Православный портал о благотворительности

Подарки в кризисный год: должны согревать

Несколько слов о «подаркозамещении» и днях «обострения доброты»

«В сложное время мы чаще обращаем внимание друг на друга»

Наш небольшой опрос показал: в нынешний Новый год люди меньше покупают обычных подарков. И дело даже не в отсутствии денег: мы уже успели почувствовать тяготы кризиса, но еще не успели их прочувствовать. Приходит понимание, что неинтересно дарить очередные вещи: что-то на кухню? Украшение для себя? Мода и на безделушки, и на утилитарные подарки одинаково миновала. Трендом становится дарить «добро».


Авторская елка, выставленная на аукционе фонда «ОРБИ»

В Новый год все и всегда говорят о доброте. Нам хочется создать волшебную атмосферу, а это не только елка и венок на двери, но и но и особое настроение праздника. «Новогодние праздники – дни «обострения доброты», – замечает Ксения Егерева, основатель проекта Goodimpulse, менеджер агентства Act.Moscow. – Мы задумываемся: что бы такого сделать хорошего? Вообще, такие порывы просыпаются в нас часто, но нужен повод».

«»Добрые» подарки несут в себе двойной смысл, – отмечает Анастасия Черепанова, исполнительный директор фонда «Жизнь как чудо». – В них вложено много душевных сил и теплоты, они несут добро и нашим благополучателям, тем, кому нужна наша помощь. И такие подарки входят в тренд, который год увеличивается спрос на них.

Мы наблюдаем эту тенденцию и по заказам наших корпоративных дарителей. Если раньше компании охотнее дарили стандартные сувенирные наборы своим коллегам и партнерам, то сейчас они понимают, что фонды могут предоставить им вполне хорошую продукцию». В предновогодние дни люди больше тратят. Но есть категория людей, которые не в силах позволить себе лишнего. Поэтому «добрые подарки» – способ распространить свои филантропические возможности, и сделать подарок и им.

«И в Новый год дети не перестают болеть. Необходимость финансовых вливаний на праздник не исчезает, а при этом январь – это две недели тишины и пустоты, активность (в том числе и в благотворительности) снижается, в это время спада пожертвований фондам сложно. Поэтому те средства, которые поступают в предновогодние дни, пойдут на помощь не только сейчас, но и в январе», – замечает Анастасия.

Дарить добро – эта тенденция начала развиваться еще несколько лет назад. «Мода на «благотворительность вместо сувениров» появилась в корпоративном мире благодаря запущенной инициативе CAF Russia (объявлен в РФ иноагентом) и PWC, когда корпорациям предлагалось жертвовать деньги в фонды вместо ежегодных корпоративных подарков партнерам, – отмечает Анна Гаан, исполнительный директор благотворительного фонда «Арифметика добра». – Эта мода пошла в массы, и сейчас становится актуальным дарить пожертвования в фонды или покупать что-то на благотворительных аукционах в подарок своим друзьям и близким».

Кстати, еще до создания фонда «Арифметика добра» у его президента Романа Авдеева появилась традиция дарить своим друзьям на праздники какое-нибудь доброе дело. Он делал пожертвования в разные фонды от имени своих друзей, подписывал открытку с поздравлением и рассказывал, что именно он подарил – например, оплатил лечение такой-то девочки, или месяц реабилитации для какого-то мальчика, оплатил обучение сироты, или содержание отказников в больницах. Это начинание очень понравилось его друзьям и партнерам.

Анна Гаан вспоминает, как в кризис 2008 года она с друзьями-энтузиастами переживала, что сократится количество волонтеров, что люди не будут покупать подарки для детских домов: нужны были вещи, которых не было в отдаленных детских домах в Смоленской, Тульской, Калужской области. «Но пожертвования были тогда хоть и мелкие, но регулярные. Люди, кстати, готовы больше жертвовать, когда чувствуют, что дыхание кризиса касается и их тоже. Потому что тогда мы чаще обращаем внимание друг на друга, больше сочувствуем и проявляем милосердия», – отмечает Анна.

