Православный портал о благотворительности

Подорожник – упрямое растение

В апреле в Петербурге прошел первый международный кинофорум социального кино «Время жить». Десять дней, в течение которых длился фестиваль, были поделены на конкурсные и внеконкурсные программы, на которых показывались игровые и неигровые фильмы. Эти фильмы сложно было смотреть без валидола и успокоительных. На десятой минуте просмотра зал начинать шмыгать носом, утирать тайком слезы, растревожено ерзать на креслах. Были представлены фильмы, не имеющие больших бюджетов, или те, которые вовсе снимаются без бюджета. Актеры такого кино соглашаются работать без гонораров. Продюсеры морщатся, когда читают сценарии, — морока, ничего не заработаешь. Прокатчики эти фильмы не пускают – «никому не нужно». Тем не менее они снимаются во всем мире. Потому что старики, безработные, инвалиды, наркоманы есть в каждой стране.
Читайте отчет о форуме и интервью с режиссером Юрием Кузнецовым (фильм “Подорожник”)

Десять дней, которые потрясли Питер
В апреле в Петербурге прошел первый международный кинофорум социального кино «Время жить». Это был некоммерческий проект, прошедший при поддержке Общественного фонда «Санкт-Петербургский музей кино», Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения, некоммерческого партнерства «Новая волна», Клуба деловых людей «Преображение», Лиги молодежной международной дипломатии, ассоциации «Духовное возрождение».
Были представлены фильмы, не имеющие больших бюджетов, или те, которые вовсе снимаются без бюджета. Актеры такого кино соглашаются работать без гонораров. Продюсеры морщатся, когда читают сценарии, — морока, ничего не заработаешь. Прокатчики эти фильмы не пускают – «никому не нужно». Тем не менее они снимаются во всем мире. Потому что старики, безработные, инвалиды, наркоманы есть в каждой стране.
Не случайно кинофестиваль был обозначен как кинофорум. Десять дней, в течение которых длился фестиваль, были поделены на конкурсные и внеконкурсные программы, на которых показывались игровые и неигровые фильмы. Эти фильмы сложно было смотреть без валидола и успокоительных. На десятой минуте просмотра зал начинать шмыгать носом, утирать тайком слезы, растревожено ерзать на креслах. И всякий раз в финале, на титрах раздавались аплодисменты. Характер аплодисментов после каждого фильма был разным: в них было восхищение, сострадание, участие, стыд, боль.
После просмотра все желающие принимали участие в круглых столах, на которых обсуждались проблемы молодежи, инвалидов, реабилитационных центров. Дискуссии оказались важной отличительной чертой этого кинофорума. Здесь присутствовали не только авторы картин, но и руководители государственных структур, имеющие непосредственное отношение к социальной тематике. Режиссер фильма «Подорожник» Юрий Кузнецов назвал эти дискуссионные клубы колоссальным событием, которое было бы невозможно без фестивального показа. «Нам казалось, — говорил Ю.Кузнецов, — что эти фильмы никогда не выйдут на экран. У телевизионных чиновников появилась замечательная по своей невыразительности формулировка на все случаи жизни – неформат. И наши фильмы попали в эту категорию».
Особого внимания заслуживала дискуссия «Реабилитационные клубы. XXI век». Среди ее участников как раз не оказалось ни одного из заявленных представителей государственной власти. Это подтвердило высказанную здесь мысль, что общественные и религиозные организации проявляют себя более активно в борьбе с наркотиками, чем государственные.
Итогом кинофорума «Время жить» стало создание программы показа фильмов социальной тематики в различных городах России, в детских домах, колониях, интернатах, приютах, воспитательных учреждениях. Как сказал Президент кинофестиваля И.Холодов, «один кинофорум не сделает ничего. Второй кинофорум тоже ничего не сделает. Но традиционный показ и обсуждение таких фильмов могут консолидировать нас во внимательном отношении друг к другу».
Всего на конкурс было представлено 150 фильмов из 60 стран. Было отобрано 30.
Наиболее интересными оказались следующие фильмы:
Подорожник. Россия, 2004, реж. Ю.Кузнецов, В.Наумов. Документальный фильм о семье, где родился ребенок с тяжелым заболеванием. Что такое для него семья? Фильм автобиографический. Режиссер и сценарист Юрий Кузнецов, петербургский журналист инвалид с детства, отказник, оказался в детском доме. Ему удалось получить образование, создать общественную организацию молодых инвалидов, газету, создать самого себя. Юрий в фильме «Подорожник» размышляет о судьбах таких, как он.
Фильм Л. Бобровой «Бабуся» (Ленфильм, 2003 г.) . Главную героиню сыграла жительница архангельской деревни Нина Шубина. Один из кинокритиков назвал ее «фантастическая Нина Шубина». Чтобы поднять детей и внуков на ноги, Бабуся продает свой дом в деревне и оказывается без жилья. Начинаются скитания. Вырастают внуки, у каждого свои дела, и никому она больше не нужна. Стучится Бабуся в дома тех, кого на руках качала, да нет ей места. Единственный, кто принимает ее – тот внук, у которого у самого беда в доме. Уходит Бабуся, не хочет быть обузой, уходит в то время, когда она была полезна, исчезает, растворяется в далеком детском смехе.
«Любовные письма из детской тюрьмы». Россия, 2005, реж. Анна Сирота. Режиссер Анна Сирота живет в Петербурге. Она снимала этот фильм в одной из петербургских колоний. Это история о надежде, любви и молодых людях, которые ожесточаются в тюрьме. Ждет ли нашего юного героя та же печальная участь, что и большинство заключенных, или есть надежда, что любовь девушки может спасти его?
«Я – негр». Франция, 1959. Реж. Жан Руш. Жан Руш известен своими вольнодумными правдивыми фильмами. Его тема – человек и социум. На фестивале были представлены несколько его фильмов: «Хроника лета», «Мало по малу» и «Я – негр». В последнем фильме молодые афроамериканцы покинули Америку, где родились, и отправились искать работу в Африку, где родились их предки, на Берегу Слоновой Кости. Но очутились в Треишвилле, в квартале абиджанских бедняков, оторванном и забытом современной цивиллизацией.
«Перед прилетом на землю». Литва –Германия – Нидерланды. 2005, реж. Аурунас Мателис. Это фильм – поиск смысла в неизлечимой болезни ребенка. За что? Как жить?
История Дун За. Китай, 2005, реж. Панбаочанг. Это первый фильм юного двадцатилетнего китайского режиссера. Сюжет разворачивается в девяностые годы двадцатого века в маленьком городке на юге Китая. Перед нами пятнадцатилетний подросток и его история. Каким быть, чтобы выжить? Как сохранить достоинство, общаясь со сверстниками?

