаю, мы не ощутим кризиса, потому что партнеры у нас достаточно надежные» – таково было настроение большинства респондентов. Сейчас, когда мы опросили их вновь, всем уже пришлось-таки затянуть пояса и сократить те или иные программы. Но странно – почти никто не пытается «обойти кризис на вираже», придумать что-то, что привлекло бы новые средства (что-то типа Общества друзей милосердия): в основном все надеются на государство, гранты или бизнес. И, хотя надежды эти не спешат сбываться, пока никто не унывает.

Роман ДИМЕНШТЕЙН, председатель правления Центра лечебной педагогики:
— Небольшой денежный дефицит мы ощутили уже в прошедшем учебном году, но все же смогли этот год отработать по плану. А вот на будущий год пока неизвестно, что будет с финансированием. Главное для нас сейчас – не уменьшить объемы работы с детьми. Немногие родители наших детей могут полностью заплатить за обучение, поэтому необходимы дотации. На первый семестр нам не хватает трех миллионов. Чтобы отработать его в обычном режиме, за лето надо эти деньги найти. А вот со вторым семестром ясности пока нет. Раньше мы во многом существовали на гранты западных благотворительных фондов, могли спланировать, какие расходы покроем в будущем из того или иного гранта. Сегодня западные деньги стремительно уходят с рынка благотворительности, и на гранты рассчитывать не приходится. Многие российские компании тоже существенно снижают или прекращают пожертвования. Мы свою работу прекращать не собираемся, сейчас активно ищем новые способы выживания.

Игумен АМВРОСИЙ (Шевчук), настоятель храма великомученика Никиты деревни Бывалино Павлово-Посадского района Московской области, духовник детского приюта «Никита»:
— Проблемы в связи с кризисом есть, но мы относимся к ним по-православному. Это жизнь. Последние два года возили детей в Геленджик, нам там хозяин одной из гостиниц предоставлял номера бесплатно. Ждет он нас и в этом году, уже номера забронировал, но, скорее всего, не поедем – и на автобус денег нет, и питание на юге недешевое. С другой стороны, взяли еще детишек, сейчас у нас 30 в корпусе проживают и семеро еще в карантине, провели четвертый международный кузнечный фестиваль, сейчас отправили шестерых мальчишек в Болгарию на международный фестиваль «Радуга звезд», делаем ремонт. Продолжаем свои благотворительные программы – каждое воскресенье днем возим горячие обеды в тюрьму, а вечером едим с гостинцами в Павлов Посад. Там, возле одного бывшего стадиона собираются беспризорники, дети алкоголиков, которыми никто не занимается. Раздаем им гостинцы, они довольны. И в приют к нам постоянно приходят беженцы, цыгане, тоже всем даем еду. Натуральное хозяйство увеличили, добавили поросят, коровку, пустые места картошечкой засадили. Не сидим, сложа руки. Пережили 1998 год, с Божьей помощь переживем и нынешний кризис.

Протоиерей Михаил РЕЗИН, настоятель Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области, духовник Центра реабилитации «Вера. Надежда. Любовь», руководитель детского летнего лагеря витязей:
— По-моему, в колонии для несовершеннолетних, которую я окормляю, перебоев с питанием и медикаментами нет. Надеюсь, что и не будет, до сих пор с ужасом вспоминаю, как в середине 90-х голод привел к массовым бунтам в российских тюрьмах. Наш реабилитационный центр тоже, слава Богу, пока держится, летом ребята постарше разъехались на заработки. А вот на проведение летнего лагеря пока денег нет. Все благотворительные фонды, помогавшие нам раньше, тихо ушли. Не знаю, временно или навсегда. Увеличить стоимость путевки мы не можем – многие родители остались сейчас без работы, им, наоборот, необходимо сделать скидки. Конечно, с Божьей помощью лагерь проведем, но гораздо скромнее, чем обычно. Возможно, ребятам придется всю смену просидеть только на картошке, капусте и макаронах. Но для детей (в отличие от взрослых) пища – не самое главное в жизни. Общение, походы, разговоры, общие молитвы и песни у костра, дух братства, взаимопонимания, которые в памяти остаются на всю жизнь.

