Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Полезная обувь тоже может стать вредной

Ботиночки с пометкой «орто-» порой назначают малышам еще до того, как они стали ходить. Как разобраться, когда это оправдано и поможет? Мнение ортопеда, массажиста и обувщика

Врач-ортопед моделирует обувь в 3D с учетом всех медицинских особенностей голеностопа

Можно ли исправить патологии стопы ребенка без помощи обуви? А если обойтись без дорогостоящей покупки никак нельзя, то как найти правильную мастерскую, где сделают пошив ортопедической обуви по индивидуальной мерке?

Об этом говорим с врачом Перинатального медицинского центра «Мать и дитя», ортопедом Варданом Халафяном, массажистом и висцеральным терапевтом, директором учебно-оздоровительного центра Олегом Хазовым и специалистом компании «Ортомода» Сергеем Головановым.

«Зачем малышу эти кандалы?»

Склад обувных колодок в ортопедической мастерской

Вардан Халафян:

– Ортопеды называют ортопедической обувью только лечебную, которую назначает врач при какой-либо патологии. То, что продается в обычных магазинах с пометкой «орто», правильнее называть обувью анатомической. Она неплохая, но если у ребенка нет проблем, достаточно купить просто хорошие ботинки с жестким задником и гнущейся подошвой.

Тем более не нужно покупать «орто-ботиночки» малышам, лежащим в коляске.

Когда говорят: надевайте обувь заранее, пусть привыкает – у меня это вызывает только недоумение. Зачем пятимесячному ребенку эти кандалы? Они только тормозят развитие».

Другое дело, если выставлен какой-либо диагноз – варус (заваливание стопы наружу, в народе – косолапие), вальгус (заваливание стопы внутрь) либо плоскостопие.

«В этом случае – конечно, в зависимости от того, как далеко зашел недуг, можно рассматривать покупку обуви лечебной. Идеально, если это будут ботинки, пошитые на заказ. Практика показывает, что это эффективнее», – комментирует ортопед.

Ноги не должны лениться

Работа над индивидуальной парой ортопедической обуви начинается с  чертежей

Услышав в кабинете ортопеда диагноз ребенка, не стоит сразу пугаться – необходимо уточнить детали, – предупреждает доктор Халафян. Важно дифференцировать: бывает вальгусная деформация стопы, а бывает – вальгусная установка стопы. Деформация – это серьезные изменения, она достаточно тяжело поддается исправлению, а установка больше связана со слабостью мышечного и связочного компонента.

Сейчас таких проблем стало заметно больше – конституционально дети рождаются другие, у многих наблюдается врожденная слабость мышц и связок.

«Раньше ортопеды в обоих случаях настаивали на ношении специальной обуви. Но сегодня все больше сторонников той точки зрения, что в случае вальгусной (да и варусной) установки достаточно просто носить качественные ботинки с жестким задником и гнущейся подошвой.

В этом случае стопа «работает», связочный аппарат тренирует себя сам. А если заковать его в кандалы жесткой ортопедической обуви с фиксацией, то стопа перестанет тренироваться, мышцы и связки повиснут и начнут «лениться» – такая нога уже не сможет работать в полную силу, ей словно бы предложили костыль, вместо того чтобы разрабатывать и научить поддерживать себя самостоятельно», – объясняет ортопед.

Проблемы со стопой видно уже в 3 месяца

Причин как у вальгусной, так и у варусной деформации, и у установок стопы обоих типов – множество. Это и наследственность, и внутриутробное положение плода и слабость мышечного и связочного корсета. Часто бывает трудно установить, в какой именно момент и почему произошел сбой, да это и не так важно. Но стоит понимать, что, как правило, эти недуги врожденные, и увидеть их можно до того как ребенок встанет на ножки и пойдет.

«Уже трехмесячному малышу я стараюсь давать какие-то упражнения, назначать массаж, и практика показывает, что это намного эффективнее – начать пораньше.

Когда ребенок встал на ногу, исправить все уже намного тяжелее», – рассказывает ортопед Вардан Халафян.

Что касается плоскостопия, то такой диагноз выставляют, напротив, не ранее 3 лет. Кроме того, у всех детей имеется физиологическая уплощенность стопы. Кости свода формируются до 6-7 лет, так что проблема может и сама решиться без особого вмешательства в этом возрасте.

Но если диагностировано не физиологическое, а реальное плоскостопие (окончательно установить диагноз помогает рентген, на котором видно значительные изменения в плюсневых костях и костях свода), то ребенку показаны не только специальная обувь или стельки, но и гимнастика, массаж, даже физиотерапия.

Отмахиваться от диагнозов и назначений ортопеда не стоит. Ведь стопа – это фундамент здания, и любое ее отклонение от нормы приводит к неправильному распределению нагрузки во всех суставах и позвоночнике и к болям. Если не заниматься проблемой стопы, то деформация будет прогрессировать и её отрицательное влияние на весь организм тоже!

