Православный портал о благотворительности

Поколение, которое отказывается жертвовать

У этого поколения много имен: «поколение некст», «поколение игрек». Его представители росли и растут они уже в новом цифровом мире. Это не могло не наложить отпечатка на всем, что они делают и о чем думают – включая благотворительность

У этого поколения много имен: «поколение некст», «поколение игрек». Да это, собственно, и не поколение вовсе: его представители родились в пределах от ранних 80-х до начала 2000-х. Объединяет этих разновозрастных людей то, что росли и растут они уже в новом цифровом мире. Это не могло не наложить отпечатка на всем, что они делают и о чем думают – включая благотворительность.

Скотт Харрисон в Эфиопии Фото с сайта npr.org

Они расстаются с деньгами совсем не так, как все предшествующие поколения. Они скептически относятся к благотворительным фондам и НКО – и от этого никуда не деться. Они меняют правила игры – и благотворительный сектор вынужден это учитывать

Один из примеров «новых благотворителей» – организация Charity: Water. 10 лет назад ее создатель Скотт Харрисон был промоутером в одном из нью-йоркских ночных клубов.- Но в 28 лет я опомнился, – вспоминает он, – и понял, что если вдруг сейчас умру, на моей могильной плите напишут: «Здесь лежит парень, который помогал другим прожигать свою жизнь». И я решил все поменять».

Колодец или черная дыра

Он отправился на два года в Западную Африку. Скотт слышал о катастрофической нехватке питьевой воды в этом регионе, но даже представить себе не мог, как это выглядит:

– В Либерии семилетние дети пили из болота воду цвета темного шоколада, – рассказывает он. – Я бы даже своей собаке не позволил лакать оттуда.

Объездив несколько стран и познакомившись с ситуацией, Харрисон обнаружил, что большинство болезней детей в этих краях связано именно с качеством питьевой воды – точнее, с его отсутствием. В Штаты он вернулся одержимый идеей начать сбор средств для покупки воды, но знакомые не поддержали его энтузиазма.

– Они в один голос говорили: «Я не доверяю фондам и ничего им не даю. Все эти благотворительные фонды – настоящие черные дыры. Как я могу проверить, какую часть моих денег получат нуждающиеся, а какая исчезнет в неизвестном направлении и т.д. и т.п.

Оставалось два выхода: либо махнуть рукой на умирающих от жажды и инфекций африканских детей, либо искать новый способ им помочь. Скотт выбрал второе. Он основал Charity: Water – организацию, которая будет копать колодцы и снабжать водой 800 млн людей по всему миру (примерно такое количество жителей Земли страдает от жажды, по приблизительным оценкам). Столько колодцев вырыть не просто, но он хотел показать пример другим, сделав свою организацию образцово-показательной.

– Мы ни много ни мало пытаемся переменить благотворительность, изменить способ думать о ней, способ давать деньги на благие цели, – говорит он.

А изменять способ думания необходимо: само время заставляет.

Не просто слова

Эми Уэбб, занимающаяся прогнозами в области цифровых технологий для коммерческого и некоммерческого секторов рынка, утверждает:

– Наша культура очень сильно и быстро меняется. Я очень сомневаюсь, что древняя мотивация давать деньги на благотворительность «потому что это – мой долг», просуществует еще хотя бы лет 20.

Так что же делать? Как мотивировать молодых жертвовать? Никак.

– Никогда не просите их «жертвовать», – говорит Эйми, – потому что им гораздо интереснее инвестировать. Подбирайте слова! Кому-то может показаться: какая разница, это всего лишь семантика. Но это не так. Молодой человек, который вырос в мире интернета и цифровых технологий, которые делают возможным влиять на очень многие процессы в мире и обществе – хочет чувствовать, что он вкладывает, а не отдает. И дело вовсе не обязательно во вложении капитала, это во многом просто вклад эмоций.

Что касается технической части, то Эйми Уэбб уверена: благотворительность, не имеющая под собой хотя бы небольшого арсенала цифровых инструментов, осталась в прошлом. И новые технологии должны затрагивать не только сбор самих пожертвований, но и мотивацию общества.

Быстро и удобно

Здесь снова уместно вспомнить о Charity: Water. Пожертвований (инвестиции, то есть) организация собирает по всему миру через свой интернет-портал.

Разработчики сайта сделали все возможное, чтобы люди, которые хотят дать деньги, сталкивались с как можно более меньшим количеством препятствий.

– Очень многие дали бы хотя бы 20-50 долларов, но они очень ценят свое время. Идея доставать свою кредитку, а потом заполнять форму на 3-4 страницы не всем по душе, – говорит Харрисон. – На нашем сайте помочь можно в два клика.

Эта тактика имела большой успех. Секрет популярности его сайта – тот же, что лежит в основе прошедшего этим летом Ice Bucket Challenge в помощь больным БАС. Уклониться от призыва невозможно – ни в том, ни в другом случае. Либо ты платишь больше, либо обливаешься. На сайте Charity: Water молодых людей призывают делиться призывами вкладывать деньги в рытье колодцев в соцсетях.

Нарциссизм на благо общества

– Мы постоянно делаем селфи, делимся деталями о своей жизни, – рассказывает Бет Кантер, автор книги Measuring the Networked Nonprofit, – так почему бы не извлечь пользу из этого социального нарциссизма?

Еще одно ноу-хау Charity: Water – обменивать на чистую воду свои дни рождения.

– Эта идея родилась случайно, – говорит Харрисон. – Накануне своего 32-летия я принялся просить знакомых дать мне по 32 доллара. Которые, разумеется, пустил на рытье колодцев.

Идея приняла на ура не только молодежь. Очень скоро члены советов директоров крупных корпораций стали зарабатывать на своих днях рождения десятки тысяч долларов – и отдавать их Charity: Water. И те, кто идет вслед за молодым поколением, тоже присоединяются.

– У нас есть семилетки, которые ходят по домам и просят дать им 7 долларов, 16-летние в Индиане, которые просят 16 и так далее, – говорит Скотт.

Фокусировка на социальных сетях и простой дизайн – вроде бы мелочь. Но благодаря этим мелочам 4 млн человек в 22 странах мира имеют теперь доступ к питьевой воде.

Источник

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version