Конечно, мы не можем быть уверены, что «доброе дело в подарок» под елкой, вместо привычных глянцевых даров, понравится безусловно всем. Но все же есть заметное движение: люди отказываются от необязательных сувениров. Потому что такие траты сейчас бессмысленны. Дорого стало покупать гаджеты, и оргтехнику, как-то совсем незачем – очередную статуэтку овечки.

Лучше подарить частичку чьей-то жизни. «Я в свое время подарила своим родителям на Новый год картину. Ее я купила на благотворительном аукционе, потратив на нее половину своей месячной зарплаты. Просто получилось так, что я привела на этот аукцион очень богатых людей, но они ничего не купили. И мне было неловко за таких неудачных доноров, поэтому я решила вложить свои деньги. Деньги я пожертвовала для фонда «Подсолнух». Родители были очень впечатлены: это было полмесяца лекарств для мальчика с нарушенным иммунитетом. Мама моя даже плакала. Это было очень трогательно. И такая история навсегда запомнится. Картина сейчас висит в доме, и маме приятно», – приводит личный пример Анна Гаан.

В лесу родилась елочка – пускай там и живет

Подарки мы привыкли класть под елку. Но разве не жалко, что срубленная молоденькая елочка засохнет через две-три недели, и ее придется выкинуть на помойку? Есть возможность поступить иначе.

Фонд ОРБИ придумал провести аукцион елок. Аукцион – это иногда помпезное, часто закрытое мероприятие: вечерние платья, смокинги… Но ОРБИ проводит онлайн-аукцион.

Фонд представляет 12 праздничных новогодних елок от российских артистов. Всеми любимых артистов. Аукцион продлится до 26 декабря.

Средства пойдут подопечным фонда, а это Илья Баранков (4 года, г. Ногинск), Виталий Антошин, (36 лет, г. Санкт-Петербург), Мария Федотова ( 15 лет, г. Владивосток), Владимир Павлов, (62 года, г. Ногинск). К примеру, Евгений Маргулис нарядил елку конфетами и снабдил автографом и рисунком на горшочке. Первая ставка – 10 000 рублей!

Елки оформили и другие музыканты, артисты, писатели: Дарья Донцова, Маргарита Позоян, группа «Иванушки», Диана Арбенина, группа «Ногу Свело», группа «Каста».

Есть елки и от российских дизайнеров: Дмитрия Логинова, Наталии Гончаровой, Анастасии Задориной и Светланы Кушнеровой, их стартовые цены 20 000 рублей (а цена на елку от Светланы Кушнеровой – из кристаллов, натурального жемчуга и органзовых лент – начинается от 50 000 рублей).

«Елки получились очень оригинальные – каждый артист и дизайнер вложил в них частичку своей души – постарался подойти к вопросу оформления не стандартно», – отмечает Екатерина Милова, директор фонда ОРБИ.


Екатерина Милова, директор фонда ОРБИ

А вот проекты GoodImpulse и «Подари-дерево.рф» готовы помочь тем, кто все же любит живую елку. Сергей Скоробогатов со своей командой «Подари-дерево.рф» не первый год сажает деревья, и под Новый год традиционно предлагает не губить елки, а покупать их живыми.

Елка приедет от фирмы в кадке, потом ее можно будет высадить на участке и ребята из «Подари-дерево» расскажут, как это сделать правильно. Ну, или посадят за вас. Маленькое деревце может стоить до 1000 рублей, двухметровая ель – до 5000, цены также зависят от породы дерева. Цены не кажутся несоразмерно большими: срубленные ели и сосны на елочных базарах стоят даже дороже. Кроме того «Подари-дерево» обещает перечислить 10 процентов от продажи каждого дерева в Православную службу помощи «Милосердие», и дать еще 10-процентую скидку всем, кто скажет кодовое слово Goodimpulse.

