В 1982 году Пол Ньюман основал продовольственную компанию Newman’s Own – единственную на тот момент в стране, которая отдавала каждый цент своей прибыли на благотворительность.
Это была безумная идея – отдавать все доходы. Но в этом весь Ньюман – он любил рисковать, резко менять траекторию жизни, недаром был заядлым автогонщиком. Преодолевая стереотипы, он предвосхитил новую модель благотворительного бизнеса, открыв путь для других предприятий в социальной сфере.
Идея выставлять собственное лицо на упаковках еды сначала актеру категорически не понравилась: «Ни за что». Но в итоге Newman’s Own стала самым дорогим его сердцу достижением – он был счастлив, когда увидел, сколько добра смог принести.
Красивый неудачник
Ньюман 50 лет был женат на одной женщине, у него было шестеро детей, которых он обожал, и он ненавидел «шумную филантропию» – но начиналась его история совсем по-другому.
Он родился в 1925 году в американской глубинке, штате Огайо, в семье американского еврея и эмигрантки из Словакии. Отец владел небольшим магазином спортивных товаров и мечтал, что сын продолжит семейное дело.
Во время Второй мировой войны, совсем юным, Пол служил радиострелком на бомбардировщике-торпедоносце в южной части Тихого океана. Именно тогда родилась мечта стать актером. После окончания войны он пытался помогать отцу, но из этого мало что вышло.
Отношения между ними не складывались, да и как могло быть иначе, если сын куролесил, пил, дрался. Дерзкий, упрямый, вечно голодный, он противостоял всем и вся и не потому что ему это нравилось, а потому что он не знал, как по-другому. Пол чувствовал, что отец уверен – его красавец сын ни на что не годен, не сможет добиться успеха. Его удел – торговать энциклопедиями, ходя от дома к дому.
Пол устал бороться с отцом и отправился в знаменитую школу Ли Страсберга, где будущих актеров обучали по системе Станиславского. Ньюман, с невероятными голубыми глазами, производил впечатление человека высокомерного и равнодушного. Его называли «красивым неудачником», брошенным отцом на произвол судьбы, «столь же презренным, сколь и презирающим всех вокруг». Ньюман старший умер в 1950 году так и не дождавшись славы сына. Все эти годы Пола преследовала мысль, что он – главное разочарование своего отца. Он продолжал жить, притворяясь, что не заботится ни о чем. Никто никогда толком не мог понять, о чем он думает.
Успех пришел лишь в 1956 году, когда он исполнил роль боксера Рокки в фильме «Кто-то там наверху любит меня». Ньюман стал кинозвездой.
Сын – «безумный Скотт»
В 1958 году Ньюман оставил первую жену с тремя детьми и женился на актрисе Джоан Вудворд, с которой они проживут более полувека, до его смерти. Его мучила совесть, что он мало видит любимых детей, но… был счастлив в новом браке, где у него родились еще три дочери.
Скотт, единственный сын Ньюмана от первого брака, особенно остро переживал из-за развода родителей. Ньюман старался, как мог, поддерживать его, оплачивал лучшие частные школы, но парня постоянно выгоняли за ужасное поведение. Скотт был склонен к приступам агрессии, он терял контроль над собой и Пол в шутку называл его «Безумным Скоттом».
Игры закончились, когда юноша стал сильно пить и то и дело попадал в полицейский участок. Однажды он напал на полицейского в состоянии алкогольного опьянения и только благодаря отцу не угодил в тюрьму – получил условный срок. Пытался стать актером, певцом, был талантливым, но про таких, как он, говорят – беда сидела у него внутри. 20 января 1978 года 28-летний сын Пола Ньюмана умер от передозировки наркотиков.
Ньюман узнал об этом в колледже Кеньон, где руководил постановкой студенческого спектакля. По признанию актера, когда раздался телефонный звонок, он не удивился. Он уже десять лет знал, что рано или поздно это произойдет. Он был в ярости – на себя, на жизнь. У Пола началась алкогольная зависимость. Друзья, коллеги вспоминали, что он пил везде – на съемочной площадке, в офисе, во время интервью. С собой он справился, но сыну помочь уже не смог. Это горе будет с ним до конца дней.
«Я думаю о нем часто…это больно», – сказал он своему другу Хотчнеру. «Вина. Вина. Все, что я мог сделать…И не сделал… Все, что я мог – стать звездой».
С этого момента начался его путь благотворителя. После трагедии с сыном актер основал Фонд Скотта Ньюмана – эта некоммерческая организация просуществовала более тридцати лет и стала известна своими летними лагерями. В них родители с детьми-наркоманами приезжали на реабилитацию.
