Православный портал о благотворительности

Поднимите мне памятник

Чтобы «укрепить фундамент», его попросту уничтожили, заложив в качестве фундамента железобетонные конструкции. Во время разбора исторического основания строителям попались человеческие кости, останки героев Куликовской битвы. Кости вместе с саркофагами вынули и вывезли в неизвестном направлении. «Были ли совершены соответствующие случаю процедуры, обряды?» – спрашивали собравшиеся Е.М.Пашкина, тот в ответ выразительно молчал

В пятницу, 11 декабря, в Политехническом музее состоялись открытые слушания по теме: «Подъем памятников архитектуры как способ их сохранения», проведенные Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Руководитель работ по поднятию на 4 метра храма Всех Святых на Кулишках Е.М.Пашкин, работ, по оценке архитекторов и краеведов, граничащих с авантюризмом и кощунством, объяснял общественности, что ее волнения напрасны. Проекту быть.

С основным докладом выступил профессор кафедры инженерной геологии Российского государственного геологоразведочного университета, доктор геолого-минералогических наук Е.М.Пашкин. Он показал собравшимся фильм, основной идеей которого стало то, что работы по укреплению фундамента храма необходимы, так как исторический фундамент практически пришел в негодность, стены первого этажа, находящиеся под землей, также разрушены вследствие воздействия окружающей среды. По мнению Е.М.Пашкина, место для храма выбрано было неудачное, в низине, туда стекают воды и со стороны нынешнего Политехнического музея, и с Солянского проезда, и с Варварки. Несколько раз за свою историю первый этаж и фундамент были затоплены Москвой рекой. В результате осадочные породы наросли вокруг здания, первый этаж оказался погребен.

Вероятно, это самая бесспорная часть выступления доктора геолого-минералогических наук. Все, что было сказано потом, по меньшей мере следует подвергнуть критике. Для того чтобы «укрепить фундамент», его попросту уничтожили, заложив в качестве фундамента железобетонные конструкции. Во время разбора исторического основания строителям попались человеческие кости, останки героев Куликовской битвы. Кости вместе с саркофагами вынули и вывезли в неизвестном направлении. «Были ли совершены соответствующие случаю процедуры, обряды?» – спрашивали собравшиеся Е.М.Пашкина, тот в ответ выразительно молчал. «Есть ли гарантии, что храм не рухнет в процессе подъема?» В ответ опять тишина. На вопрос: «существовали ли другие способы укрепления фундамента, кроме примененного, связанного с полной заменой всего основания», по существу тоже не ответил доктор геолого-минералогических наук. Зато рассказал, что «укрепление» – это лишь первая часть масштабных работ по спасению памятника от разрушения. Второй этап, собственно, поднятие храма на 4 (четыре!) метра, начнется после окончательного «укрепления», то есть, проще говоря, когда исторический фундамент будет полностью заменен железобетоном. Вот тут-то и произойдет второй и окончательный этап. И будет памятник сохранен на радость всем. Любопытно, что, по словам Е.М.Пашкина, проекта поднятия пока не существует в природе, он не утвержден Москомимуществом, однако о том, что храм будет поднят, говорится как о деле решенном. Судя по всему, решение о поднятии храма принято давно. Архитекторы-реставраторы, общественные организации, пытающиеся сохранять памятники от разрушения, получили на слушаниях возможность выпустить пар, а затем еще раз убедиться, что от них ничего не зависит.


Рисунок профессора Пашкина.
Забавное крыльцо хотят пристроить к западному входу. Инвалиды-колясочники, о которых печётся Московское Правительство, в храм больше не попадут…

В результате проведенных после доклада Е.М.Пашкина прений, сформировалось четкое разделение сторон. На одной – Е.М.Пашкин и чиновники. Они за то, чтобы проект завершить. На другой – историки, краеведы и архитекторы (напр.: историк, краевед, писатель Рустам Рахматуллин, председатель Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Сергей Королев и др.) утверждающие, что все это беспрецедентное варварство, кощунство и безусловный вред.

Вопросов же в связи с прошедшими открытыми слушаниями осталось множество.


Во-первых, как утверждает Е.М.Пашкин, историческая кладка фундамента и стен первого этажа потеряла прочность и разрушена, значит, после поднятия, первый этаж будет сложен заново, что с большой натяжкой можно назвать восстановлением исторического облика. Кроме того, колокольня, пристроенная к храму значительно позже, в то время, когда первый этаж уже был под землей, вовсе не имеет первого этажа, а значит, этот первый этаж нужно будет и вовсе придумывать заново! А это уже искажение и изменение памятника архитектуры и запрещено законом.

Во-вторых, ни мы, ни наши отцы и деды, ни даже прадеды не видели храм в его первозданном состоянии. Первый этаж ушел под землю в XVIII в. Так стоит ли вообще его поднимать? Для чего?

В-третьих, вопрос о перезахоронении останков Куликовской битвы остается открытым. Неужели наши предки и герои войны, не достойны уважения?

И, наконец, главное. Вопрос, не касающийся непосредственно храма Всех Святых на Кулишках. Удивительно, но на слушаниях в пятницу не было ни одного представителя РПЦ. А ведь дело касается разрушения ценнейшего московского памятника русской церковной архитектуры. В связи с этим следует подумать вот о чем: не пора ли организовать церковную комиссию по охране памятников и старины? Почему «общественные слушания» проводятся без участия компетентных священников? Даже настоятель храма – епископ Киринский Афанасий, экзарх Патриарха Александрийского, настоятель храма Всех святых на Кулишках — Александрийского подворья в Москве, кстати сказать, инициировавший все это строительство, не посчитал нужным присутствовать на слушаниях. Обращение церкви к современным проблемам государственно-правового регулирования сбережения церковных памятников старины как никогда актуально. История творится сейчас, кто против – опустите памятники!

Егор ОТРОЩЕНКО

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version