«Нельзя сказать – носите правильную обувь и все будет хорошо»

Ортопедическая обувь – не панацея при проблемах со стопой, важны гимнастика, массаж, физиотерапия, даже диета

Часто у родителей две крайних точки зрения. Кто-то настроен резко против ортопедической обуви, и говорит, что не будет тратить на нее деньги, даже если диагноз серьезен. Кто-то, напротив, верит гиперназначениям и готов отправиться к спецобувщику «на всякий случай».

«Очень важно установить точный диагноз и, если необходимо, получить второе мнение. Бездумно бежать в ортопедический салон и кидать деньги на ветер я не советую. Но и пренебрегать дорогостоящей покупкой, если она действительно необходима – тоже, – убежден Вардан Халафян. – Помните, что обувь – это не панацея, но это один из методов воздействия, а значит грех им не воспользоваться».

Если ребенок получил рецепт на ортопедическую обувь, лучше купить ему ботинки для улицы, а дома стараться не сковывать его движений.

«Даже если есть выраженная деформация, я советую жить по принципу 50/50 – половину времени в ортопедической обуви, половину – без обуви вообще. Дома лучше и правильнее бегать босиком – это тоже элемент гимнастики», – рассказывает врач. Не стоит пренебрегать и другими назначениями.

Массаж, ежедневная гимнастика, ЛФК, физиотерапия – все это работает при условии, что делается регулярно и под контролем врача. «Должен быть комплексный подход, нельзя сказать: носите обувь, и у вас все будет хорошо»,– объясняет Халафян.

Впрочем, даже эти меры не дают гарантии излечения от варуса, вальгуса и плоскостопия. «Гарантированной методики не существует, можно применить весь арсенал средств, но не преуспеть. Мы говорим – делайте это, и мы увидим, что получается.

Порой с ортопедическим диагнозом люди остаются на всю жизнь», – говорит Вардан Халафян.

«Ортопедические проблемы – это беда всего организма»

Примерка и выдача заказа клиенту, а здесь они разные, в том числе и люди с особенностями развития

С тем, что даже при активном грамотном лечении и соблюдении всех рекомендаций можно так и не исправить деформацию стопы, согласен массажист Олег Хазов.

«Тот, кто обещает вам стопроцентное излечение и обещает, что это будет легко, скорее всего, непрофессионал».

Олег Хазов считает, что проблемы плоскостопия, варуса и вальгуса, вызванные слабостью мышц и связок – это беда всего организма, который не может сформировать и поддерживать нужный тонус. Это может быть связано с нарушением обмена веществ, проблемами с ЖКТ, проблемами с усвоением кальция, и так далее. Главное – не тормозить его развитие ограничениями или жесткой обувью, а заставить работать, дать ему посыл, чтобы организм сам начал восстанавливать».

Массаж, мануальная терапия, ортопедические методы рассчитаны на отклик самого организма ребенка.

Массаж лучше работает до 12 лет

Моделирование ортопедической обуви сегодня выполняется на мониторе

Да, массаж может помочь, считает Олег Хазов: когда массажист разогревает конечность, растягивает ее, в ней в любом случае улучшается кровоснабжение, эластичность мышц и связок, а значит, и функционировать стопа начинает чуть по-другому.

«Но просто размять стопу мало, нужен комплексный подход – восстановление баланса всего тела, коррекция соотношения костей таза, позвоночника, суставов.

Все это заставляет весь организм работать, дает направление развитию костей стопы. Только помните, что особенно эффективен массаж до 12 лет – в эти сроки гораздо реальнее что-то исправить».

Уберите из меню «все белое»

Вот они, ортобашмачки индивидуального пошива для малышей. «Страшная лечебная обувь» осталась в прошлом

Кроме того, стоит пересмотреть питание ребенка, да и свое заодно. Существуют продукты, которые негативно влияют на опорно-двигательный аппарат, нарушают пищеварительные процессы, наше тело не получает из пищи всех необходимых «кирпичиков» – вот и получаются дряблые мышцы, слабые связки, хрупкие кости.

Олег Хазов уверен – налаженный обмен веществ в случае ортопедических диагнозов – не менее важное средство терапии, чем массаж и обувь.

«Белая мука и продукты из нее, фаст фуд, промышленная выпечка, транс-жиры, сахар – все это должно быть под запретом. Никаких фруктовых йогуртов, пуддингов и прочего. Сделайте выбор в пользу гречки и бурого риса, овощей, фруктов, нежирного мяса, рыбы, птицы – и вы совершенно точно увидите разницу. В моей практике были пациенты, которые, скорректировав питание, добивались значительных улучшений по ортопедическим диагнозам».