«Если заказчик назовет промокод Goodimpulse, то 10 процентов от покупки отправиться в поддержку подопечных Православной службы помощи «Милосердие»», – отмечает руководитель проекта Good Impulse Ксения Егерева. Таким способом GoodImpulse продвигает идею экологической чистоты праздника, и, одновременно, помогает людям.

«Хочется, чтобы подарок приносил пользу. Ну, или хотя бы не вредил. Живое дерево точно не навредит, елку вы все равно будете наряжать, но зато такая – сохранится. Если подарок приносит пользу помимо краткого удовольствия от него – это здорово».

Хорошо, когда подарки экологичны. Например, блокноты от проекта «Экопад» Алексея Травина сделаны из обрезков бумаги. Даже корпуса пишущих ручек они делают из обрезков бумаги. С Алексеем мы договорились, что его подарки (которые и полезные, и осмысленные, и очень интересные), тоже могут помочь людям – если вы скажете промокод Goodimpulse, то с вашей покупки в Православную службу помощи «Милосердие» тоже уйдет 10 процентов», – говорит Ксения.

Также в Goodimpulse с 25 декабря стартует квест – 5000 добрых дел за 100 дней. Длиться акция будет с декабря по март. «Это социальная акция, в которой каждый может принять участие. Каждый раз, когда вы совершаете доброе дело, напишите нам: кому, и как вы помогли. Общее цифру добрых дел мы будем показывать в конце дня на сайте», – поясняет Ксения Егерева.


Ксения Егерева, основатель проекта Goodimpulse, менеджер агентства Act.Moscow

Приятное и памятное

Даже открытку можно подобрать особенную. К примеру, фонд «Измени одну жизнь» предлагает необычные открытки, которые принесут не только радость, но и добрую пользу тем, кто в ней нуждается.

«Только представьте, что ваша открытка подарит еще одному ребенку-сироте шанс найти свою семью. Чем больше людей получат эти открытки, тем больше будет хорошего в наступающем 2015 году. При отправлении открытки вы можете сделать пожертвование на любую сумму», – призывает фонд.

Директор фонда «Детские сердца» Катя Бермант подает идею: подарить близким на Новый год годовой абонемент на футболки от Тани Задорожней. Что такое годовой абонемент на футболки? А вот что – к каждому основному празднику подготовлена особая футболка. На январской – овечка, на декабрьской – принт, имитирующей фактуру свитера с оленем, есть тематические рисунки ко дню святого валентина, к 8 марта, 1 апреля. Каждая такая упаковка стоит 6 тысяч рублей, а деньги идут подопечным фонда.

А фонд ОРБИ сделал футболки с интересными надписями и ангельскими крыльями – они пользовались успехом на предновогодних ярмарках, и их все еще можно приобрести.

А еще ширится мода дарить благотворительные сертификаты. Скажем, в «Арифметике добра» их можно получить за довольно крупное пожертвование.

«Это очень красивые именные коробки, которые мы оформляем за пожертвования свыше 100 тысяч рублей, – такое как бы нарядное, сувенирное подтверждение доброго дела, предназначенное для крупных жертвователей. Жертвователи часто говорят: мы бы хотели отдать вот такую большую сумму на работу вашего фонда от имени такого-то человека, или такой-то организации. К нам сейчас обращается топ-менеджмент разных организаций, и большинство из них, конечно, узнали о такой возможности – подарить или передарить «доброе дело» – от президента нашего фонда Романа Авдеева», – рассказывает Анна Гаан.


Анна Гаан, исполнительный директор благотворительного фонда «Арифметика добра»

В будущем году фонд планирует сделать благотворительные сертификаты на самые разные суммы, которые можно будет купить на сайте, распечатать, и подарить своим друзьям. Жертвователи смогут подарить своим родным «месяц репетитора для ребенка-сироты», «лечение ребенка в приемной семье», «помощь семье Ивановых!» и так далее, в зависимости от бюджета дарителя.