Участники кинофорума «Время жить» ответили на вопросы корреспондента сайта «Милосердие.ру»:

— Каковы цели и задачи этого кинофорума?
Игорь Холодов, президент Первого международного кинофорума «Время жить» :
– Конечно, главное – привлечение внимания мировой общественности к актуальным проблемам современности, освещенными через кинематограф. В наши задачи входит формирование позитивного эстетического мировоззрения, создание нравственных ориентиров, поддержка творческой молодежи, формирование и укрепление культурных связей внутри нашей страны и за ее пределами.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:
– Проведение этого кинофорума имеет большое значение для людей всех возрастов. Пусть демонстрация лучших произведений мирового кино и работ современных кинематографистов напомнит людям о вечных ценностях, любви, взаимопомощи, бескорыстии, сострадании. Киноискусство обладает способностью быстрого обращения к сердцам людей, пробуждает в человеческих душах сильнейшие чувства. Подлинные киношедевры служат для многих источником поддержки, возвращают ощущение идеала, помогают жить, сохраняя свою душу. Да поможет Господь во всяком благом деле!

Б.И.Сушков, исполнительный директор попечительского совета уголовно-исполнительной системы, генерал-майор внутренней службы:
– Наша задача – понять, есть ли в России высоконравственные документальные и художественные фильмы. Что можно ждать от нашего киноискусства? Большинству россиян надоели те тематики, которые предлагают нам по телевидению – кровь и насилие. Даже в тюрьмах эта тематика перестала интересовать. Мы очень надеемся, что в ближайшие год-два и в наших тюремных подразделениях появится социальное телевидение.

А. Ильин, начальник пресс-службы Управления по СПб и Ленинградской области Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков:
– Первый международный кинофестиваль – замечательная возможность сказать «нет» наркотикам. Мы выражаем уверенность, что кинофорум станет пропагандой здорового образа жизни.

Карлос Мартинас, испанский мим:
– Работа истинного художника способна перевернуть мир. Он может вдохновить и вселить надежду. Сейчас российское общество как никогда нуждается в созидательной роли кино. Надеюсь, что этот кинофестиваль привлечет к себе мастеров экрана многих стран мира. Кинофорум «Время жить» – яркая встреча с многогранным миром кино.

— Что такое социальное кино?
Н.Евдокимова, депутат ЗАКСа СПб, председатель комиссии по социальным вопросам:
– Для того, чтобы говорить о социальном кино, нужно его определить. Какие фильмы являются социальными? Которые вскрывают социальные язвы? Например, фильм «Летят журавли» – это социальное кино? С моей точки зрения, только социальное кино и может быть востребовано. Когда нет выраженной социальной политики, нет понятия, куда и зачем идти. Сейчас действует программа реструктуризации кинотеатров (т.е. их закрытия). А между тем как раз нужны кинотеатры, в которых бы показывали всякое хорошее кино – то, которое затрагивает человеческие проблемы, пробуждает мысль, чувство, заставляет думать.

