Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Почему я откладываю дела в «долгий ящик» и как победить эту привычку?

Привычкой начинать все дела «с понедельника», откладывать на потом и «тянуть время» страдает 25 % людей. Откуда она берется и как ее преодолеть? Советы от психологов и святых

Фото: EDUIN/https://pixabay.com/

Психическое отклонение или просто распущенность?

«Прокрастинация» (привычка откладывать) с латыни так и переводится – «на завтра». А есть еще синонимы: медлить, мешкать, копаться, временить, волочить, отсрочивать, оттягивать, тормозить, канителить, тянуть время, откладывать в долгий ящик…. Я намеренно не стану в этом тексте  использовать модное слово «прокрастинация». В западной психологии оно используется для определения феномена лени вообще. Но лень шире, сложнее и многограннее, чем просто откладывание дел на потом.

Психологи спорят о природе прокрастинации. Одни считают ее психическим отклонением, другие – личной распущенностью. В конце 90-х в прессе даже появилось сообщение о том, что она передается с генами и в принципе неизлечима. Мне же, как психологу, кажется, что к такой естественной склонности человека откладывать неприятные дела на потом ученые относятся чересчур серьезно.

Тянуть время можно по-разному: не начинать его;  не принимать решения начать;  начать и бросить;  делать много дел одновременно, ни одно не доводя до конца; заниматься множеством других дел, не касаясь главного и т.д.

Вот что отвечали участники моего опроса:

Рассказывает Л.:

«Мой муж, когда надвигается необходимость принятия любого решения, требующего дальнейшего действия, сначала игнорирует проблему как можно дольше, а потом (под моим нажимом) выдает свое сакраментальное: «Надо подумать!». Так он сказал, когда я попросила купить его стиральную машину. Через месяц я сделала новый запрос и  услышала: «Надо решить, какую выбрать модель». Прошло еще 3-4 месяца…  И только когда я пригрозила, что сейчас пойду в соседний (не самый лучший) магазин и ткну пальчиком в самую дорогую машинку, муж перепугался. Вечером я уже стирала в новеньком стиральном агрегате».

Рассказывает К.:

«Я никогда ничего не делаю без крайней необходимости. Не вынесу мусор до тех пор, пока из ведра не посыпется. Не куплю продуктов до тех пор, пока в доме есть хоть что-то съедобное. И так далее. Разумеется, если настойчиво просят – делаю. И это не касается интересов и увлечений, естественно. На работе размеренный труд – не по мне. Расслабленность, а потом максимальная концентрация – вот мой стиль. И, в общем, у меня получается».

Причины дурной привычки

И все же привычка тянуть время – серьезная проблема для многих людей, мешающая им полноценно жить, эффективно работать и получать удовольствие как от труда, так и от отдыха. Чем она бывает вызвана? Вот лишь некоторые причины:

* неумение планировать время;

* неспособность сосредоточиться;

* постоянное чувство тревоги или страха;

* депрессия;

* неуверенность в себе;

* финансовые трудности;

* неприятности в семье;

* нереалистичные ожидания и надежды;

* перфекционизм;

* страх неудачи;

* боязнь перемен;

* протест против навязанных сверху правил и сроков;

Жареный Петух как метод

Скучающая молодая девушка
Фото: Victoria_Watercolor/https://pixabay.com/ 

О тех, кто вечно откладывает все на потом, часто говорят: «тянут резину».  Здесь подмечено одно очень важное свойство прокрастинации – накопление напряжения. Чем дольше тянуть – резину ли, время ли – тем больше оно становится. Исход может быть двояким. С одной стороны, пущенный из рогатки камень получает энергию для полета лишь тогда, когда резина как следует натянута. Человек, не спешащий приступать к работе, ждет подобного импульса. Когда сроки подожмут предельно, времени останется ничтожно мало, он чувствует прилив сил и способен полностью сконцентрироваться на работе (в народе еще говорят: «жареный петух клюнул»). С другой стороны, если резину тянуть слишком долго, она может и лопнуть. Штурмовщина – не лучший способ выполнения заданий, а бессонные ночи – не самое подходящее время для этого.

Ученые из Центра  по изучению проблем прокрастинации Картонского университета (Канада), исследовав несколько сотен студентов, пришли к выводу, что молодые люди, склонные откладывать учебу на потом, чаще простужаются, меньше спят, неправильно питаются, больше курят и пьют. А результаты ночных бдений над учебниками, как правило, оказываются не самыми лучшими.

Психология святых

Так что же делать?

Делать.

В Отечнике (рассказах о святых отцах) есть такая притча: «Один человек имел землю, которая по его небрежности обратилась в бесплодную, заросла сорняками. Понадобилось ему возделать ее, и сказал он сыну: «Пойди, очисти наше поле». Сын пошел, но когда увидел, что оно заросло сорняками, пал духом и сказал себе: «Разве я когда-нибудь искореню все эти сорняки и очищу землю?» С этими словами он лег на землю и уснул; так поступал он много дней. Потом пришел отец посмотреть, что сделано, и увидел, что не сделано ничего. Он сказал сыну: «Почему ты до сих пор ничего не сделал?» Сын ответил: «Я увидел, как много сорняков, и отказался от работы». А отец сказал: «Если бы ты каждый день обрабатывал хотя бы такой кусочек земли, какой ты занимаешь, лежа на ней, то работа твоя мало-помалу подвигалась бы». Юноша поступил по наставлению отца, и в короткое время поле было очищено и обработано».

Святые отцы тоже знали о прокрастинации и разрабатывали свои рецепты для борьбы с ней. Вот, например, какие советы приводит Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань».