Кстати, такие сертификаты или их подобие подходит и для корпоративных подарков. Партнеры Mail.Ru Group на этой неделе получат волшебный снежный шар и Карту Добра. «С помощью Карты получатели наших подарков сами решат, какому проекту на Добре Mail.Ru будут перечислены средства из бюджета нашей компании. И благотворительность, и сувенир, и немного волшебства», – говорит руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.

Pуководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина

Подари праздник

Если вы хотите сделать праздник с благотворительной подкладкой, то соберите друзей на модный сегодня бранч.

«Суть такой истории в том, что друзья собираются на поздний завтрак в московском кафе или ресторане, и их приветствует президент нашего фонда, – рассказывает Екатерина Канищева, пиар-менеджер благотворительного фонда «Добросердие». – Он рассказывают о том, каких успехов добился фонд в этом году, что планируется в следующем, и какие у фонда цели и задачи. Мы первыми сделали такое мероприятие в конце декабря – «Благотворительный предновогодний бранч фонда «Добросердие». В приятной компании гости позавтракали, познакомились друг с другом, послушали официальную часть, и поделились своими идеями и предложениями по вопросам благотворительности. В рамках такого мероприятия можно поставить черити-бокс. Никто не заставит вас туда положить деньги, но если, например, рассказать о том, что сегодня вы собираете деньги на новогодние подарки для деток, то, возможно, ваши гости откликнутся и помогут».

А одной из инициатив фонда «Жизнь как чудо» стала благотворительная акция Корпорация волшебников. «Мы предлагаем людям сделать подарки нашим подопечным, публикуем фото детей, и их заветные новогодние желания. А потом предлагаем всем желающим стать волшебниками, и одно желание выполнить. Надо сказать, акция пользуется успехом. Люди с огромной радостью включаются в эту игру; хотят не только получать, но и дарить. Это так приятно!» – рассказывает Анастасия Черепанова.

Придумали в фонде и мероприятие «Снежный день»: известные артисты читали отрывки из любимых произведений – «Маленького принца», рассказов Сергея Козлова о ежике и медвежонке… Билет на чтения – это и есть пожертвование для подопечных фонда. А эмоции – лучший подарок. Благодаря празднику удалось собрать больше полумиллиона рублей!

Сделай сам

Можно подарить и дело – какое-то интересное и полезное занятие. «Фонды проводят различные мероприятия почти каждую неделю, всегда можно найти что-то подходящее, – говорит Екатерина Кузьмина, директор фонда «Галчонок». – Так, например, в поддержку фонда «Галчонок» клуб ART SKY проводит серию благотворительных мастер-классов по росписи новогодних елочных шаров, которые потом можно будет забрать с собой.

Кроме того, мы сделали специально к Новому году линейку полезных сувениров с символикой «Галчонка», которые можно получить за благотворительное пожертвование. Это чашки, открытки, наборы игрушек от наших друзей – «Артели блаженных», наборы имбирных пряников в фирменной упаковке и многое-многое другое».


Екатерина Кузьмина, директор фонда «Галчонок»

Подари возможность

Давно известна идея «благотворительности вместо сувениров», отмечает Анастасия Черепанова: «И есть примеры прекрасного социального предпринимательства. Скажем, мастерская «Артель блаженных», где работают люди с ментальной инвалидностью. Наш фонд «Жизнь как чудо» с ними с удовольствием сотрудничает. Человеку с диагнозом «аутизм» трудно найти себе применение и работу. И такие мастерские для них – уникальная возможность и самореализации, и заработка. Эта артель делает игрушки из дерева, и из войлока. В этом году у них много заказов. Корпоративных в том числе: бизнес охотно выбирает эту мастерскую в качестве партнера, компании понимают, что и подарки будут хорошие и качественные, и милое дело они делают.

