Думаю, многим знакома ситуация, когда вдруг в семье у ребенка откуда-то появляются карманные деньги. И часто родители не придают этому значения, считая, что в нынешнее время дети могут заработать сами. Но довольно часто родители не удосуживаются узнать, откуда они появились, что часто приводит к будущим проблемам. Порой, при общении с подростками, оказавшимися в спецшколах и СИЗО, выяснялось, что их родные не смогли понять, что появившиеся у ребенка деньги – шальные. Не придали значения, не отреагировали. И когда уже в суде мать или отец узнают, что ребенок грабил или воровал, то делают большие глаза, приговаривая: «Мы ничего не знали». На самом деле, знали. Большинство подростков, оказавшихся в исправительных учреждениях, меньше всего виноваты. Чаще виноваты их безалаберные родители. Которые почему-то отринули родительские обязанности.
Если у подростка есть много времени, а дел – мало, то зачастую родители не знают, где он и что с ним. Они просто наблюдают, как он стал чаще где-то пропадать. Возможно, первые шальные деньги подталкивают подростка, идти и доставать еще и еще. Потому что в подростковой нынешней среде отсутствие денег, когда еще вчера они были, воспринимаются как что-то ненормальное. К ним быстро привыкаешь. Появляется первый звоночек к тому, что подросток становится заложником имиджа «денежного». И для поддержания этого имиджа он может пойти и на крайние меры. Иногда жестокие. Доходит от кражи конфет в магазине до грабежа с насилием на улицах.
Нередко, привыкнув к безнаказанности, подросток может начать совершать преступления и под воздействием алкоголя. А всякая безнаказанность приводит к тому, что подростки начинают жить, руководствуясь криминальным сознанием, из которого порой не могут найти выход. Они уже в замкнутом круге. Они даже не пытаются начать говорить об этом со своими родителями, считая, что если те заметили изменения в поведении подростка и не вмешиваются, значит помощи от них не дождаться. Коммуникация и доверие уже потеряны.
Утрата внутрисемейного контакта приводит к тому, что ребенок берет на себя принятие ответственных решений без поддержки взрослых, которые, в определенный момент, могут помочь не состояться первым конфликтам своего ребенка с законом. Для этого важно, чтобы контакт не ослабевал. Чтобы родители были в курсе дел своего ребенка, а он об этом знал. В противном случае они будут сидеть с опущенными головами в зале суда, не смея глянуть в сторону сына или дочери. Потому что в свое время упустили его из виду, тем самым поощряя его преступления.
Сейчас, когда есть мобильные телефоны, быть на связи со своими детьми легко. Но если нет доверия друг к другу, не поможет и сотовый. Нужен живой разговор. Только не раз в месяц, а гораздо чаще. Тогда шансов оказаться в той или иной криминальной ситуации у ребенка будет гораздо меньше. Помните об этом. На днях в одном магазине подростки украли пятьсот рублей: продавщица жалела деньги, а я – тех подростков и их родителей. Берегите своих детей своим участием.
Александр ГЕЗАЛОВ