Православный портал о благотворительности

О Покрове Богоматери над нами говорит каждый случай Ее чудесной помощи

Чего еще, кроме любви и помощи, можно ждать от Матери Христа? Только бы сам человек прибегал к Ней и верил, а Пречистая всегда слышит. Покров Богородицы – 14 октября

Покров Пресвятой Богородицы. Мозаика. Изображение с сайта https://pravoslavie.ru/

В дни, когда святой Андрей увидел в храме Пресвятую Богородицу, со слезами молящуюся за людей и распростершую над ними свой покров, Константинополь был спасен от осады (VII в.). В предании эти два события связали друг с другом: Матерь Божия спасла и помогла.

Но чего еще, кроме любви и помощи, можно ждать от Матери Христа? Только бы сам человек прибегал к Ней и верил, а Пречистая всегда слышит.

Русский идет на русского – Богоматерь плачет

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 800px-postavlenie_vladimirskoj_ikony_vo_vladimirskoj_bogorodczkoj_czerkvi.jpg
Перенесение Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирскую Богородицкую церковь. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV век. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Проходит всего два с половиной столетья, и вот уже Богородица является не в Константинополе, спасая город от наступающих на него русских, а в самой гуще междоусобной борьбы, в Новгороде, у стен которого стоит войско владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого князей во главе с Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского. 1170 год – битва новгородцев с суздальцами.

Летопись сообщает об этом событии много страшных деталей. Говорит о том, как испуганные новгородцы, узнав о приближении войска, строили вокруг города острог, надеясь защититься от вторжения. Как плакали и молились, понимая, что обречены на гибель: ведь враги уже заранее поделили добычу, определив, кто и какую улицу города будет грабить. Как укрывались от дождя из стрел и готовились умереть, но не сдать город.

«Вид Новгорода Великаго во время осады онаго в 1170 году ратию князя Андрея Боголюбскаго», Вельтман А. Ф. «О Господине Новгороде Великом с приложением вида Новгорода в 12 столетии и плана окрестностей», 1834. Из фонда Государственной публичной исторической библиотеки, shpl.ru

Тогда Новгород спасло только чудо: во вторую ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн молился, он услышал голос: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов».

Пройдя крестным ходом по укреплениям, новгородцы увидели, как Божья Матерь отвернулась от нападавших, обратив свой лик к городу, и заплакала. А потом все объяла тьма, и суздальское войско ослепло, победа осталась за новгородцами.

Спастись новгородцам помог образ Богородицы «Знамение», а события, описанные в летописи, позднее были изображены на отдельной иконе.

Покров – милосердие Божией Матери ко всем нам

Люди молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

Московский Сретенский монастырь. Фото с сайта https://putidorogi-nn.ru/

В 1395 году Тамерлан шел на Москву. Остановившись в 350 километрах от города, в Ельце, грозный завоеватель неожиданно повернул вспять. Для москвичей это было настоящим чудом: наслышанные о зверствах тюркского правителя, складывавшего курганы из голов покоренных народов, они ждали страшной смерти.

Уберегла город совместная молитва перед образом Владимирской Божьей Матери, которую доставили в Москву из Владимира.

Десять дней величественным крестным ходом несли икону в столицу, и вдоль всего пути люди выходили навстречу и, опускаясь на колени, молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

Сейчас на месте, где крестный ход встречал икону, стоит Сретенский монастырь.

Сражение на реке Угре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в. Памятник «Стояние на Угре 1480». Фото с сайта ru.wikipedia.org

С заступничеством Владимирской иконы Божьей Матери связывают и успех русских войск на реке Угре в 1480 году. Эту дату принято считать концом монголо-татарского ига: хан Ахмат, пытавшийся принудить Москву и ее великого князя Ивана III к повиновению и выплате дани, был вынужден развернуть войска.

Угрозу, исходившую от хана, русские люди ощущали очень остро. Боялись не только смерти и разорения – угрозы своей вере.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше», – пишет летописец о тех событиях.

Русские и татарские войска стояли друг напротив друга на разных берегах Угры с 8 октября до 11 ноября, больше месяца. У русских воинов были с собой списки с Владимирской иконы, и сама Владимирская была с русским войском.

«Предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость»

В. Савинский. «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского», 1882 год. Фото с сайта museum.ru

И в Смутные времена опять помогла Богородица.

Может быть, ополченцы могли бы победить поляков даже на год ранее, и на Красной площади сейчас стоял бы памятник совсем другим людям, а не Минину и Пожарскому.

Патриарх Гермоген благословил освободителей Отечества Казанским образом Божией Матери и повелел отправить список иконы казакам первого ополчения под предводительством Прокопия Ляпунова.

Вот только казаки встретили икону не слишком почтительно, и вскоре их наступление потерпело неудачу, а Ляпунов погиб.

Князь Дмитрий Пожарский этой ошибки не повторил. Находясь с войсками в Ярославле в преддверии наступления на Москву, он просит находившихся здесь же жителей Казани о том, чтобы ему отдали чудотворную икону. С ней Пожарский идет на Москву.

Перед тем, как идти на приступ Кремля, Пожарский объявил в своем войске трехдневный пост и сугубую молитву перед образом Казанской Божьей Матери, а когда победил – совершил с иконой благодарственный крестный ход по освобожденному городу.

В некоторых исторических источниках есть свидетельство о чудесном заступничестве Богородицы и о том, что в те дни действительно решалась судьба нашей страны. В момент осады в Кремле находился архиепископ Арсений, которому в ночь перед штурмом явился преподобный Сергий Радонежский.

По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

Как подчиненный Геринга послушался Богородицу и спас деревню

Образ, переданный церкви д. Рожковка майором Хербстом. Фото с сайта sb.by

Когда читаешь обо всех этих чудесах, может показаться, что все это – о прошлом, а в наше время ничего удивительного быть не может. Это не так, случаи заступничества Богородицы известны и сейчас, и в недавнем XX веке.

О том, как Матерь Божия спасала людей во время Великой Отечественной войны, есть масса свидетельств, но большинство из них – устные предания. Мы хотим рассказать о задокументированном случае, которому нашлось множество свидетелей.

В Белоруссии, недалеко от Беловежской пущи, есть деревня Рожковка. Сейчас она почти не обитаема – живут здесь в основном старики, а в 40-х годах XX века здесь было 600 жителей. Вскоре после начала войны деревня была оккупирована немцами. В 1942 году поступил приказ расстрелять все взрослое население за пособничество партизанам. Местные старожилы даже запомнили дату назначенного расстрела – 28 сентября.

Когда рожковцы уже стояли под дулами автоматов у края собственноручно выкопанной братской могилы, недалеко от населенного пункта сел немецкий легкомоторный самолет, из него выскочил офицер и кинулся к палачам.

Вскоре переводчик объявил жителям Рожковки, что казнь откладывается на два часа. Люди стали молиться о спасении, и оно пришло – через обещанное время уже упомянутый офицер вновь появился с бумагой от начальства, отменявшей расстрел.

Когда все успокоились, немецкий офицер пояснил, почему он вдруг прилетел в Рожковку.

Офицера звали Эмиль Альберт Генрих Пауль Хербст, в Белоруссии он оказался по личному распоряжению Геринга. Хербст не разделял мнения своих начальников о том, что для подавления сопротивления и борьбы с партизанами нужно проводить карательные операции, считал, что действовать нужно точечно, наказывая лишь виновных, разбираясь в каждом деле.

В день, на который был назначен расстрел жителей Рожковки, Хербст летел в Берлин. Вдруг прямо в небе, рядом со своим самолетом он увидел женскую фигуру в голубом одеянии с младенцем на руках.

Немец узнал Деву Марию: она показала куда-то вниз и делала запрещающий жест. Совершив посадку, Хербст остановил казнь.

А спустя несколько месяцев, к празднику Покрова, Хербст вновь появился в Рожковке и привез с собой икону – вернее то, как он ее понимал.

По просьбе Хербста и с его слов другой немецкий солдат вырезал из дерева выпуклый барельеф, изображающий Мать с Младенцем на руках.

