На прошлой неделе российские интернет-пользователи столкнулись с немного подзабытым, но все еще действенным видом сетевого мошенничества. По множеству электронных почтовых ящиков неизвестные люди разослали письма с просьбами о помощи маленькому мальчику. Признаки мошенничества анализирует Владимир БЕРХИН.
В письме от имени анонимного волонтера некоего Детского фонда помощи рассказывалась трагическая история больного мальчика и содержалось множество эмоциональных призывов собрать с миру по нитке 3 млн 200 тыс. руб. на лечение в некой клинике Дрезден. В качестве сайта таинственного фонда помощи был указан адрес портала «Милосердие.ру».
Вот это письмо целиком:
На примере данного письма легко показать, как именно узнать мошенника – ведь это именно мошенническое письмо, которое выдает себя за просьбу о помощи.
1. Старый сбор, деньги уже собраны.
Небольшое расследование в интернете показывает, что мальчик Никита Кудрявцев действительно существует, он действительно болен, и ему действительно помогали благотворительные фонды – Помоги.орг и Русфонд. Велись и частные сборы. Однако деньги были собраны, сбор прекращен.
2. Не подтвержденная документами сумма.
В письме ничего не сказано ни про документы, ни про отчёты. Неизвестно, откуда взялась сумма в три с лишним миллиона рублей, что это за «клиника Дрезден» и так далее.
3. Сбор на личную карточку, без указания назначения платежа.
Средства предлагалось перечислять на чью-то личную карточку. Причём даже не указано, чья именно, кто её держатель. То есть предлагается в прямом смысле этого слова отдать деньги непонятно кому.
4. Отсутствие контактов, анонимность лица, отправившего письмо, ссылка на две разные организации.
Никаких реквизитов и контактов «Детского фонда помощи» в письме нет. Сайт Милосердие.ру не является сайтом этой организации, и никогда не вел сборов на данного мальчика.
5.Текст старый и взят целиком из другого источника.
Текст, который рассылается в письме – не оригинальный. Он взят вот отсюда, то есть ему уже два года. Это тоже однозначный признак мошенничества – за два года ситуация не могла остаться вовсе неизменной, да и текст не настолько удачен, чтобы повторяться слово в слово. К тому же, скопировав текст, автор письма не потрудился исправить ошибки и описки, чтобы однозначно выводит письмо из числа заслуживающих доверие: если люди не прикладывают даже минимальный труд, значит, их не очень волнует результат. Можно поверить, что конкретная мама не умеет писать без ошибок, но невозможно предположить, что и волонтер в «детском фонде помощи» так же небрежен.
6. Отсутствие конкретных фактов в самой просьбе.
В тексте рассказана история без конца и начала, с пропуском важных подробностей. Непонятно – ни в каком городе мальчик, ни сколько ему лет, ни что у него за семья – вообще ничего. Отсутствуют контакты сборщика или хотя бы мамы. Это тоже признак нежелания «светиться». В большинстве случаев именно мошенники скрывают свои подлинные имена и местонахождение.
Не верьте обратным адресам! Их можно подделать
Единственное, что было похожим на правду в этом письме – это адрес, с которого оно приходило, который действительно, когда-то очень давно использовался сотрудниками православной службы «Милосердие». Но известно, что мошенники умеют подставлять чужие адреса в качестве исходящего своих писем, для этого явления у почтовых серверов даже есть специальный термин – «спуфинг». Так что если содержание письма выглядит подозрительно – не верьте убедительному обратному адресу! К тому же вы всегда можете задать вопрос солидной организации, от которой якобы пришло письмо – на ее сайте всегда есть живые контакты. Именно так, кстати, была обнаружена фальшивость письма в этом случае.
Аналогичного содержания, но несколько иной формы письма рассылались в это же время от лица фонда «Подари Жизнь», со ссылкой на сайт фонда.
Здесь мошенничество выглядит немного иначе. Разберем и это письмо в деталях:
Что в этом письме должно насторожить сразу?
Это якобы официальное письмо от организации, оно подписано фондом. Но письма от организаций выглядят совершенно иначе. Начиная с отсутствия контактного лица для обратной связи, нормальных реквизитов и внятной цели написания письма. И кончая тем, что в письме нарушается важнейший принцип сетевого этикета – там не указано, где и как можно отписаться от получения писем от фонда «Подари Жизнь».
Есть и иные признаки.
1. Несерьезный адрес.
Солидная организация не будет использовать в официальном адресе какие-то беспомощные цифры, Бывает, что организации используют общедоступные почтовые сервисы, но чаще адрес для официальных писем выглядит примерно как pressa@имяорганизации.ру или подобный образом.
2. У письма нет четкой темы.
Из письма абсолютно неясно, по какому, собственно, поводу, его прислали. Если по поводу помощи Никите Кудрявцеву причина письма очевидна, то в данном случае совершенно непонятно – с чего вдруг фонд решил о себе напомнить. Это признак письма в космос, без долгосрочной цели, просто ради «срубить бабла по-легкому».
3. Заимствованный текст.
Текст в письме – просто кусок текста с сайта фонда, никуда не ведущий и ничего не сообщающий. Это, как и в предыдущем случае – признак мошенничества.
4. Нет контактной информации и официальных реквизитов.
Ни одна уважающая себя и жертвователя организация так не поступает. Тем более, организация не просит помощи у предпринимателей и бизнесменов, не оставляя обратного телефона.
5. Сбор на карточку частного лица.
С какой стати московский фонд якобы собирает средства на счет частного лица, причем в Кемерово – непонятно.
Впрочем, о том, что эти письма – мошеннические, можно узнать, даже их вовсе не читая или не вникая в их текст, не загугливая отрывков. Признак очень простой:
6. Нормальные фонды не рассылают спама.
Причина этого в самой природе спама и прочей непрошенной навязчивой рекламы. Подобная реклама рассчитана на разовый случайный успех. Спам не формирует общего позитивного отношения к рекламируемой компании, товару или услуге, он рассчитан на то, что в силу широты охвата случайно попадётся на глаза тому, кому именно в этот момент и нужен именно этот товар. Более того, у большинства получателей, для которых спам является непрошенным вторжением в их личное пространство, рекламируемые объекты вызовут скорее отторжение в дальнейшем. Поэтому серьёзные, рассчитывающие на длительную работу компании никогда не рекламируются с помощью спама, смс-рассылок, непрошеных обращений в социальных сетях и прочих подобных методов.
Так же и нормальный фонд, который работает не с одним благополучателем и его разовой проблемой, а нацелен в будущее, не будет ссориться с потенциальными жертвователями, навязываться им без спросу.
Если же фонд ведет рассылку для своих постоянных жертвователей, подписчиков и сторонников, то в каждом письме указывается возможность отписаться от нее – это правило стало уже общепринятым.
Будьте бдительны!