Черный песок на пляжах в Анапе растянулся на километры. После крушения 15 декабря в Керченском проливе двух танкеров «Волгонефть», перевозивших мазут, огромное токсичное пятно топлива штормом отнесло к популярному детскому городу-курорту и прибило к берегу.
Больше всего досталось пригороду Витязево и поселку Веселовка в Темрюкском районе, станице Благовещенской. Пострадала не только курортная инфраструктура, но и морская фауна: рыбы, птицы и млекопитающие. Время для их спасения ограниченно. Мы узнали, как сейчас живет Анапа в условиях экологического ЧП и что делают люди, чтобы предотвратить тяжелые последствия аварии и спасти Черное море.
«Постоянно подходят, записываются, уезжают с автобусами на пляжи»
В местном телеграм-канале фото закатного солнца. На умиротворяющем пейзаже надпись: «Море, прости нас». А дальше – новости и объявления: «Сбор завтра в 12:00. Нужны люди, помощь руками. Уборка нефти, сбор птиц. С собой иметь пакеты, перчатки, совки».
Подобными сообщениями сейчас переполнены паблики Анапы. Пользователи не спрашивают, чем помочь, приходят, приезжают, делают, что могут. Помощь прибывает отовсюду: из самой Анапы, Краснодара, Новороссийска, станиц Тихорецкая и Каневская, города Белореченска. На пляжи выходят работники прибрежных санаториев, студенты, старшие школьники, казаки…
«Постоянно подходят, записываются, уезжают с автобусами на пляжи. Работают около четырех тысяч человек. Людей хоть и хватает, но они все равно нужны», – рассказал «Милосердию.ru» координатор волонтеров Ренат. Застать его удалось с трудом, буквально в пересменке между штабом и работой «в поле».
Точное количество вылившегося мазута остается неизвестным: по одним данным, до 3 тысяч тонн, по другим – в три раза больше. Спутниковые снимки показывают, что пятна мазута общей площадью почти 100 кв. м уже появились за пределами Керченского пролива. И хотя погода последние дни, по словам местных, стоит хорошая, море не успокаивается ни на минуту. Это мешает убрать разросшееся мазутное пятно.
«Все зависит от погоды. Главное, чтобы не было штормовых порывов. Если спокойная вода, то собирать загрязнение, конечно, лучше, – объясняет «Милосердию.ru» Виктор Усов, член-корреспондент Российской академии естественных наук, ассоциированный член Комитета РСПП по экологии и природопользованию. – Когда были проблемы с разлитием нефти в Мексиканском заливе, там действительно была катастрофа. Все разносило теплое течение Гольфстрим. В нашем случае локализовать последствия можно гораздо быстрее. При более низких температурах окружающей среде вред наносится существенно меньший».
Но главная наша технология – это, конечно же, люди: сейчас добровольцы с лопатами и мастерками в ручном режиме час за часом перебирают тонны загрязненного песка. Говорят, что готовы трудиться даже ночью, но в темное время суток разрешение находиться на берегу есть только у МЧС.
Черный лебедь, который когда-то был белым
Москвичка Елена Павлова, которая в шутку называет себя «климатическим эмигрантом», переехала в Анапу на пенсии. Вот уже несколько дней женщина не может прийти в себя: «У нас все душой болеют за то, что происходит. Потому что народ в Анапе на самом деле неравнодушный». Она рассказывает, что на пляже, расположенном недалеко от ее дома, сильно пахнет мазутом. «Ужасающее впечатление производит эта смесь из песка и топлива. Она сантиметров восемь-десять толщиной, жирная такая, выглядит просто кошмарно», – делится Елена.
Больше всего местные жители переживают за судьбу перелетных птиц и лебедей. Красавцы с длинными шеями гнездятся в заболоченных анапских плавнях – поймах впадающих в море рек, заросших кустарниками и осокой. В холодное время года лебеди всегда прилетают на море подкормиться. Гуляющие на пляже люди кидают им хлеб, зерно. Птицы привыкли к этому и знают, что их никто не обидит. Кормить лебедей – это популярное зимнее развлечение в Анапе: царственные птицы на фоне холодного серого моря.