Для нашего фонда ребята из артели делают деревянные сердечки-фонарики, они их разработали специально для нас. На наших ярмарках мы дарим эти сердечки людям за их пожертвования. Человек повесит сердечко на елку, и оно будет не просто доставлять эстетическое удовольствие, но и напоминать, что вы помогли какому-то маленькому человечку купить лекарства».

А если покупать подарок, сделанный на подобных предприятиях, которые берут на работу особых людей, вы сделаете даже тройное добро! Порадуете вещицей своих близких, поддержите социальных предпринимателей, а часть средств еще и уйдет подопечным благотворительной организации.

«Кстати, – отмечает Анастасия Черепанова, – развивается и традиция корпоративных благотворительных ярмарок: когда та или иная компания приглашает фонд на свою площадку и просит провести на своей территории ярмарку-продажу для сотрудников.

Одновременно идет и сбор пожертвований, и сотрудники покупают себе «добрые подарки». Каждый может выбрать для себя приятный или полезный сувенир. Это становится модным. Компания РОСГИДРО делала у себя такую шикарную благотворительную ярмарку, что приглашала даже несколько фондов. И это чудесно. В этом году мы были в компании Volvo – как участники ярмарки. Сотрудники компаний обычно тепло отзываются о таких акциях: сами они иногда просто не имеют времени, чтобы поехать за покупками, а тут к ним приезжают и привозят подарки».

А откуда у фондов берутся особенные подарки?

«Все подарки, которые мы представляем на ярмарках, – говорит Анастасия, – это то, что нам делают наши друзья, волонтеры, мастера, художники. Это их вклад – и это еще одна составляющая такого «доброго дара». Потому что человек, делая елочную игрушку для благотворительности, вкладывает в свой труд гораздо больше, чем если бы он делал ее просто для продажи. Потому что знает, что пожертвования за нее пойдут на помощь конкретному человеку, который ждет этой помощи. В нашем случае – это дети с тяжелыми заболеваниями печени, а вообще у каждого фонда – свои подопечные. Эти средства приносят пользу. Работает своеобразный круговорот добра».

Добрый свечной заводик

Что ж, рождественские ярмарки – светлая, но светская тема. И если вы не готовы перечислять деньги, то, действительно, купите подарок на многочисленных благотворительных базарах, рынках и распродажах – Seasons, «Ламбада маркет», Душевный базар.

«То, что сейчас организуется все больше благотворительных ярмарок, тоже тренд, – считает Анастасия Черепанова. – «Душевный базар» в этом году уже отметил 5-летний юбилей. Мероприятия такого уровня и формата воспитывают общество, прививают ему мысль, что благотворительность – это здорово, и «я тоже так хочу». Люди уже ждут этого события – чтобы поехать за подарками именно туда. Так что можно сказать, история с «добрыми подарками» развивается. Хотя пока и небольшой процент людей принципиально дарит своему окружению именно такие подарки».

Однако придумать и сделать такой подарок не так просто.

Скажем, на втором «Душевном базаре» фонд «Дети наши» продавал чудесные – не хэнд-мейд, а профессиональные – календари, такие своеобразные свитки с подтверждением совершенного доброго дела.

Такой свиток можно было подарить другу и сказать: «Я тебе дарю добрый поступок на Новый год!» То есть ты даришь не возможность совершения этого доброго дела, а подтверждение того, что оно уже сделано тобою – но как бы от имени друга. Деньги потратил ты, они уже перечислены в фонд, – отмечает Анна Гаан.

Но чтобы такие дары становились популярны, важно оформление.

«Когда мы дарим близким подарки, хочется, чтобы это было еще и красиво. Когда ты просто даришь квитанцию из «Сбербанка» – это хоть и доброе дело, но неинтересная подача. Упаковка сейчас многое решает, – поясняет Анна, – да и качество продукции тоже. В этом году я купила на «Базаре» много конфет и печенья, а у компании «Экопад» – блокнотики, потому что они красивые.