Сейчас икона Богоматери Рожковской хранится в местном храме – его открыли в 1943 году еще во время немецкой оккупации и не закрывали с тех пор никогда. На месте ямы, в которой должны были быть похоронены расстрелянные жители деревни, установили памятный крест.

Чума возвращалась трижды, но отступала по молитвам Пресвятой Богородицы

Чумной бунт. Акварель Эрнеста Лисснера, 1930-е годы. Фото с сайта pravoslavie.ru

Случается, что враг незаметен, а урона от него не меньше, чем от войн и разорений. Речь, конечно, об эпидемиях, которые в прошлом были делом обычным. Богородицу издавна считали заступницей при «моровой язве» и «поветрии» – так на Руси называли чуму.

«Черная смерть» нанесла нашей стране не такой сильный урон, как в Европе, но вспышки, в том числе с большим числом жертв, происходили и у нас. Первая – в Киеве в 1090 году, а затем – в XIV, XVII, XVIII веках.

Особенно сильной была эпидемия чумы в 1654 году. С этим периодом связаны чудеса сразу двух Богородичных икон, которые помогли остановить мор.

В городе Шуя была написана икона Шуйско-Смоленская: одному горожанину пришла мысль написать икону, и он объявил всенародный сбор на новый образ.

Нашли иконописца, но когда мастер нанес на доску прорись, собираясь скопировать Смоленский образ, вдруг заметил, что положение ручек и ножек Младенца чудесным образом изменилось.

Когда икона была завершена, перед ней молились все жители Шуи, и чума отступила.

А история помощи Богоматери через ее икону «Седмиозерная» в наше нелегкое время звучит особенно утешительно. В том же 1654 и последующих годах она спасала города Поволжья от чумы несколько раз. Эпидемия возвращалась вновь и вновь, но ее вновь и вновь удавалось победить по заступничеству Пресвятой Девы. Спаслись Казань, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и другие города.

А. И. Черный. Портрет графа Григория Григорьевича Орлова, 1770-е годы. Фото с сайта gallerix.ru

В царствование Екатерины II, после победы на Турцией, с южных рубежей страны стали возвращаться солдаты, с ними в Москву хлынули трофеи. 1771 год – год страшного чумного бунта. Усмирял бунт Григорий Орлов.

Чума из Москвы пришла в соседний Владимир, но здесь все обошлось без бунта и без большого числа жертв. Есть свидетельства, что в это время Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы икона с Ее изображением, которую все называли Боголюбская, была перенесена из Боголюбского монастыря во Владимир. Как только это произошло, распространение болезни остановилось совершенно.

Икона, подаренная Петром I, спустя столетие остановила холеру

Въезд императора Николая I в Москву во время холеры 1831 года. Гравюра первой половины ХIХ века

В 30-х годах XIX века в Россию опять пришла холера. Принимались строгие меры, устанавливали карантины. Именно в такой карантин попал в 1831 году Пушкин в Болдине. Народ считал все карантинные меры «заговором правительства».

И вот однажды в Новгороде, во время службы в Спасо-Преображенской церкви, в нише храма отслоился толстый слой штукатурки, и под ним явилось изображение Богородицы. В храме и возле него собралось огромное число людей, и через некоторое время после общей молитвы холера оставила город. С открывшегося изображения сделали список, его иногда так и называют – Новгородским холерным.

Случались чудеса и совсем рядом с Москвой. В селе Косино (современный район Выхино) в храме с начала XVIII века находилась икона Богородицы, названная Моденской. Ее местному храму подарил сам Петр I, а Моденским образ назвали потому, что приобрели его в Италии, в городе Модена.

Празднование Косинской (Моденской) иконы Божией Матери в 2019 году. Фото из официальной группы Храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино, г. Москва vk.com

Образ оказался чудотворным – было множество свидетельств о случаях исцеления людей с самыми разными болезнями. А в 1848 году молитвами перед этим образом остановилась эпидемия холеры.

Моденскую икону специально выносили из храма, чтобы при большом стечении народа молиться Богородице об избавлении от эпидемии, объезжали с ней окрестные села, и болезнь отступала.

Все эти истории, когда бы они ни происходили, об одном – что в любое время и в любом месте мы остаемся под святым покровом Пресвятой Богородицы.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version