В дни, когда святой Андрей увидел в храме Пресвятую Богородицу, со слезами молящуюся за людей и распростершую над ними свой покров, Константинополь был спасен от осады (VII в.). В предании эти два события связали друг с другом: Матерь Божия спасла и помогла.
Но чего еще, кроме любви и помощи, можно ждать от Матери Христа? Только бы сам человек прибегал к Ней и верил, а Пречистая всегда слышит.
Русский идет на русского – Богоматерь плачет
Проходит всего два с половиной столетья, и вот уже Богородица является не в Константинополе, спасая город от наступающих на него русских, а в самой гуще междоусобной борьбы, в Новгороде, у стен которого стоит войско владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого князей во главе с Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского. 1170 год – битва новгородцев с суздальцами.
Летопись сообщает об этом событии много страшных деталей. Говорит о том, как испуганные новгородцы, узнав о приближении войска, строили вокруг города острог, надеясь защититься от вторжения. Как плакали и молились, понимая, что обречены на гибель: ведь враги уже заранее поделили добычу, определив, кто и какую улицу города будет грабить. Как укрывались от дождя из стрел и готовились умереть, но не сдать город.
Тогда Новгород спасло только чудо: во вторую ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн молился, он услышал голос: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов».
Пройдя крестным ходом по укреплениям, новгородцы увидели, как Божья Матерь отвернулась от нападавших, обратив свой лик к городу, и заплакала. А потом все объяла тьма, и суздальское войско ослепло, победа осталась за новгородцами.
Спастись новгородцам помог образ Богородицы «Знамение», а события, описанные в летописи, позднее были изображены на отдельной иконе.
Люди молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»
В 1395 году Тамерлан шел на Москву. Остановившись в 350 километрах от города, в Ельце, грозный завоеватель неожиданно повернул вспять. Для москвичей это было настоящим чудом: наслышанные о зверствах тюркского правителя, складывавшего курганы из голов покоренных народов, они ждали страшной смерти.
Уберегла город совместная молитва перед образом Владимирской Божьей Матери, которую доставили в Москву из Владимира.
Десять дней величественным крестным ходом несли икону в столицу, и вдоль всего пути люди выходили навстречу и, опускаясь на колени, молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»
Сейчас на месте, где крестный ход встречал икону, стоит Сретенский монастырь.
С заступничеством Владимирской иконы Божьей Матери связывают и успех русских войск на реке Угре в 1480 году. Эту дату принято считать концом монголо-татарского ига: хан Ахмат, пытавшийся принудить Москву и ее великого князя Ивана III к повиновению и выплате дани, был вынужден развернуть войска.
Угрозу, исходившую от хана, русские люди ощущали очень остро. Боялись не только смерти и разорения – угрозы своей вере.
«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше», – пишет летописец о тех событиях.
Русские и татарские войска стояли друг напротив друга на разных берегах Угры с 8 октября до 11 ноября, больше месяца. У русских воинов были с собой списки с Владимирской иконы, и сама Владимирская была с русским войском.
«Предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость»
И в Смутные времена опять помогла Богородица.
Может быть, ополченцы могли бы победить поляков даже на год ранее, и на Красной площади сейчас стоял бы памятник совсем другим людям, а не Минину и Пожарскому.
Патриарх Гермоген благословил освободителей Отечества Казанским образом Божией Матери и повелел отправить список иконы казакам первого ополчения под предводительством Прокопия Ляпунова.
Вот только казаки встретили икону не слишком почтительно, и вскоре их наступление потерпело неудачу, а Ляпунов погиб.
Князь Дмитрий Пожарский этой ошибки не повторил. Находясь с войсками в Ярославле в преддверии наступления на Москву, он просит находившихся здесь же жителей Казани о том, чтобы ему отдали чудотворную икону. С ней Пожарский идет на Москву.
Перед тем, как идти на приступ Кремля, Пожарский объявил в своем войске трехдневный пост и сугубую молитву перед образом Казанской Божьей Матери, а когда победил – совершил с иконой благодарственный крестный ход по освобожденному городу.
В некоторых исторических источниках есть свидетельство о чудесном заступничестве Богородицы и о том, что в те дни действительно решалась судьба нашей страны. В момент осады в Кремле находился архиепископ Арсений, которому в ночь перед штурмом явился преподобный Сергий Радонежский.
По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
Как подчиненный Геринга послушался Богородицу и спас деревню
Когда читаешь обо всех этих чудесах, может показаться, что все это – о прошлом, а в наше время ничего удивительного быть не может. Это не так, случаи заступничества Богородицы известны и сейчас, и в недавнем XX веке.
О том, как Матерь Божия спасала людей во время Великой Отечественной войны, есть масса свидетельств, но большинство из них – устные предания. Мы хотим рассказать о задокументированном случае, которому нашлось множество свидетелей.
В Белоруссии, недалеко от Беловежской пущи, есть деревня Рожковка. Сейчас она почти не обитаема – живут здесь в основном старики, а в 40-х годах XX века здесь было 600 жителей. Вскоре после начала войны деревня была оккупирована немцами. В 1942 году поступил приказ расстрелять все взрослое население за пособничество партизанам. Местные старожилы даже запомнили дату назначенного расстрела – 28 сентября.