У других фондов я купила много всяких мелких штучек, за 100-200-300 рублей, просто чтобы поддержать фонды. Но я никому не буду это дарить. Свечи, саше – пригодились, а разные побрякушки – нет. Страшненькие игрушки, статуэтки – они не нужны. Если вы хотите успешно продавать благотворительные товары, они должны быть привлекательны и красиво оформлены».

Но ведь на «Душевном Базаре» и подобных ярмарках многое делается руками детей, а им трудно обеспечить профессиональное исполнение. Что можно посоветовать?

«Всегда пользуются успехом мыло, свечи, что-то съедобное. Но это должно быть упаковано, – рекомендует Анна Гаан. – К примеру, фонд «Мамин домик» победил практически всех других участников «Душевного базара» по выручке. Они продавали конфеты. Конфеты были идеальных пропорций, красиво упакованы. Кстати, у этого фонда было удобное место расположения на ярмарке и очень удачно оформленный прилавок, витрина. Многие фонды – они «вне торговли», и не задумываются о важности таких маркетинговых моментов.

Или, скажем, у фонда «Живой» были очень эффектные свечи. Оказалось, они тоже промышленного, не кустарного производства: фонд рассказал, что свою продукцию для ярмарки им пожертвовал свечной заводик. Так что профессиональный подход решает вопрос, в итоге, заработка фонда».

Каков портрет человека, который готов будет это покупать?

А каким образом привить обывателю, только подходящему к идее благотворительности, желание дарить именно полезные и добрые подарки? Где неофиту получать информацию?

«Должна быть реальная промо-компания по выводу товара на рынок, это я могу сказать как бывший помощник директора двух розничных сетей – «Старик Хоттабыч» и «Детский мир», – советует Анна Гаан. – Так же я занимаюсь продвижением бизнеса в социальных сетях. Нужно думать, кому будет интересен твой продукт. В нашем случае – сертификат на благотворительность: каков портрет человека, который готов будет это покупать? Скорее, это интеллигентный человек, которому интересна благотворительность. Далее следует подумать – а где он обитает? В каких соцсетях, где в оффлайне? Какие каналы нужно задействовать? Здесь благотворители должны становиться бизнесменами».

Например, в фонде «Арифметика добра» затрачивают много сил и работы на создание сертификатов и дизайн упаковки.

В итоге, информация о новинке распространяется и через сарафанное радио. «И часто – через президента нашего фонда. «Роман, ты мне подарил такую чудесную вещь, а где мне теперь взять такую же, чтобы тоже подарить?» – вот так реагируют люди. И приходят к нам», – говорит Анна Гаан.

Но если говорить о массовом продукте, то нужно обязательно думать о маркетинге. Мы можем взять для примера сайты, через которые продаются символические вещи, связанные с тем или иным культурным феноменом – новым фильмом, книгой, игрой. Или организацию продаж продукции для фанатов. Это те примеры, на которые фондам имеет смысл ориентироваться.

Знаки отличия

Вот еще один тип полезной покупки: сейчас становится все больше сharity-shop – благотворительных магазинов.

Такой магазинчик был недавно открыт в Москве Дарьей Алексеевой. Магазин создан специально для того, чтобы помогать – деньги идут на помощь нуждающимся.

Здесь можно купить чудесные вещи, и вовсе не обязательно это будут вещи сэконд-хенд. Это может быть и новая одежда, но зато по приемлемой цене, и при этом вы еще и становитесь участником филантропического дела.

«Мы под Новый год сделали акцию «10 дней добра». Ее суть такова, что несколько онлайн магазинов объединяются в одно сообщество и 5 процентов от каждой покупки отдают в благотворительный фонд. В первой акции к нам присоединились 9 магазинов. И общими усилиями получилось собрать для «Добросердия» приличную сумму – 37 000 рублей», – рассказывает Екатерина Канищева.