И.В. Холодов, президент Первого международного кинофорума «Время жить» :
– Понятие социальности имеет самое широкое значение. В спектр социальных проблем человек попадает с самого рождения. Проблемы правозащиты, безработицы, возможности получить достойное воспитание и образование, медицинское обеспечение, проблемы зависимости, нравственно-этические вопросы – все это относится к спектру проблем социальной адаптации человека в обществе. Присутствие этих социальных тем в кинематографе определяет уровень развития и прогрессивности общества. Так, в последнее время зарубежный кинематограф уделяет этому аспекту огромное внимание.
Универсальный язык кинематографа, доступный и понятный каждому, позволяет вести доверительный диалог «без границ» о самом важном. Российские молодые кинематографисты также активно используют в своих работах социальную тематику, мы в этом убедились.

С.В.Гутников, генеральный директор специального Олимпийского Комитета:
– Нельзя забывать, что социальное кино включает в себя и фильмы по спортивной тематике, в которых поставлены проблемы, возникающие в спорте инвалидов. Мы видели фильмы, которые показывают, что люди с ограниченными возможностями своим трудом, умением, смелостью могут побеждать, как и все остальные спортсмены.

С.Н.Рахуба, Президент ассоциации «Духовное возрождение», спонсор кинофестиваля:
– Социальное кино – нравственное кино. И мы надеемся, что фильмы, созданные талантливыми режиссерами, продюсерами, помогут актуализировать темы любви к ближнему, чтобы кино не только развлекало и отвлекало от реальности, но и напомнило, что у нас есть бездомные дети, семьи, которые нуждаются во внимании государства и общества.

Г.А. Томчин, Член Общественной Палаты, руководитель экспертного совета по сохранению культурного наследия России:
– Я долго не понимал, как отделить социальное кино от хорошего кино. Думаю, что отделять нельзя. Потому что первое условие социального кино – его высокое качество. Если фильм даже на социальную тематику не талантлив – это антисоциальное кино. Я призываю, чтобы на этом форуме была поставлена преграда фильмам бездарным, сентиментальным, сладким, пусть даже и на социальную тематику, потому что они несут вред так же, как и любая другая чернуха. Прежде всего автор первый определяет, социальное у него кино или нет, а уж потом зрители оценят, насколько это так.

— Что можно назвать самым главным злом в современном мире?
Исса Того, член жюри фестиваля «Время жить», Мали:
– Любое зло может стать главным. Все социальные проблемы важны. Если один механизм работает плохо – выходит из строя вся машина. Проблемы молодежи и стариков, наркотики, трудоустройство, вандализм, национализм – все это отражается на жизни общества. Нужно пытаться искоренять эти проблемы, в этом должен помочь кинофорум.

Ю.Кузнецов, режиссер, СПб:
Может быть, я скажу ужасную вещь. Самое большое зло – социальное неравенство. Невнимание к человеку. В России общество разделено на чемпионов – их 5%, и аутсайдеров – их 95 %. У нас нет даже промежуточного этапа. А ведь социальное неравенство, как мы знаем, это мина замедленного действия. И почему у нас люди не отстаивают свои права – это маленькая загадка для народа и большая радость для власть имущих.

Е.Цыплакова, актриса и режиссер, Москва:
– Зло – это то, что идет против Бога. Это грех, который искажает мир. Человек – проводник добра и зла. Бесы образа не имеют. Они принимают образ тех людей, которые их в себя пускают и действуют через них. Самое главное зло, на мой взгляд, – уход от Бога.

— Как проходил отбор фильмов, представленных на фестивале?
И.В.Холодов, президент фестиваля:
На форум принимались фильмы выпуска не раньше 2003 года. Всего на конкурс было представлено 150 фильмов из 60 стран. В результате отобрали 30 картин. Жюри руководствовалось, прежде всего, их художественными достоинствами. Хотя социальные проблемы для многих стран мира оказались общими, превалировала в них тема бездомных. Необходимо также было показать, как решаются те или другие проблемы в других странах.

– Е.В.Герасимов, Председатель Союза кинематографистов России, Народный артист СССР:
– Было трудно выбрать лучшие картины. Нужно не забывать о том, что, когда мы отображаем действительность, мы ее и формируем Увидеть героя, которого ты полюбишь и захочешь ему подражать – это очень важно в той социо-культурной атмосфере, в которой мы живем. С другой стороны, среди отобранных были фильмы, которые могут никогда не дойти до широкого зрителя – это фильмы жесткие, которые не выносятся обычно на широкий экран. И это огромное достоинство фестиваля.