100% благотворительный соус
В декабре 1980 года, примерно за неделю до Рождества, Пол Ньюман позвонил своему приятелю Хотчнеру, писателю, автору биографии Хэмингуэя, и попросил помочь ему «в одном деле». Ньюман с заговорщицким видом пригласил друга в сарай и предложил пива. Именно здесь Ньюман по традиции каждый год собственноручно готовил рождественскую заправку для салата.
Они разлили соус по бутылкам, повязали на них ленточки и отправились с детьми по соседним домам, распевая рождественские гимны и даря соседям бутылки с соусом. Соседи были в восторге и просили еще – соус оказался аппетитным, кисло-сладким с горчинкой, и не содержал искусственных красителей и сахара. Тогда Полу пришло в голову, что можно предложить остатки в местные продуктовые магазины.
Сигареты Ив Сен-Лорана, галстуки Фрэнка Синатры – многие звезды пытались продавать свои товары, но мало у кого получилось. «Без обид, мистер Ньюман, – сказали Полу, – Но то, что вы понравились зрителям в роли Буча Кэссиди, не означает, что им понравится ваша заправка для салата». Отступать друзья не хотели – и у них получилось.
В 1983 году, в первый же год Newman’s Own заработала $920 000. Пол сказал Хотчнеру: «Шутки шутками, но мы не можем на этом зарабатывать! Ты успешный писатель, я артист. Давай отдадим все на благотворительность». И они распределили деньги по разным благотворительным организациям.
По словам дочери Ньюмана, ей пришлось приложить усилия, чтобы убеждать отца поместить информацию об их благотворительных переводах на этикетки продуктов – потому что он ненавидел то, что называл «шумной филантропией». Так на этикетках появилась фраза: «100% прибыли на благотворительность» – чтобы покупатели понимали, на что идут их деньги.
Детский лагерь
Одним из первых начинаний, финансируемых за счет доходов от Newman’s Own, был летний лагерь для детей с ограниченными возможностями. В лагере была воссоздана атмосфера Дикого запада, вдохновленная знаменитым фильмом, где снимались Ньюман и Редфорд, «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид».
Здесь дети, страдающие серьезными заболеваниями, могли получить передышку. Пол придумал проект после того, как навестил друга в больнице и был шокирован тем, сколько детей вынуждены пропускать свое детство, находясь на больничной койке.
Многие отнеслись к его идее скептически – что кинозвезда знает о больных детях? Но Ньюман нашел лучших специалистов, которые помогали ему в работе. В результате дети могли отдохнуть от изнурительного лечения, набраться сил, встретить новых друзей, ведь болезнь часто обрекала их на изоляцию. Ньюман любил сам проводить время с детьми, поднимал пиратский флаг и тащил всех на рыбалку.
Позже появились программы для здоровых братьев и сестер, которым тоже было не просто. Устраивались уикэнды для родителей, с ними работали лучшие психологи и эксперты. Также были разработаны программы для детей, которые не могли покинуть стены больницы. Уникальность лагеря была признана не только в США – филиалы стали открываться по всему миру.
Дочери – продолжательницы дела
Дочери вспоминали, что когда они еще были детьми, отец говорил, что не оставит им никакого наследства. Он понимал, что большие суммы денег, свалившиеся с небес, «саботируют жизнь» и могут разрушить ее. Вместо этого Пол Ньюман активно вовлекал дочерей в филантропию. Он начал перечислять на счет каждой по $25000 в год, чтобы они жертвовали в благотворительные фонды по своему выбору. Сейчас все три женщины работают в социальной сфере. Одна из дочерей – соучредитель компании Newman’s Own Organics, которая производит органические продукты и корм для животных. Другая помогает детям с особенностями развития. Третья занимается проблемами женщин-заключенных.
После Ньюмана
В 2008 году 83-летний Пол Ньюман скончался, оставив подробные указания на будущее благотворительного фонда Newmans Own Foundation.
Сегодня, как и при жизни актера, Newman’s Own Foundation, по-прежнему полностью финансируется за счет прибыли собственной продовольственной империи Newman’s Own, Inc. Линейка продуктов выросла с единственной заправки для салатов в 1982 году до 324 разных соусов сегодня.
С момента создания в 1982 году фонд передал более $550 млн тысячам благотворительных организаций в США и мире. В приоритетных направлениях – НКО, которые обеспечивают свежими продуктами малообеспеченных, помощь детям с ограниченными возможностями, военнослужащим и ветеранам.
«С учетом всего сомнительного, на что способен человек, мы просто обязаны протягивать руку ближнему, особенно тому, кому меньше повезло»,- любил повторять Ньюман.