Православный портал о благотворительности

Прот. Алексей Уминский: увлеченность собственной самоидентификацией может стать причиной национального конфликта

Как становится возможным, что люди в одночасье отрубают своим соседям руки мачете, жгут больницы и церкви, – главный вопрос книги Андреа Риккарди «Жить вместе в 21 веке». Застрахованы ли мы от повторения кровавых событий, – рассуждал на ее презентации прот. Алексей Уминский

Как становится возможным, что люди в одночасье отрубают своим соседям руки мачете, жгут больницы и церкви, – главный вопрос книги Андреа Риккарди «Жить вместе в 21 веке». Застрахованы ли мы от повторения кровавых событий, – рассуждал на ее презентации прот. Алексей Уминский.

Вчера в овальном зале Библиотеки иностранной литературы прошла презентация книги основателя католической Общины святого Эгидия профессора Андреа Риккарди «Жить вместе в 21 веке».

Книга начинается со страшной картины: зала черепов – центральной экспозиции мемориала гражданской войны геноцида в столице Руанды Кигали. К нему ведут залы с гробами убитых и тому подобными экспонатами. Андреа Риккарди побывал в этом музее 10 лет назад. До того, как стать музеем, черепа, гробы и подобные экспонаты были реальностью Руанды, где в 1994 г. прошел ураган геноцида.

В стране две основные народности: хуту и тутси. Хуту большинство, но тутси занимали ключевые посты во власти и бизнесе. После переворота к власти пришло правительство хуту и решило отплатить тутси за все. По государственному радио стали зачитываться списки тутси и прочих врагов народа и призывы убивать их, где только не встретятся. Народ откликнулся на призыв властей. В итоге за 100 дней было убито от 500 тысяч до миллиона тутси, с особой жестокостью.

Как стало возможным, что соседи в одночасье стали отрубать своим соседям руки мачете, жечь больницы и церкви, где от них пытались спрятаться, – один из главных вопросов книги профессор Андреа Риккарди «Жить вместе в 21 веке». Застрахованы ли мы от повторения кровавых событий?

Об этом рассуждал московский священник Алексей Уминский – перенеся проблематику на российско-украинскую почву:

– Это книга не о безнадежности. Это книга христианина, которая взывает к надежде и размышляет о том, как нам все-таки научиться жить вместе.
Одной из причин конфликтов, разделений людей профессор Риккарди называет поиск собственной идентификации.

Cвященник Алексей Уминский

Нужно ли дать себе ответ на вопрос, кто я такой? Нужно ли себя как-то идентифицировать в этом мире? Всем кажется, что это правильно. И вдруг оказывается, что, когда ты идешь по этому пути, когда ты говоришь, например: я русский, православный, москвич, с высшим образованием, из неполной семьи, то ты уже ставишь себя в отдельное положение от того, кто, скажем, русский, но не москвич, или москвич, но не русский.

Вот сегодня две части одного народа братской соседней страны так идентифицировали себя, что это выразилось в страшнейшем военном конфликте. Этот конфликт накрыл волной разделения не только Украину, но и всю Россию.

Та самоидентификация, которая проходит по юго-востоку Украины, ложная. Там убивают друг друга христиане. Там нет конфликта между исламом и христианством, между культурой Запада и культурой Востока. Там нет конфликта цивилизаций.

Мы говорим «православный», забывая, что это прилагательное. И поэтому, когда спрашиваешь «православный кто?», в ответ можешь услышать «сталинист», а вот «православный христианин» можно и не услышать.

Проблема ложной самоидентификации не отрефлексирована, не понята, и является причиной нашего непонимания друг друга, непонимания того, к чему призывает Христос.

Апостол Павел снимает эти ложные самоидентификации. Очень громко и ответственно снимает: нет эллина, нет иудея, нет варвара, нет раба, нет свободного… Более того, «несть мужеский пол и женский». Как так может быть, это, казалось бы, очевидные вещи! Но апостол снимает и это как ложные пути самоидентификации. И дает нам единство: все во всем Христос.

Единство, о котором мы все время забываем, которое мы все время отодвигаем в сторону, потому что вроде это и так понятно. А это совсем не понятно! И потому у нас столько самоидентификаций: католик – православный, русский – нерусский, черный – белый, образованный – необразованный, бедный – богатый. А это все ложные противопоставления. Я уже не раз говорил это и хочу повторить: мы, христиане, научились тому, что нас разделяет, но совсем забыли о Том, Кто нас объединяет.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version