Из реплик зрителей:
Алексей, инвалид: «это важно, чтобы другие люди, у которых есть такие же проблемы, поняли, что стыдно тратить жизнь по пустякам…»
Артем Гусев, журналист: «эмоциональный отклик на эти фильмы необыкновенный – вы сами видите. Но этого мало. Нужен выход на другие уровни. А еще говорят, что в России чем больше душат, тем народ сильнее становится…»
Елена, актриса: «На этом форуме представлены фильмы разных конфессий, но православная церковь не представлена никак. Это очень жаль. Неужели нам нечего сказать?»
Валерий, рабочий: «Я – бывший алкоголик. Мне понятны эти темы. Я увидел здесь несколько знакомых, они такие же… Очень сильные фильмы. Страшно даже…»
Павел, режиссер: «к сожалению, не всегда в здоровом теле здоровый дух. А вот в больном теле может быть здоровый дух – мы в этом убедились на примере спортивного кино об инвалидах…»

Режиссеру Юрию Кузнецову с рождения поставили диагноз «детский церебральный паралич» и сказали, что ребенок необучаем. Но он смог получить образование и даже снять фильм — о семье, где живет ребенок – инвалид, которого не отдали в интернат. Фильм получил признание и специальную награду на фестивале.

— Вы выросли не в семье?
— Большую часть детства я провел в детском доме и был неперспективным. Затем попал в интернат для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и стал перспективным. Потом я попал в интернат для взрослых и стал опять неперспективным. Затем снова выбрался.
Своих родителей я не знаю. Хотел их найти, но, так как есть официальный отказ от меня, то ни я, ни они информации друг о друге получить не можем.

— А теперь, будучи взрослым человеком, вы думаете о своих родителях?
— Какое-то время я думал об этом. Я вынул в этой жизни счастливый лотерейный билет. Пройдя по лезвию бритвы, сумел не порезаться. Сейчас я пытаюсь рассказать обществу, что люди с инвалидностью имеют право на такую же достойную жизнь, как и все остальные, о том, что изначально у нас у всех равные права и возможности.

— Почему вы назвали свой фильм «Подорожник»?
— Подорожник – то, что растет у дороги, обычно это упрямое растение, оно пробивается в самых немыслимых местах, где кажется, уже ничего не растет. То есть тебя вроде как гвоздик забивали, забивали, а ты все равно «вырос».
Этот фильм автобиографический. Здесь я и режиссер, и один из главных героев. Это размышление о прошлом и взгляд в будущее через второго героя – маленькую девочку Киру, у которой множественные нарушения (она не говорит и не ходит). Но у нее зато есть замечательные родители, в отличие от меня, который и двигается, и говорит.
Пройдя этот нелегкий путь – путь сиротских социальных учреждений, я пытался размышлять над этим.

— Трудно ли вам было заниматься делом, которое не является вашей профессией?
— Безусловно. Мы снимали документальный фильм. Все это живая съемка с ее браками. Можете себе представить, фильм идет 26 минут, а мы сняли 7,5 часов.
Было интересно и очень трудно. У меня был хороший учитель – режиссер Валерий Наумов, который сидел рядом и говорил: тут не так, куда смотришь, смотри туда, должно быть так… Мы спорили-спорили, и через пару часов великих споров рождались очередные две минуты фильма. Не каждый мастер будет возиться с каким-то непрофессионалом, с этой любительской съемкой…

— В чем, на ваш взгляд, главная проблема людей-инвалидов?
— В том, что общество не просвещено. Мне нравятся термины: условно-здоровый, условно-больной. Так вот, условно-здоровый боится подойти к условно-больному, а условно-больной ожидает получить негатив от условно-здорового.

— Может ли вера изменить жизнь инвалида?
— Как ни странно, я считаю себя человеком осознанно неверующим. Хотя верить нужно. Бог – это интимно. Это то, что остается со мной, когда я закрываю дверь своей квартиры. Не обязательно ходить в храм и креститься. Я могу размышлять о бытие, находясь наедине с собой.

— Может быть, в какой – то момент с вами не оказалось рядом человека, который бы открыл вам Православие?
— Не думаю. Я считаю, что одним из лучших пастырей и проповедников был о. Александр Мень. Сегодня такого человека не хватает в церкви – человека, которого было бы интересно слушать. Я говорю это абсолютно честно. Это же очень важно, кто говорит, что говорит, хочется ли идти за мыслью этого человека.

— Какие чувства в вас преобладают, когда вы наедине с собой: сопротивление, грусть…?
— Вы видите, публично я вполне миролюбив, но внутри очень много гнева. Разгневать меня может все, что угодно. Правда, я отходчивый.
Но нужно уметь радоваться. Нужно уметь к людям выходить с позитивом. Одну из своих задач я вижу в том, чтобы формировать позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями.

Жанна СИЗОВА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version