Бесспорных исторических доказательств того, что в Киево-Печерской Лавре жила под видом монаха-старца некая мать Досифея, у Церкви нет. Однако Церковь прославила ее во святых на Архиерейском соборе в феврале 2016 года.
Является ли это противоречим? Для Церкви – нет, не является, как не противоречат друг другу Церковное писание и Церковное предание, а наоборот, составляют ее полноту.
Например, о событии Рождества Богородицы в текстах Церковного писания (Ветхом и Новом Заветах) ничего не говорится, однако праздник Рождества Богородицы – один из главных в Православии.
Также в Церковное предание входит тот духовный опыт подвижников, который соответствует Церковному учению.
Под мужским именем
Итак, по преданию, преподобная Досифея родилась в 20-х годах 18 века в дворянской семье. С двух до десяти лет воспитывалась под присмотром бабушки-монахини, – по просьбе самой бабушки, которая позже станет схимницей и уйдет в затвор. Девочка после этого вернулась домой, но любовь к удивительному миру святых, пророков, подвижников, живущих особой, таинственной жизнью, любовь к самой этой скрытой от мира жизни прочно сохранилась в девятилетнем ребенке.
Родители воспитывали дочь как светскую девицу, но перевоспитать уже не смогли. Однажды, когда речь зашла о прицельном выборе женихов, девушка, переодевшись в мужскую одежду, тайно ушла из дома.
Объявилась она в Троице-Сергиевой Лавре, назвалась Досифеем, беглым крепостным. По императорскому указу в те времена «ни воинов, ни беглых крестьян без отпускного письма своего помещика принимать в монастырь не велено… приказано… умеющих грамоте не весьма постригать, кроме собственного Императорского Величества указа и синодального определения». Однако девушку принимают послушником и ставят пономарем. Через три года Досифея бежит подальше от дома, от Москвы, – в Киево-Печерскую Лавру.
Но и тут, опасаясь быть вдруг кем-то узнанной, и понимая, что среди братий жить не совсем правильно, она под видом послушника Досифея поселилась в Китаевой пустыни, в паре километрах от Лавры, тихом, почти заброшенном месте, где скрытно жили в пещерах отшельники. И «не только в Киеве, но везде, чуть не во всей России, <стала> разглашен<а> затворником и немалым святцем».
Бог знает, как провела многие годы Досифея, но со временем тихая Китаева пустынь перестает быть совсем уж тихой – народ идет и идет к «дивному старцу Досифею». Разговаривала с людьми Досифея через маленькое окошко, лица ее никто видеть не мог.
Однажды родная сестра прп. Досифеи, которая тоже слышала о киевском затворнике, пришла к «старцу» и спросила, что стало с ее сестрой. Досифея ответила, что не надо больше искать сестру, она приняла монашество и скрывается, чтобы служить Господу.
Прп. Досифея знала о своей смерти, сама надела погребальные монашеские одежды, оставив записку: «Мое тело готово к погребению. Прошу вас, не трогайте его и похороните по обычаю».
Все узналось, когда родная сестра Досифеи взглянула на портрет «старца Досифея» на надгробии и узнала свою пропавшую сестру. Однако жизнь святой Досифеи во многом так и осталась тайной.
Почему народ хранит легенды
Есть еще два эпизода, которые упомянуты в некоторых вариантах житийных текстов о Досифее Киевской:
– встреча в Киевской лавре императрицы Елизаветы Петровны с затворником Досифеем и ее разрешение постричь затворника в монахи.
– встреча матери Досифеи с Прохором Мошниным (будущим Серафимом Саровским) и ее благословение Прохора на монашество.
Исторических доказательств этим двум событиям не найдено. Но не найдено – не значит, что их не было! Эти две встречи упорно цитируются из века в век. Почему же так хочется, чтобы Российская императрица Елизавета, вопреки всем правилам, вмешалась в судьбу скрывающейся под мужским именем затворницы Досифеи, велела постричь ее? Почему так нужно, чтобы Досифея встретила и благословила будущего Серафима Саровского?
Из таких историй обычно рождались апокрифы со справедливыми царями, творящими правду на грешной земле, в чем обнаруживались народные упования. А в святость Серафима Саровского народ верил задолго до его непростой канонизации, и эпизод благословения будущего святого таинственной, но известной Киевской старицей – легитимизирует Серафимову святость.
Когда еще не было эмансипации
Истории женщин, подвизающихся под мужскими именами, в Церкви известны с древности. У каждой из них были свои обстоятельства, но было и общее для всех: несвобода распоряжаться собой. Большинство этих женщин были вынуждены бежать из дома и скрываться от близких, не желавших принять их выбор и готовых силой вернуть их домой.
Особенно это касалось жен и девиц высокого происхождения, жизнь под мужским именем давала им почти единственную возможность исчезнуть из прошлой жизни. Так, преподобномученица Евгения Римская, казненная в 262 году, была дочерью наместника Египта, а святая Аполлинария (V век) – дочерью правителя Греческой империи в период малолетства будущего императора Феодосия Младшего.
Святая Феодора Александрийская Младшая (V век) ушла из семьи после своей измены супругу, посчитав себя более недостойной быть женой благородного мужчины.
Покаяние привело ее к мысли об оставлении мира, а чтобы муж не нашел ее, она выбрала мужскую обитель, изменила внешность и назвалась Феодором. Образ жизни юного послушника удивлял даже опытных аскетов, настолько терпеливым и стойким был молодой инок. Лишь накануне смерти Феодоры Бог открыл игумену, что в его обители под мужским именем спасалась женщина.
Все эти жены были прославлены Церковью в лике преподобных. Вся их жизнь, начиная с решимости оставить все и идти за Христом, верность однажды принятому решению, терпение всего, что выпадало в пути, подтверждала слова апостола Павла о том, что во Христе нет «уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно…» (Гал. 3:28). Во Христе, а значит в Духе, все человеческие ограничения – природы, души – преодолеваются, и человек становится по-настоящему свободен, свободен от своего ветхого естества, уже при жизни становясь «как ангелы на Небесах».
Тропарь Досифеи Киевской
Иже Духом Святым издетска Христу обручена была еси,
И, сокрывши себе отмира в подобии мужестем,
Пещерное затворение сладостно восприяла еси.
Молися о нас, Досифея славная, Жениху твоему,
Да избавит нас от мрака греховного и спасет души наша.
Использован источник: Крайняя О. А. К биографии преподобного Досифея Китаевского (Киевского) // Вестник церковной истории. — 2007. — № 2 (6). — С. 235—250.