Когда рожковцы уже стояли под дулами автоматов у края собственноручно выкопанной братской могилы, недалеко от населенного пункта сел немецкий легкомоторный самолет, из него выскочил офицер и кинулся к палачам.
Вскоре переводчик объявил жителям Рожковки, что казнь откладывается на два часа. Люди стали молиться о спасении, и оно пришло – через обещанное время уже упомянутый офицер вновь появился с бумагой от начальства, отменявшей расстрел.
Когда все успокоились, немецкий офицер пояснил, почему он вдруг прилетел в Рожковку.
Офицера звали Эмиль Альберт Генрих Пауль Хербст, в Белоруссии он оказался по личному распоряжению Геринга. Хербст не разделял мнения своих начальников о том, что для подавления сопротивления и борьбы с партизанами нужно проводить карательные операции, считал, что действовать нужно точечно, наказывая лишь виновных, разбираясь в каждом деле.
В день, на который был назначен расстрел жителей Рожковки, Хербст летел в Берлин. Вдруг прямо в небе, рядом со своим самолетом он увидел женскую фигуру в голубом одеянии с младенцем на руках.
Немец узнал Деву Марию: она показала куда-то вниз и делала запрещающий жест. Совершив посадку, Хербст остановил казнь.
А спустя несколько месяцев, к празднику Покрова, Хербст вновь появился в Рожковке и привез с собой икону – вернее то, как он ее понимал.
По просьбе Хербста и с его слов другой немецкий солдат вырезал из дерева выпуклый барельеф, изображающий Мать с Младенцем на руках.
Сейчас икона Богоматери Рожковской хранится в местном храме – его открыли в 1943 году еще во время немецкой оккупации и не закрывали с тех пор никогда. На месте ямы, в которой должны были быть похоронены расстрелянные жители деревни, установили памятный крест.
Чума возвращалась трижды, но отступала по молитвам Пресвятой Богородицы
Случается, что враг незаметен, а урона от него не меньше, чем от войн и разорений. Речь, конечно, об эпидемиях, которые в прошлом были делом обычным. Богородицу издавна считали заступницей при «моровой язве» и «поветрии» – так на Руси называли чуму.
«Черная смерть» нанесла нашей стране не такой сильный урон, как в Европе, но вспышки, в том числе с большим числом жертв, происходили и у нас. Первая – в Киеве в 1090 году, а затем – в XIV, XVII, XVIII веках.
Особенно сильной была эпидемия чумы в 1654 году. С этим периодом связаны чудеса сразу двух Богородичных икон, которые помогли остановить мор.
В городе Шуя была написана икона Шуйско-Смоленская: одному горожанину пришла мысль написать икону, и он объявил всенародный сбор на новый образ.
Нашли иконописца, но когда мастер нанес на доску прорись, собираясь скопировать Смоленский образ, вдруг заметил, что положение ручек и ножек Младенца чудесным образом изменилось.
Когда икона была завершена, перед ней молились все жители Шуи, и чума отступила.
А история помощи Богоматери через ее икону «Седмиозерная» в наше нелегкое время звучит особенно утешительно. В том же 1654 и последующих годах она спасала города Поволжья от чумы несколько раз. Эпидемия возвращалась вновь и вновь, но ее вновь и вновь удавалось победить по заступничеству Пресвятой Девы. Спаслись Казань, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и другие города.
В царствование Екатерины II, после победы на Турцией, с южных рубежей страны стали возвращаться солдаты, с ними в Москву хлынули трофеи. 1771 год – год страшного чумного бунта. Усмирял бунт Григорий Орлов.
Чума из Москвы пришла в соседний Владимир, но здесь все обошлось без бунта и без большого числа жертв. Есть свидетельства, что в это время Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы икона с Ее изображением, которую все называли Боголюбская, была перенесена из Боголюбского монастыря во Владимир. Как только это произошло, распространение болезни остановилось совершенно.
Икона, подаренная Петром I, спустя столетие остановила холеру
В 30-х годах XIX века в Россию опять пришла холера. Принимались строгие меры, устанавливали карантины. Именно в такой карантин попал в 1831 году Пушкин в Болдине. Народ считал все карантинные меры «заговором правительства».
И вот однажды в Новгороде, во время службы в Спасо-Преображенской церкви, в нише храма отслоился толстый слой штукатурки, и под ним явилось изображение Богородицы. В храме и возле него собралось огромное число людей, и через некоторое время после общей молитвы холера оставила город. С открывшегося изображения сделали список, его иногда так и называют – Новгородским холерным.
Случались чудеса и совсем рядом с Москвой. В селе Косино (современный район Выхино) в храме с начала XVIII века находилась икона Богородицы, названная Моденской. Ее местному храму подарил сам Петр I, а Моденским образ назвали потому, что приобрели его в Италии, в городе Модена.
Образ оказался чудотворным – было множество свидетельств о случаях исцеления людей с самыми разными болезнями. А в 1848 году молитвами перед этим образом остановилась эпидемия холеры.
Моденскую икону специально выносили из храма, чтобы при большом стечении народа молиться Богородице об избавлении от эпидемии, объезжали с ней окрестные села, и болезнь отступала.
Все эти истории, когда бы они ни происходили, об одном – что в любое время и в любом месте мы остаемся под святым покровом Пресвятой Богородицы.