Как шьют настоящую ортопедическую обувь

Сейчас происходит машинная затяжка носочной кромки ботинка

Если покупки специальной ортопедической обуви все же не избежать, стоит запастись терпением и денежными средствами – одна пара на детскую ножку, в зависимости от размера, обойдется в сумму от 6 до 8 тысяч рублей. Если речь идет об уличных ботинках и сапогах, цены и вовсе могут перевалить за 10 000.

Процедура изготовления ортопедической обуви по индивидуальному заказу во многом схожа с пошивом одежды в ателье – снятие мерок и как минимум одна подгонка. А в сложных случаях на примерку ботинок придется приезжать два или даже три раза.

«Первый, кто встречает клиента в ортопедическом салоне –техник-ортопед и врач-ортопед. Они изучают диагноз пациента и снимают мерку, – рассказывает специалист компании «Ортомода» Сергей Голованов. – Сделать это можно тремя разными способами.

Колодка из полиэтилена, которую делает умный станок с программным управлением
Мастер вырезает индивидуальные стельки
Так выглядит лазерный раскрой кожи на раскройном комплексе
Раскроенные детали верха ортообуви. Теперь будут сшивать
Пришивается застежка-липучка (хотя врачи-ортопеды не советуют липучки на ортобашмачках)

Прежде всего, с помощью пуантограммы, когда след стопы обводится карандашом на листе бумаги, и снимаются другие необходимые мерки с подъема и других частей ноги. Можно сделать гипсовый слепок.

Есть технология, позволяющая сделать 3D-модель стопы. Тогда специальный станок сам выточит колодку и раскроит детали будущего ботинка. Если же 3D-модели нет, колодку в ручную будет создавать мастер-колодочник».

Сергей поясняет, что технология 3D-моделирования пока не применяется широко, да и стоит дополнительных денег. В случае со взрослыми, если нога уже не растет, а клиент планирует не раз отшивать себе обувь в том же салоне, иметь его «электронную копию» очень удобно – это позволит не приезжать каждый раз лично на снятие мерок.

Когда колодка готова, к делу приступает стелечник, который по заданным параметрам готовит стельку, а затем – модельер-конструктор. Он создает лекала будущей обуви и передает их закройщику.

Когда индивидуальный заказ выполнен, обязательно проверяется его «комплектность»
Затяжной аппарат, выполняется операция «затяжки носовой части ботинка»

Если предстоит изготовление сложной модели для сильно деформированной стопы, части будущего башмачка могут сначала выкроить из кожи более низкого качества, а после примерки, когда детали будут уже уточнены, раскроят и сошьют «набело».

Гипсовый слепок стопы маленького клиента передается мастерам-обувщикам

Раскроенные детали воедино собирает заготовщик. А потом в дело вступает сапожник – он на специальной колодке из полиэтиленового материала, как на манекене, затягивает обувь и подгоняет ее под размер. При этом подошвы у будущего ботинка пока нет – его будут примерять без нее. Сметанный ботинок сапожник крепит к колодке специальными гвоздиками и скобками – как булавками скалывают одежду. Далее – обязательная примерка.

«Чем сложнее деформация – тем больше мы перестраховываемся, потому что в процессе пошива могут быть значительные изменения. Важно не просто «попасть в ногу», чтобы обувь идеально соответствовала всем изгибам. Ортопед уже на первой примерке «добавляет» в обувь необходимые детали, например, разного вида супинаторы.

Если деформация серьезная, могут назначаться жесткие элементы, продленный задник, например. Когда сапожник будет затягивать заготовку, эти элементы уже будут на месте, и на примерке мы посмотрим – все ли подходит, все ли работает так, как надо», – поясняет Голованов.

Этап «шершевания» и подготовки к приклеиванию стельки

Если примерка прошла успешно, обувь отправляют на производство – там ее сшивают и добавляют подошву. Случается, что подошва готовая, фабричная, но чаще приходится ставить так называемую наборную – ее склеивают из листовых материалов и обтачивают вручную, под особенности конкретной стопы. При этом даже два ботинка из одной пары могут получиться не одинаковыми.

Особого разговора стоит фурнитура и застежки. Как и в обычной детской обуви, чаще всего это «липучки», но не всегда они показаны детям с ортопедическими проблемами.

Растяжка уже готовой обуви (нога растопталась) по желанию клиента

Если требуется фиксация, ботинок стараются сделать на шнуровке, но рядом добавляют молнию, чтобы легче было застегивать. А вот шьют всегда из натуральной кожи – это стандарт. Ухаживать за ней стоит так же, как и за обычной обувью – использовать кремы, пропитки от воды и сушить вдали от источников тепла.

Что касается внешнего вида ортопедической обуви, то есть расхожий миф, что выглядит она не презентабельно. К счастью, сейчас все изменилось – сегодня родители имеют возможность выбирать из большого числа моделей, цветов и фактур.

Фото: Павел Смертин

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?