«Очень приятно порадовать себя и близких под новый год обновками. В этом могут быть полезны прекрасные Марина Васильева и Катерина Егорова с проектом » Ясна Яра – родные вещи» – у них красивая этническая мужская и женская одежда.

«Девушки поддерживают культуру осознанного потребления, и помогают людям делать филантропические поступки. С каждой покупки в их магазине «Ясна Яра», произнеся промокод Goodimpulse, вы можете 7 процентов от стоимости вашей покупки перечислить на поддержку подопечных Православной службы помощи «Милосердие»», – рассказывает Ксения Егерева.

Сейчас Goodimpulse и агентство Act.Moscow делают такой проект и с интернет-магазином образовательных игр «Mosaicum».

«Его создатель Андрей Комиссаров любит играть со своими детьми и считает, что игра должна быть не только интересной, но и полезной. Поэтому он с командой создает прекрасные настольные игры для детей и взрослых. И с ними тоже есть договоренность, что с каждой покупки по промокоду Goodimpulse будут перечисляться «Милосердию» 100 рублей», – говорит Ксения.

И такой добрый бизнес, таких тонких и неравнодушных людей нужно поощрять. Власти, приняв сейчас новый закон о доступной среде для инвалидов, говорят, что готовы будут отмечать особыми знаками те компании, которые обеспечивают безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями. А представители благотворительной сферы предлагают давать подобные знаки отличия магазинам, которые перечисляют часть выручки на благие дела. Компании могут выставлять у себя особый знак – «Здесь продаются подарки, часть средств от которых идет на благотворительность».

Тепло, усилие и помощь

Все наши собеседники признались, что не занимаются сейчас покупками новогодних подарков. Их дары на Новый год носят иной характер.

«Я буду дарить те подарки, которые купила в рамках нашей акции «10 дней добра». В ней участвовали магазины эко-косметики, магазин одежды и многие другие – и 5 процентов от каждой покупки магазины передадут в фонд», – рассказывает Екатерина Канищева.

«Я с мужем выбираю подарки всегда на «Душевном базаре». Там можно найти вещи, которые нельзя купить в магазине, мне важно, чтобы подарок был индивидуальный. Можно получить в итоге и качественные подарки, и эмоции, и еще и принести пользу», – признает Анастасия Черепанова.


Анастасия Черепанова, исполнительный директор фонда «Жизнь как чудо»

А самое главное – подарить себя. Ксения Егерева утверждает, что для нее самый дорогой подарок – это спокойствие близких людей. «Я хотела бы посмотреть в глаза близким или почувствовать их издалека и знать, что все хорошо, что они осознают, что все движется в правильном направлении, что все волнения временные. Подарки в этом году я делаю в виде личной помощи, то есть жертвую своим временем. Это самое ценное – и единственное не возвратное».

«От своих близких в подарок я хочу получить, пожалуй, знание, что у них все хорошо, – соглашается с этой идеей и Анна Гаан. – Сейчас такое время, что я сразу позвонила всем близким, узнать, нет ли у них финансовых сложностей или проблем со здоровьем, не нужно ли отправить деньги.

Племянникам я отправила печенье с «Душевного базара». Коллегам – блокноты оттуда же, они все с лошадкой-качалкой, а она как раз символ нашего фонда.

А подарки я в этом году покупать не буду. Я сделала несколько важных актов помощи. Кому-то помогла найти работу, кому-то отправила денег, чтобы справились со сложностями. В соцсетях я стараюсь участвовать делом, своими постами, призывами к помощи, и так далее».

Присоединяйтесь и вы. Сейчас нужно дарить тепло, усилие, и помощь.

И напоследок нужно сказать и о нашей, ставшей уже традицией, акции. В этом году мы в четвертый раз проводим благотворительную акцию «Дари радость на Рождество». Мы рады приветствовать тех, кто помогает собирать подарки для наших подопечных постоянно, и тех, кто решил присоединиться к этому проекту впервые. Вот тут можно прочитать правила участия в акции. Дарите радость!

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version