Разве лебеди могли предположить, что однажды найдут на пляже не пропитание, а свою смерть? Фото погибшей птицы уже обошло все городские чаты. В абсолютно черной тушке с трудом можно опознать, кто это. «Я определила, что лебедь, только по его очертаниям. Он был абсолютно весь черный: и оперение, и лапки», – рассказывает Елена Павлова.
Лебедей, живущих в речке Анапке, попытались защитить, установив боновое заграждение. Но белые птицы все-таки успели испачкаться в мазуте: на видео https://t.me/anapaa01/6059, которое широко разошлось в соцсетях, следы черного вещества заметны на шее.
Пять тонн средства для мытья посуды и заклеенные клювы птиц
Кроме лебедей пострадали и другие водоплавающие птицы. В основном разные виды поганок (чомги в первую очередь), лысухи, бакланы. Фотографы и орнитологи на месте фиксируют тушки погибших птиц, чтобы хотя бы приблизительно оценить масштабы потерь. Живых отлавливают и пытаются отмывать от мазута. Если не сделать этого быстро, животное погибнет.
Пострадавших пернатых отвозят на большую автомойку, где организована их массовая отмывка. По-хорошему, этим должны заниматься специалисты, ведь водоплавающие и так пережили огромный стресс, но рук не хватает. Одетые в белые непромокаемые комбинезоны, перчатки и маски, памятные нам еще по эпохе ковида, хрупкие женщины-волонтеры пытаются как-то помочь птицам.
Моют пострадавших с помощью популярного средства для мытья посуды, которое отлично удаляет жир. В Анапу уже заказали минимум 5 тонн моющих средств. Еще для помощи птицам требуются препараты для восстановления печени, физиологический раствор, капли для глаз. Нужны пеленки, шприцы, антибиотики.
Эксперты дают волонтерам четкие указания, как правильно отмыть птицу, чтобы в процессе она не пострадала еще больше. «Вы обязательно должны заклеить ей клюв, иначе она продолжит счищать и проглатывать мазут, что усилит интоксикацию и приведет к гибели. До момента пока вы ее не отмоете, пластырь с кончика клюва не снимается, иначе птица наестся помимо мазута еще и моющего средства!» – объясняют орнитологи в чатах, которые были созданы после трагедии.
Очищение даже самой испачканной в мазуте птицы не длится больше часа. На первой стадии используется крахмал. Надо втереть его в перья круговыми движениями, следом залить птицу моющим средством и так же, круговыми движениями, помыть ее, потом ополоснуть. Процесс повторяют до момента, пока птица не станет совсем чистой. Когда перья обсохнут, нужно оценить ее внешний вид и состояние и, возможно, повторить процесс еще раз.
Но даже очистив от мазута, выпускать птиц на волю пока нельзя. Перья у них мокрые и тяжелые, взлететь они не смогут, а в воде они утонут. Уже брошен клич для тех, кто готов взять пернатых на передержку. В Анапе много частных дворов, там птицам будет просторно, и они смогут спокойно прийти в себя.
Погибшие дельфины
В Черном море водятся три вида дельфинов: азовка, афалина – их промысел запрещен, но именно они чаще всего попадают в океанариумы и дельфинарии – и белобочка. Все они на грани исчезновения и занесены в Красную книгу России.
О гибели нескольких дельфинов сообщает телеграм-канал «Анапа №1» – фото животных, пострадавших от мазута, стали появляться тут начиная с 17 декабря. Один из дельфинов лежит на пляже в огромном пятне мазута, словно накрытый черным «одеялом», другие – выброшены на прибрежные скалы и также потемнели до неузнаваемости.
«Двое дельфинов погибли, очевидно, давно. Одна вчерашняя находка – молодая азовка, погибшая точно в результате загрязнения. Сегодня обнаружено еще одно тело дельфина в мазуте, но когда наступила смерть, пока непонятно. Те части тела, которые проглядываются, выглядят так, как будто бы он тоже давно мертв. Вообще, дельфины умеют обплывать такие загрязнения, все зависит от масштабов пятна. Но в будущем иммунитет дельфинов, конечно, может значительно пострадать из-за накопления токсинов, будем надеяться, что удастся этого избежать», – комментирует ситуацию директор научно-экологического центра «Дельфа» Татьяна Белей.
