Чаще всего успешные партнерские проекты с участием некоммерческих организаций, бизнеса и власти бывают связаны с развитием конкретных территорий, организацией отдельных событий или с какими-то общими ценностями. Нередко они становятся ответом на некую социальную проблему или актуальный запрос.
Если в процессе рождаются новые решения, если в их выработке принимают участие сами благополучатели, например, люди, проживающие на территории присутствия социально ответственной компании, – такие проекты можно смело называть инновационными, и именно они, в конечном итоге, делают социальную сферу современной, экономной и эффективной.
Об этом говорилось во время круглого стола в Общественной палате 21 декабря, который провела Елена Тополева-Солдунова, член Комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан.
«Обязательная» и «вольная» программа бизнеса
«В России бизнес намного больше, чем в других странах, инвестирует в развитие социальной сферы, – заявила Елена Чернышкова, президент БФ «Система». – Конечно, частная благотворительность тоже развивается – появляются новые фонды, растет объем индивидуальных пожертвований и количество публикаций в СМИ. Тем не менее, пока решающую роль в системных изменениях социальной сферы играет привлечение финансирования и других ресурсов непосредственно из бизнеса».
Каждая крупная компания, работающая в разных регионах, имеет определенную «обязательную программу», направленную на развитие социальной сферы. Обычно эти программы очень похожи: они так или иначе связаны с детьми, пожилыми людьми, образованием и культурой.
В этом смысле компаниям сложно быть оригинальными и инновационными, отметила Чернышкова. Ведь развитие всех этих направлений в регионах – это необходимость, поскольку привлекает на территорию трудовые ресурсы. НКО и государственные учреждения, стремящиеся к партнерству с бизнесом, должны учитывать эти обстоятельства.
Вместе с тем, у таких корпоративных фондов, как «Система», бывает еще и «вольная программа», в которой есть место для достаточно сложных и долгосрочных проектов. «В нашем случае это поддержка ветеранов и «Лифт в будущее»», – добавила президент БФ «Система».
Программа «Лифт в будущее» (образовательный проект, нацеленный на отбор и дополнительную подготовку инженерно-одаренной молодежи) была создана в партнерстве с Московским государственным университетом, рассказала «Милосердию.ru» Елена Клепикова, руководитель департамента образовательных программ НП «Лифт в будущее».
Кроме того, по мере необходимости к сотрудничеству привлекаются другие вузы и другие компании, не входящие в АФК «Система». Университетские преподаватели проводят занятия для талантливых детей, а представители компаний, как правило, выступают в качестве экспертов, оценивающих студенческие и школьные проекты.
«Самые младшие, с кем мы работаем, это школьники от 14 до 17 лет, которые каким-то образом вовлечены в научно-техническое творчество. Для них у нас есть конкурс «Семь приоритетов», который, кстати, как раз сейчас и проходит. Заявку можно будет подать в каникулы, до 15 января», – сообщила Клепикова.
Летом 2016 года БФ «Система» организовал в Республике Алтай детский благотворительный фестиваль «Солоны», который можно считать классическим примером партнерского проекта. Во-первых, сама идея возникла после запроса регионального уполномоченного по правам ребенка, а власти республики, в лице четырех министров, оказывали поддержку устроителям фестиваля. Во-вторых, к проекту удалось привлечь половину компаний АФК «Система».
Не последнюю роль здесь сыграло то, что фестиваль проводился в регионе присутствия корпорации, а его тема вписывалась в стратегию фонда.
Однако АФК «Система» объединяет 22 различных бизнеса – от аэрокосмических исследований до деревообработки, напомнила Чернышкова.
Поэтому «реализация любых стратегий на уровне АФК «Система» представляет собой очень интересную логистическую задачу…
Очень мало таких историй, которые способны объединить разные бизнесы вокруг каких-то идей», – отметила президент фонда.
Каждая компания вносила свой вклад в рамках собственной стратегии. Так, «Детский мир» уже много лет открывает детские игровые комнаты в больницах, сделано это было и в Республике Алтай. Ozon прислал книги, «Биннофарм» – медикаменты, МТС – волонтерский театр. Волонтерский центр «Системы» обучил местных добровольцев. «Получилась удивительная синергия», – отметила Чернышкова.
Город в чистом поле
Компания «Еврохим» в своей социальной деятельности предпочитает заниматься комплексным «возрождением городской среды» или же созданием новой, буквально «в чистом поле», об этом рассказал руководитель департамента связей с общественностью компании Владимир Торин.
Один из примеров проектирования новой среды – строительство города Котельниково в Волгоградской области. «В чистом поле нужно построить город, большой горно-обогатительный комбинат, жилые дома, парк, больницу, детский сад, бассейн, техникум – город на ровном месте. <…> И как только мы натолкнулись на историю, что нужно создавать среду, чтобы людям там хотелось жить, мы поняли, что социальные программы – это не пустой звук, а это то, что необходимо людям, чтобы туда приехать», – сказал Торин.