Он подметил, что чем дольше дело откладывается, тем более тяжелым кажется и советует: «Ко всякому делу, которое имеешь делать, не медли приступать, потому что первое недолгое мешкание приведет тебя ко второму, более долгому, а второе – к третьему, еще более долгому, и так далее. От этого дело начинается слишком поздно и … или совсем оставляется как обременительное… Ты не только во время труда, но и когда еще он далеко впереди, будешь чувствовать, как будто у тебя гора на плечах, будешь тяготиться тем и мучиться, подобно невольникам, в безвыходном невольничестве состоящим. Так и во время покоя не будешь ты иметь покоя, и без дел будешь чувствовать себя обремененным делами».

Чтобы побороть нерадение, преподобный Никодим предлагает… его обманывать, разбивая дело на маленькие блоки и делая перерывы.

«Если для совершения какой либо части службы требуется, положим, час молитвенного труда и это кажется тяжелым для твоей лености, то ты, приступая к сему, не думай, что тебе придется час стоять, а воображай, что это продолжится какую-нибудь четверть часа, и незаметно простоишь, молитвословствуя эту четверть; простоявши же сие, скажи себе: простоим еще четверточку, это немного, как видишь; потом то же самое сделай для третьей и четвертой четверти; и кончишь это дело служения молитвенного, не заметив трудности и тяготы… Так же поступай и в отношении к работе, и к делам послушания твоего».

Часто мы не можем начать работу, потому, что завалены делами и не зная, с чего начать, впадаем в ступор: «Но ты не думай об этом множестве дел, – пишет преподобный Никодим, –  а скрепя сердце берись за первое предлежащее и делай его со всем усердием, как бы других совсем не было, и сделаешь его спокойно; потом таким же образом поступи и в отношении к другим делам и все переделаешь спокойно, без смятения и хлопотливости».

Тем, кто хочет исправиться

Черно-белая фотография уличных часов
Фото: https://www.pexels.com/

Приведем список советов для тех, кто подвержен привычке  откладывать.

– Вспомните, какие дела – по-настоящему важные  – вы откладываете уже много лет?  Только не называйте первое, что придет вам в голову. Ваше нежелание начинать выполнять их столь велико, что подсознание услужливо будет предоставлять вам какие угодно дела кроме этих – по-настоящему важных. Так что придется как следует проанализировать собственную жизнь.

– Подумайте, почему именно к этому занятию вам так не хочется приступать. Для этого нужна честность перед самим собой и, если хотите, мужество. Возможно, с ними связана боль или другие неприятные ощущения. Не всегда мы сами отдаем себе в этом отчет, однако подсознательно стремимся избежать боли. Но выяснить причины нежелания браться за что-то необходимо. Отыскав корни проблемы, мы находимся на полпути к ее решению.

– Подумайте о том, какие положительные перемены произойдут, когда вы, наконец, выполните эти дела.

– Попробуйте подсчитать, чем вы расплачиваетесь за бездействие? Представьте, как бы повернулась ваша жизнь, если бы вы в свое время не стали откладывать те или иные неприятные, но важные дела. Каким бы сейчас было ваше здоровье, уровень образования, занимаемая должность, семейное положение?..

– Учтите, что нередко  мы сами внушаем себе отношение к предстоящей работе («Что за нудное задание мне досталось!») или тому, кто ее поручил («Вечно босс поручает мне самые безнадежные проекты! Он ненавидит меня!»). Будучи произнесенной несколько раз, эта фраза становится нашим твердым убеждением. И, мучительно заставляя себя сесть за работу, мы боремся уже с собственными эмоциями, которые сами только что себе внушили. Постарайтесь в следующий раз избегать подобных мыслей.

–  Заведите ежедневник. Как минимум 30% всех любителей откладывать это помогает. Заносите туда не только список дел, но и – что очень важно – достигнутые результаты.

– Получив задание, определитесь, когда вы намерены приступить к его выполнению. Сейчас или позже?  Если второе, отметьте дату в своем ежедневнике.

– Проанализируйте свои чувства и мысли. Когда наступает тот момент, в который вам хочется отложить работу  на неопределенный срок?  Едва почувствовав первые ленивые позывы, немедленно громко и отчетливо скажите себе: «Стоп»! Для верности можете  даже ущипнуть себя.

– Главное начать, преодолеть инерцию – потом дело пойдет гораздо веселее. Ведь вы уже оторвались от земли – и теперь нужно только лететь, возможно даже, получая от полета удовольствие.

– Перед началом работы пообещайте себе какую-нибудь маленькую, но приятную награду. Главное, чтобы она была запланированной. Вы не отправитесь пить кофе, бросив работу на середине. Вы сделаете половину работы – и после этого позволите себе кофе-брейк. Чувствуете разницу?

– Начните выполнение работы с самого простого и необременительного. Пусть первый этап будет совсем небольшим.

– Разбейте  рабочий  день на блоки. Тот, кто трудится, не вставая по 2-3 часа, добивается меньшего, чем тот, кто каждый час позволяет себе 10-минутный перерыв. Если вы ну никак не можете заставить себя приняться за работу, разбейте ее на совсем крошечные, пятиминутные блоки. Скорее всего, взявшись за дело, вы обнаружите, что втянулись, а  спустя пять  минут вам будет жалко бросать начатое.

– Если речь идет о большом проекте, начав работать над ним, не останавливайтесь. Даже в дни, заполненные другими делами, уделяйте работе над ним хотя бы по полчаса, а если нет возможности – то и 10 минут. Так вы не потеряете ускорение, полученное на старте. А остановитесь – придется набирать его вновь.

Итак, как видим, способов борьбы с  привычкой откладывать дела на потом существует немало. Если вы решите воспользоваться ими, помните самый главный совет: начните действовать сегодня, сию минуту, а не с понедельника.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?