В чем причины такого вала преступлений, совершаемых подростками? Почему наше общество не может пока защитить детей от жестокости, насилия, а также от отчаяния, приводящего к самоубийству? Бесконечные дискуссии о причинах таких явлений отвлекают от принятия очевидных государственных мер, способных менять ситуацию к лучшему, считает доктор педагогических наук, заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО Игорь МЕТЛИК.
– Случаи жестокого поведения, преступления детей, подростков и даже малолетних имеют непосредственной причиной нравственное состояние нашего общества в конкретном месте — городе, поселке, районе, школе. Можно бесконечно дискутировать – «кто виноват»: СМИ, «недорабатывающая» школа, невоспитанные родители, полиция, социальные службы? Понятно, что всегда были дети, более склонные к таким проявлениям. Но современное детское и подростковое насилие и его обратная сторона — наше первенство по самоубийствам детей и молодежи — имеют вполне очевидные причины. Это разрушение (в той или иной мере у разных народов России) в советский период традиционных национально-религиозных ценностных и нормативных систем. А затем — разрушение насаждавшейся на их месте одной на всех искусственно сконструированной и потому неустойчивой идеологической нормативной системы. Отсюда и кризис семьи, и разрушение малых социальных «миров», в которых жили наши предки, и вульгарный материализм, а значит — презрение к человеку, к личности, морали и духовным ценностям, и хамство, низость во всех видах в средствах массовой информации.
|
Можно продолжать, но лучше думать о том, что можно и нужно делать, чтобы ситуация менялась к лучшему. Конечно, вся та работа, что ведется сегодня, нужна и полезна. Но можно делать и больше, если эту задачу — духовно-нравственного оздоровления общества — осмыслить и поставить как приоритетную, главную государственную задачу.
Я скажу только по теме, которая ближе мне по роду деятельности. Это духовно-нравственное образование, в том числе религиозное, в школе. Детальные предложения о введении в наших школах систематического преподавания традиционных религиозных культур и этики по выбору семьи были разработаны еще в 2007 году и тогда же формально одобрены руководством Министерства образования. Но затем они два года лежали втуне, не реализовывались только потому, что идеологи нового школьного стандарта не видели возможности для религиозного духовно-нравственного образования в школе, участия Церкви и других наших традиционных конфессий в воспитании детей в общеобразовательной системе.
Давайте теперь спросим родителей детей, которые не получили традиционного воспитания в семье и школе и из-за какой-то мелочи, глупости кончают с собой, не понимая ценности человеческой жизни, или фактически по той же причине совершают дикие преступления: «Согласны ли вы, чтобы ваши дети были сейчас живы или не в заключении, чтобы они не совершили преступлений или самоубийства, руководствуясь при этом религиозными мотивами, верой в Бога?» Вряд ли найдутся родители, которые сказали бы: «Нет, пусть они остаются преступниками или самоубийцами, только бы не были верующими». А ведь именно так, по сути, рассуждают те чиновники, ученые мужи и дамы, те педагоги, которые до сих пор как черт от ладана шарахаются от православного образования в школах, всячески тормозят его в регионах, препятствуют даже там, где есть очевидный заказ родителей, выражена потребность в этом людей, общества.
Светскому государству должно быть неважно, какими мотивами – религиозными или нет – будет руководствоваться человек, подросток, уважая старших, ценя свою жизнь и жизнь другого человека, проявляя милосердие, ответственность, отзывчивость, гуманность. Но до сих пор у нас воинствующие атеисты (теперь они религиоведы или гуманисты) всячески сопротивляются возвращению религиозного образования в русскую школу, школу других народов России. Придумывают страшилки о межрелигиозных конфликтах между учащимися и учителями, о клерикализации школы, разрушении научных основ образования. Пишут возмущенные письма президенту, при этом, не умея правильно процитировать Конституцию, засоряют интернет гигабайтами хамской антирелигиозной пропаганды.
Так мы потеряли несколько лет, потом стали вводить с 2009 года, но не во всех регионах и всего в одном классе. Сейчас еще несколько лет будем вводить во всех регионах преподавание религиозных культур и этики в объеме всего лишь 34 часов. Трудиться, сочинять горы бумаг, тратить большие деньги на разные мониторинги, обследования, конференции. Вместо того чтобы за год-два государственными решениями восстановить традиционное религиозное образование в российской школе. Не надо неволить всех, пусть только для желающих родителей, семей, школ. Для этого нужен минимум средств в масштабах государства, мизер по сравнению с миллиардными проектами разных сомнительных «модернизаций». Это сделано почти во всех бывших социалистических странах и даже республиках СССР. Но вот у нас вызывает упорное сопротивление.
Может кто-то скажет (и такое мнение есть), что один или даже два урока в неделю по православной культуре не дадут ничего. Но это неправда. Дадут ровно столько, сколько мы, взрослые педагоги и родители, вложим в эти уроки. Быстро и повсюду это ситуацию с нравственным уровнем в обществе, среди детей не изменит. Но обязательно сдвинет к лучшему.
Одно наблюдение на эту тему. В Белгородской области с 2006 года православная культура преподается во всех школах по всем годам обучения. Может и случайно, но вот только в Белгородской области из всех областей Центральной России с 2002 по 2010 год не произошло сокращения населения (еще в Москве и Московской области, но это за счет внешней миграции). Это по данным переписей, можно проверить. И с детской преступностью там ситуация лучше, чем в большинстве других регионов.
Помимо приобщения детей к традиционной духовно-нравственной культуре в школе, конечно, могут быть и другие меры. У нас, например, Дума никак не может принять закон о семье. Адекватный закон, где было бы дано традиционное определение семьи, соответствующее культуре народов России. А пока у нас нормальной семьи по закону в стране нет (семья по закону — просто домохозяйство с участием неопределенных индивидов), реальных правовых, государственных мер по возрождению традиционной русской и любой иной семьи быть не может.