Юлиана НИКИТИНА, исполнительный директор БФ «Центра социальной адаптации святителя Василия Великого» (работа с несовершеннолетними правонарушителями):
— Финансирование сильно сократилось. Многие наши жертвователи извинились и сказали, что сейчас вынуждены спасать свой бизнес. Из-за этого мы не смогли запустить новые проекты. С января должна была начать работать социальная гостиница для детей, которые по причинам тяжелого социального окружения (например, родители – алкоголики или наркоманы) после трех с половиной месяцев прохождения курса социальной реабилитации в нашем центре не могут возвращаться домой. Гостиница – это место временного жизнеустройства подростка для закрепления социальных навыков, полученных в ходе реабилитационной программы. Успели сделать только ремонт, а обещанных денег (несколько миллионов) на реализацию программы нам не дали. Сейчас пытаемся получить их от государственных структур, а пока не на что купить мебель, кормить детей, нечем платить зарплату воспитателям и социальным педагогам. И прекрасно отремонтированное помещение простаивает.
Также летний отдых детей в связи с нехваткой денег сокращен с планируемых ранее двух месяцев до двух недель. Чудом удалось сохранить основную деятельность центра — реабилитационную программу с условно осужденными подростками, которая проводится с 2004 года. В связи с кризисом вся надежда на государство. Наша организация получила грант от федерального фонда «Помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации», субсидию от Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, но пока нам не удалось полностью компенсировать потери, связанные с прекращением помощи от бизнесменов. Будем стараться.

Виктория ВОРОНИНА, заместитель директора по воспитательной работе Ковалевского детского дома для мальчиков:
— Пока больше всего мы ощутили снижение государственных дотаций. Государство возмещает нам по отдельным статьям 80 % расходов. Это оплата коммунальных услуг, питание, одежда и летний отдых детей, минимум заработной платы сотрудников, определенный государством (у нас работает больше людей). Сегодня нас стараются урезать во всем: требуют, чтобы дети питались на 110-120 рублей в день (как в государственных детских домах, но у нас раньше питались на 200), сократить поездки к врачам. И такая же ситуация, насколько мне известно, во всех детских домах – государство сокращает социальные услуги. Также мы вынуждены теперь экономить на одежде, большие проблемы с зарплатой. Неофициально нам намекают, что надо сократить штат, привести его в соответствие с государственными детскими домами (хотя всем известно, что «стандартного» количества воспитателей мало). И ситуация сейчас складывается в их пользу – детей у нас стало меньше. Некоторые выросли и ушли, а новых нет. Если бы потому, что в стране была решена проблема сиротства, то замечательно, но ведь не решена. Просто, во-первых, комиссия по распределению детей ушла в отпуск на все лето (!), во-вторых, не прекращается бум приемных семей. А мотив у многих усыновителей материальный. Работы нет, денег нет, и приемный ребенок становится единственным кормильцем в семье – на него государство дотации выдает. Никто не проверяет, как воспитывают детей в таких семьях.
Без объяснения причин с нас сняли 300 тысяч рублей, выдаваемых раньше на летний отдых детей. Под вопросом, пойдет ли отец Андрей (директор Ковалевского д/д – ред.) этим летом с ними в горы. Мы и раньше во многом выживали за счет благотворителей, но у них тоже трудности, многие снизили пожертвования. В зимние каникулы не ходили в поход, сейчас не можем сделать ремонт в фойе и в каминном зале. Трудно сейчас. И в первую очередь все-таки именно потому, что окончательно перестает помогать государство.

Единственным фондом, кто рассказал нам о своих антикризисных ноу-хау стал Санкт-Петербургский БФ АдВита, помогающий тяжело больным детям, в особенности – детям с онкологией. Рассказывает Елена ГРАЧЕВА, координатор программы благотворительного фонда АдВита:
— Сейчас мы во многом держимся за счет гарантийных писем. Детей лечат по гарантийным письмам, лекарства и оборудование доставляются по гарантийным письмам. Расплачиваемся короткими перебежками. Пока и больницы, и поставщики это терпят. Но неизвестно, сколько они смогут терпеть. А деньги собираются очень плохо: мало того, что кризис, так еще и лето – отпуска, жертвователи уезжают из города, а у рака отпуска нет! Нашим подопечным требуются очень большие суммы – только на лекарства и расходные материалы около 5 миллионов рублей в месяц. Сегодня бизнесмены уже не могут оказывать помощь в прежнем объеме – они вынуждены спасать свой бизнес. Сейчас наша задача – привлечь как можно больше жертвователей, которые могут поделиться небольшой суммой. Для этого проводим специальные акции, программы, выпускаем открытки, значки, календари. Подробнее можно прочитать на нашем сайте «Помогать легко» Действительно, жертвователей стало больше, сегодня около трех тысяч человек периодически переводят нам небольшие суммы. Но положение очень тяжелое. Специфика нашей ситуации еще и в том, что мы не можем ждать. Например, если у детского дома нет денег на одежду для детей, они могут купить ее попозже, когда деньги соберутся. Это трудно, тяжело, но не смертельно. А если мы не купим лекарство сегодня, завтра ребенка уже не будет.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?