Мировая практика сбора благотворительных средств перед Рождеством имеет мощную историю и опыт. И даже современные способы удивить и умилить становятся традицией. Так как же европейские фонды собирают деньги в Рождественские дни?
Три кита, на которой сейчас стоит европейская благотворительность – это частная волонтерская инициатива, регулярность «малых» пожертвований (многие планомерно перечисляют в пользу выбранных больниц или фондов определенный процент месячного заработка), и работа «старых денег», накопленных капиталов, проценты от которых составляют большую часть задействованных в филантропической сфере средств.
Но это не отменяет того, что в дни праздника – тем более такого насыщенного смыслами, как Рождество – любой человек готов к «эмоциональным тратам». Более того, он хочет и умилиться, и удивиться. Поэтому фонды и волонтерские команды традиционно устраивают в эти дни необычные праздники и акции, привлекая внимание к своим нуждам.
Своим мнением о том, как проводит праздники зарубежное благотворительное сообщество, и есть ли что-нибудь, что мы могли бы позаимствовать, с нами поделились филантропы и волонтеры различных фондов.
Йерун Кеттинг, владелец компании Lighthouse Group
Я из Нидерландов, но живу и работаю в России с 1994 года. Поддерживаю различные благотворительные организации в Нидерландах и в России. Сумма моих благотворительных взносов, как правило, составляет от 5 до 10 процентов от общей суммы доходов в месяц. Российская благотворительность хорошо «продвигается» последнее время, но я вижу различия между российской и западной филантропией.
В Европе очень часто филантропическое сообщество собирается не вокруг фондов, а вокруг значимых событий.
Например, собираются деньги на поддержку семейств, пострадавших после цунами, землетрясения и так далее (в пользу таких мероприятий сумма сборов может достигать 30 миллионов евро). Одно из таких известных мероприятий – Serious Request.
Благотворительные ярмарки за рубежом популярны достаточно небольшие – в рамках жилой общины, прихода, профессионального сообщества. В маркетах участвуют небольшие фонды и собирают в среднем от 1000 до 5000 евро. Большие фонды не собирают пожертвования посредствам ярмарок, они организовывают большие мероприятия, на которых сумма в разы больше. Кстати, в офисах маркеты проводятся редко – считается, ярмарочная атмосфера не вяжется со строгой рабочей ситуацией.
Кстати, за рубежом, если ты делаешь пожертвования в фонд, у тебя со временем появляются налоговые преимущества, что достаточно важно, учитывая высокие налоги в Европе.
Дети в Европе с юных лет начинают участвовать в благотворительности. Мои племянницы часто приходят ко мне с просьбой поддержать их начинания. Например, на занятиях атлетикой дети получают символическую сумму за каждый круг, который они пробегают. Или они занимаются хайкингом ( спортивной ходьбой), и получают евро за каждый километр, который они прошли. Все деньги они отдают на благотворительность. Дети постарше (от 10 лет и выше) продают почтовые марки и отдают заработанные деньги в фонды. В итоге и в зрелом возрасте люди продолжают поддерживать благотворительность.
Александра Олсуфьева, юрист, волонтер фонда Secours Populaire
Я француженка, но с русскими корнями (моя семья покинула Россию во время революции 1917-го), работаю юристом и очень много занимаюсь благотворительностью. Рождество и Новый год – это особое время для благотворительных фондов и в Америке и в Европе. И прежде всего фонды стараются помочь в это время особо уязвимым людям с болезнями или тяжелыми жизненными ситуациями. Например, фонд Secours Populaire, которому я помогаю, организовывает визиты к пожилым людям, которые изолированы от социальной жизни. Им дарят книги, рождественские подарки.
Многие фонды организовывают ужины, балы и спектакли. Вообще в Европе это очень популярная история – устраивать вечеринки и концерты и на них фандрайзить деньги. Мой знакомый, глава французского фонда «Всем миром споем против рака» организовал в большой концерт, чтобы собрать деньги для праздника для детей в одном из онкогоспиталей в Рождество.
Проходят и разные кулинарные акции. Я, например, организовывала благотворительную продажу тортов в Версале в пользу детей. Кстати, большинство пекарей в Версале тоже продавали торты в Рождество, и часть денег шла на благотворительность.
Благотворительность – это больше англо-саксонская традиция, чем французская. Французы, к примеру, больше волонтерят, чем жертвуют деньги. Но все так или иначе участвуют – кто-то руками, кто-то мозгами, кто-то временем, кто-то все же деньгами.
Благотворительность во Франции, кстати, очень популярна среди молодых пенсионеров. Как правило, во Франции работают в среднем до 60 лет и живут долго, до 80 и больше. Так что у людей в пожилом возрасте есть энергия, время и деньги. И они очень активны в меценатстве.
Надежда Корсакова, президент фонда «Добросердие», и Татьяна Корсакова, учредитель фонда «Добросердие»
«В Лондоне существует наш второй фонд «Gracious Heart», который, как и мы, тоже занимается поддержкой детей с ДЦП. В Англии необходимость участия в благотворительности у людей буквально вбито в сознание. Многие ежемесячно отдают определенный процент со своих доходов на благотворительность, очень часто устраиваются аукционы, причем как серьезные, где лоты – драгоценные камни, авторские художественные работы и эксклюзивные платья, так и аукционы поскромнее, в рамках которых лоты могут позволить себе люди со средним уровнем достатка.
В канун Рождества и Нового Года сеть кафе здорового питания Pret-a- Manger, которые находятся в большом количестве по всему Лондону, проводит благотворительные акции: вся нераспроданная за день еда жертвуется на благотворительность. Ее отдают бездомным или высылают в больницы, в приюты.
Очень серьезное отношение к благотворительности в школах и университетах. Это и школьные ярмарки, где дети продают свои поделки, а средства отдают в фонды, и винные дегустации для родителей (пожертвование за входной билет) . Несколько раз в год родителей просят испечь их любимые пироги, в школе организовывается ярмарка, на которой семьи продают эти угощения, и деньги переводятся в фонды.
А еще есть День Джинсов. Это значит, что в этот день каждый, кто наденет джинсы в школу, переводит от 1 до 5 фунтов в счет благотворительной организации, которая поддерживает детей с генетическими болезнями.
А вот еще одна добрая традиция в Англии под Рождество. Дети приносят в школу из дома коробки – из-под обуви, из-под книг, обертывают их в праздничную упаковку и наполняют хэнд-мейд изделиями: это могут быть носочки, перчатки, салфетки, украшения. Куратор в школе собирает эти коробки и после они передаются или в фонды, или в общественные организации для нуждающихся. Такие милые подарки не остаются без внимания, и, конечно же, очень важны.