У центра есть база волонтеров в Анапе, и несколько человек из Сочи поехали накануне на подмогу на «дельфомобиле», где есть специальное снаряжение и медицинское оборудование для оказания помощи и диагностики китообразных.
Научный директор Фонда защиты китов Владимир Латка заявил, что из-за ЧП с танкерами появилась угроза для «роддома» черноморских афалин, которые размножаются в Таманском заливе и прокладывают пути миграции через Керченский пролив.
В отличие от птиц, самостоятельно помогать дельфинам не нужно. В чатах волонтеров просят в случае обнаружения мертвого или живого дельфина ничего не предпринимать, а только передать геолокацию специалистам: без необходимых знаний и навыков, даже исходя из лучших побуждений, своими действиями дельфину можно причинить серьезный вред. У пострадавших от разлива мазута млекопитающих возможна острая интоксикация, ожоги кожи и слизистых.
Мазут уходит вглубь песка. Летом это принесет новые опасности
Ситуация на Черноморском побережье действительно тяжелая. О том, что грозит местной экосистеме, рассказывает Дмитрий Федоров, член координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты РФ, директор ресурсно-экологического центра «Зеленая цивилизация». «В результате шторма произошло перемешивание мазутной массы и морской воды, и в итоге мазут был разделен на разные по размеру фракции. Крупные сгустки однозначно находятся на дне. Там где ракушечник, водоросли – естественный морской биофильтр. Ракушечник однозначно погибнет в такой ситуации», – говорит эксперт.
А дальше все пойдет по пищевой цепочке. Ракушки и водоросли являются пищей для молодняка и травоядных рыб. Травоядные рыбы и мелкие рыбы являются пищей дельфинов и плотоядных рыб Черного моря. Соответственно, интоксикация будет распространяться снизу вверх по пищевой цепочке и может дойти до человека, предупреждает ученый.
Вторая проблема, которую он называет, пока не так очевидна, и о ней мало кто подозревает. Во время шторма отдельные части мазутного пятна могли быть утрамбованы в песок на достаточную глубину, полметра или метр, прямо в пляжной зоне. Когда наступит лето и поднимется температура воздуха, мазут в песке станет менее вязкий и более текучий. Он может как мигрировать в сторону моря, так и испаряться сквозь толщу песка.
Тогда им станет дышать природа на всем протяжении 50-километровой зоны загрязнения. Это может коснуться зоны пляжей, рекреации, в том числе северо-западных участков, которые граничат с огромными лиманами, являющимися местом обитания водоплавающих птиц. «Там же огромная птичья популяция, до 50 видов, в том числе редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу, – продолжает Федоров. – Для них это тоже фактор дополнительного беспокойства и интоксикации. Возможно, запах мазута даже начнет сгонять с гнездовий птичьи пары, когда уже будут отложены яйца. Это все очень опасная и непредсказуемая вещь».
Природа вылечит себя сама. Но ей нужно помочь
Ежедневно с пляжей Анапы вывозят около 100 тонн песка, смешанного с мазутом. Волонтеры рассказывают, что некоторые пляжи напоминают слоеный пирог: мазут находится на 10-15 см под слоем песка, и это очень осложняет уборку. Собранные отходы грузят в мешках на самосвалы и отвозят на переработку.
Сейчас местные жители больше всего боятся, что мазут дойдет до каменистых пляжей. Ведь, в отличие от песка, гальку просто так всю не переберешь и не вывезешь.
Впрочем, есть и хорошие новости. Экологи обещают, что постепенно природа восстановится, ведь она имеет огромный потенциал для самоизлечения. «Понятно, что не за один день и даже не за один месяц, но морские бактерии все переработают. Экосистема в любом случае себя восстановит, природа себя вылечит, но на это потребуется время и помощь людей в ликвидации последствий», – говорит Дмитрий Федоров.