Что касается возрождения среды, то здесь он привел в пример Новомосковск Тульской области. Регулярно жертвуя средства на медицинское оборудование больниц, компания обратила внимание на высокий уровень заболеваемости в этом городе. К проблеме решено было подойти комплексно, особо сосредоточившись на строительстве спортивных объектов и пропаганде здорового образа жизни.
В частности, благодаря «Еврохиму» в Новомосковске появились теннисная школа с десятью кортами и ледовый дворец, сообщил Торин. Трудно сказать, какую именно роль сыграла в этом деятельность компании, но через пять лет заболеваемость в городе снизилась на 35%.
Изменение городской среды проводится на основе мастер-планов, к разработке которых привлекается общественность и местные власти. Еще одна особенность партнерских проектов «Еврохима» – сотрудничество с другими компаниями, работающими на той же территории. Например, в Новомосковске такими партнерами стали Procter & Gamble и «Гипс Кнауф».
Бизнес государству кошелек?
Бизнес вкладывает более 100 миллиардов рублей в год в социальные программы во внешнем сообществе, и более 75% поступлений в благотворительные фонды – это средства корпоративного сектора, отметила Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП.
Однако тем, кто желает партнерских отношений с бизнесом, необходимо научиться взаимодействию и доверию, подчеркнула она. «Партнерство просто так не формируется, с чистого листа. <…> Для того, чтобы оно возникло, нужно провести очень большую работу», – добавила Феоктистова.
Компании зачастую выступают не только в качестве инвесторов, но и обучают своих партнеров из НКО принципам управления финансовыми проектами, делятся опытом социальной деятельности.
Недавно появился новый тренд – стремление бизнеса внести вклад в устойчивое развитие территории, компании встраивают свои социальные программы в общую стратегию развития регионов, отметила Феоктистова.
Однако, по ее словам, потенциальные партнеры со стороны государства нередко относятся к бизнесу просто как «к кошельку». «В таких условиях формировать партнерство очень сложно», – подчеркнула она.
Задача государства – построить дорогу
Поселок на берегу Северного Ледовитого океана, где в этом году во второй раз прошел фестиваль «Териберка. Новая жизнь», – своим развитием также обязан взаимодействию государства, общественных организаций и бизнеса. В Териберке живет 600 человек, и там снимался фильм «Левиафан».
В чем суть партнерства в данном случае? Власти помогли привести в порядок дорогу, ведущую к поселку, построили там Дом культуры, рассказал Александр Свинин, генеральный директор фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» (фонд является оператором президентских грантов).
Благодаря созданию этой инфраструктуры фонд развития сельской местности и провинциальных городов России «Большая Земля» смог проводить там свои мероприятия. Фонд «Перспектива» оказал поддержку этим мероприятиям средствами президентского гранта.
Местный бизнес тоже оказался вовлечен в эту историю, поучаствовав в предоставлении различных услуг гостям фестиваля «Териберка. Новая жизнь». В течение года поселок теперь посещает шесть тысяч туристов, на него обратили внимание инвесторы, сообщил Свинин.
По его мнению, одна сторона, будь то государство, бизнес или общественные организации, не может развивать территории в одиночку. Пример Териберки – тому подтверждение.
«Если бы это делало только государство, все не получилось бы настолько классно и интересно, что туда приехали фотографы National Geographic и Териберку включили в топ-20 мест для экстремального туризма», – сказал Свинин.
Всеядная «Благосфера»
Многие эксперты назвали открытие центра «Благосфера» одним из самых важных событий 2016 года для благотворительности. Об особенностях этого проекта, тоже партнерского, рассказала директор центра Наталья Каминарская.
«Благосфера» объединяет партнеров вокруг определенных ценностей и смыслов, ее задача – вовлекать москвичей в благотворительность и социальную активность.
«Мы инфраструктурная организация», – подчеркнула Каминарская. Причем, в отличие от ресурсных центров и общественных площадок, посвященных каким-то конкретным темам, «Благосфера» – «абсолютно нейтральная и всеядная». Она задумана как информационная «точка входа», помогающая людям найти себя в пространстве благотворительности и социальной деятельности, узнать обо всем разнообразии организаций, возможностей для обучения и волонтерства.
Изначально «Благосфера» строилась как партнерский проект разных НКО, как московских, так и региональных. У нее нет большого количества собственных активностей.
«Мы предоставляем большую площадку, для того чтобы на ней сотрудничали, работали и знакомились самые разные игроки, заинтересованные в нашей тематике», – пояснила директор центра.